Государство как субъект права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курс лекций

Краткое описание

Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве.

Файлы: 1 файл

№1 правоведение.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

1) правовое обеспечение  прав и свобод человека;

2) содействие осознанию  и развитию европейской культурной  самобытности;

3) поиск современных решений  социальных проблем, например, национальных  меньшинств, защиты окружающей среды,  борьбы со СПИДом, наркоманией;

4) развитие политического  партнерства с новыми демократическими  странами Европы, помощь государствам  Центральной и Восточной Европы  в проведении политической, законодательной  и конституционной реформ.

          Для вступления в Совет Европы  необходимо, чтобы данная страна  привела свои учреждения и  правовую систему в соответствие  с принципами демократии, верховенства  права и уважения прав человека, подписала и признала в полном  объеме Европейскую конвенцию  о защите прав человека и  основных свобод 1950 г. и ее контрольный  механизм. Приоритетным направлением  в работе Совета Европы является  защита прав и свобод человека. Принимая Россию в 1996 г. в  Совет Европы, соответствующая комиссия  отметила, что "Россия еще не  отвечает всем нормам Совета  Европы. Однако интеграция предпочтительнее  изоляции, а сотрудничество предпочтительнее  конфронтации". Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну, через которую может проводить свои национально-государственные интересы; во-вторых, включена в европейское политико-правовое пространство; в-третьих, расширились возможности для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере - науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др.

     Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 1960-х гг. Государственно-правовой режим представляет собой совокупность методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В теории государства и права сложились классификации этих режимов.

            Самая распространенная классификация - деление режимов на демократические и антидемократические. Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы.

          Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т.е. признание  народа единственным источником  государственной власти;

2) свобода личности в  экономической сфере, т.е. свобода  предпринимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность  прав и свобод человека и  гражданина;

4) осуществление государственной  власти на основе принципа  разделения властей;

5) выборность и сменяемость  органов государственной власти;

6) децентрализация государственной  власти;

7) наличие политико-правовых  механизмов, обеспечивающих реальную  возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и  мнения меньшинства, использование  метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм,  т.е. отсутствие единой общеобязательной  официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;

10) наличие легальной оппозиции.

           Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.

          Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни:

1) экономической основой  служит рыночная экономика, устанавливающая  равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

2) государственная власть  осуществляется на основе принципа  разделения властей;

3) в отношениях личности  и государства приоритет отдается  интересам личности;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание  населения;

5) широкий спектр общественных  объединений; многопартийность;

6) разнообразие мнений, убеждений,  мировоззренческую свободу, терпимость  к различным взглядам, суждениям.

         Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей на конституционном уровне:

1) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

2) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

3) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

4) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

         Следует иметь в виду, что демократическое  государство не всегда можно  отнести к наиболее предпочтительным. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию.

        Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.

             Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин "тоталитарный" в переводе с латинского означает "весь", "целый", "полный". Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР. Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1) идеологизация всей общественной жизни - на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

2) нетерпимость ко всякому  инакомыслию;

3) монополия на информацию;

4) подавление человеческой  индивидуальности, массовый террор  против своего населения;

5) слияние государственного  и партийного аппарата;

6) жесткая централизация  власти, иерархию которой возглавляет  вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного  самоуправления;

8) отрицание частной жизни  и частной собственности, доминирующее  положение государственной собственности.

         Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию  или народ в качестве высшей, элитной, а другие, "неполноценные" народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность  по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства.

            Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:

1) власть элиты не ограничена  законом;

2) народ отстранен от  управления государством и не  может контролировать деятельность правящей элиты;

3) в политической жизни  допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;

4) имеются сферы, свободные  от политического контроля, - экономика  и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет  интересов государства перед  личными интересами;

6) принуждение и насилие  применяются в отношении открытых  противников строя.

          Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

      Тема о форме государства была бы неполной, если не подчеркнуть, что в юридической литературе предложена оригинальная классификация форм государства по трем разным моделям (В.Е.Чиркин): 1) монократическая (монистическая); 2) доминантно-сегментарная; 3) поликратическая (плюралистическая). Их характеристика объединяет все три элемента - форму правления, государственное устройство и государственный режим.

               Монократическая форма государства характеризуется следующим:

а) государственная власть находится в руках одного центра (монарх, военный совет, фюрер, дуче, каудильо и др.);

б) централизация государственного устройства (например, официальное  сохранение федерации, административная опека над местными выборными органами назначенных сверху чиновников и

др.);

в) авторитарные методы управления;

г) сосредоточение в одних  руках всех ветвей власти (например, Советская республика).

          Доминантно-сегментарная форма государства является промежуточной ступенью между монократической и поликратической государственными формами. Здесь сохраняются определенные элементы разделения властей и распределение ролей между органами государства, но нет баланса ветвей власти, нет системы сдержек и противовесов. Данная форма присуща дуалистической монархии или полупарламентарной монархии (Иордания, Непал, Марокко) или суперпрезидентским республикам (Латинская Америка, Тропическая Африка). Субъекты федерации пользуются ограниченными правами, автономия урезана. Методы управления преимущественно авторитарные, компромисс почти не используется. В политической системе утверждается многопартийность, но партии подчинены правящей верхушке и большой роли в политической жизни не играют (Индонезия). Чаще всего это олигархическая государственная форма.

        Поликратическая форма государства утверждается в условиях демократического строя. Этой форме присущи:

а) отчетливое разделение властей;

б) существование нескольких центров власти, но ни одна из ветвей не может подавлять другую;

в) развитое местное самоуправление;

г) кооперативная модель федерации, т.е. она основана на сотрудничестве федерального центра и субъектов;

д) демократические методы управления, когда установлены реальные гарантии прав личности;

е) принуждение, если оно применяется, имеет легитимную поддержку общества.

 

            3. Взаимосвязь государства и гражданского  общества. Понятия "общество" и "гражданское общество" не тождественны. Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским. Понятие  «гражданское  общество», возникнув  еще  в  античности (Аристотель), изменялось  и обогащалось в разные  исторические  эпохи. Возникшая первоначально как философская концепция, идея  гражданского  общества  постепенно  стала одной из  центральных проблем политической  мысли и революций. Сам же термин "гражданское общество" стал употребляться примерно в XVIII в.

      Трактовка   сущности  гражданского  общества  многообразна. По мнению одних  авторов, гражданское  общество  – это  особая  сфера   социума, область  частной жизнедеятельности,  совокупность  внегосударственных  общественных   отношений и институтов, выражающих  разнообразные ценности, интересы  и потребности,  относительно  независимых друг  от  друга членов  общества.

          Другие авторы связывают гражданское   общество    с  феноменом   современной  западной  цивилизации   как формы  существования   демократического  общества, основанного на  рыночных  отношениях.

         По мнению третьих, гражданское   общество - система  обеспечения   жизнедеятельности  социальной, социокультурной  и  духовной  сфер, их  воспроизводство  и   передача  от  поколения  к   поколению, система  самостоятельных   и  независимых  от  государства   общественных  институтов  и   отношений, которые  призваны  обеспечить  условия  для   самореализации  отдельных  индивидов   и  коллективов, реализации  частных  интересов  и   потребностей.

         Обобщая вышеизложенное, мы считаем,  что гражданское  общество  представляет  собой:

- во-первых, человеческую  общность  на  определенной  стадии  развития, которая  включает  добровольно   сформировавшиеся  негосударственные   структуры  в  различных   сферах  жизнедеятельности  общества;

Информация о работе Государство как субъект права