Государство как субъект права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курс лекций

Краткое описание

Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве.

Файлы: 1 файл

№1 правоведение.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

              Федерация - сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США - 50 субъектов (штатов), в Швейцарии - 23 кантона, в России - 89 субъектов, в Индии - 25 штатов и т.д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные - Россия и малонациональные - Германия, Австрия и др.

          Федерации характеризуются следующими  чертами: 

1) определенная политическая  и юридическая самостоятельность  субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия), свое гражданство (США);

2) двухуровневая система  органов государственной власти: наряду с федеральными органами  имеются органы власти субъектов  федерации; 

3) две системы законодательства - общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте  одна из палат представляет  интересы субъектов; 

5) наличие двойного гражданства  (не во всех федерациях);

6) двухканальная система  налогов; 

7) разграничение предметов  ведения (сферы отношений, деятельности) между федерацией и ее субъектами.

           В Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят:    принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;     федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);    регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;    гражданство в РФ;    регулирование и защита прав национальных меньшинств;    установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;    формирование федеральных органов государственной власти;    федеральная государственная собственность и управление ею;    установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;    установление правовых основ единого рынка;    федеральные фонды регионального развития;    федеральный бюджет;    федеральные налоги и сборы;    федеральные энергетические системы;    вопросы войны и мира;    оборона и безопасность;    оборонное производство и др.

                Для реализации предметов ведения на практике государственные органы наделяются полномочиями. Конкретное полномочие органа государственной власти означает юридическое закрепленное за органом государства право и одновременно, как правило, обязанность принятия правовых актов и осуществление иных властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.

               Определяемые Конституцией РФ  предметы ведения и  соответствующие  им объем властных полномочий  составляют компетенции государственных органов.

         Существует четыре способа размежевания компетенции федеральных органов и органов субъектов Федерации:

1) устанавливается исключительная  компетенция федерации, а остальные  вопросы относятся к ведению  субъектов; 

2) определяется исключительная  компетенция субъектов, а остальные  вопросы отнесены к ведению  федерации (в настоящее время  этот способ не применяется);

3) устанавливаются две  компетенции - федеративная и субъектов, а не перечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

4) указываются три сферы  компетенции: кроме исключительной  федеративной и исключительной  субъектов федерации есть еще  сфера конкурирующих интересов  (совместного ведения).

         Оценка способов размежевания  компетенции связана с конкретными  условиями той или иной страны.

При повышении самостоятельности  субъектов предпочтительнее способ первый.

Второй способ направлен  на повышение централизации федерации.

При третьем способе, если преследуется цель усилить федерацию, остаточные полномочия передаются федеральным  органам, если субъектам удается  отстоять свою самостоятельность, то остаточные полномочия передаются субъектам.

Четвертый способ используется по-разному, но его недостаток состоит  в множестве юридических сложностей по определению, а главное - реализации предметов ведения совместной сферы.

           В связи с этим в новейшем  конституционном законодательстве  федераций дается перечень двух  сфер - федеральной и конкурирующей,  а остальные вопросы отнесены  к исключительной компетенции  субъектов. Этот способ использован  в Конституции Российской Федерации. В целом же взаимодействие между федерацией и ее субъектами происходит противоречиво: идет как усиление центральной власти, так и ее ослабление. Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладает тенденция к интеграции федерального центра и субъектов при определенных гарантиях прав субъектов. В то же время наблюдаются серьезные всплески сепаратизма, которые имеют место в государствах разного уровня развития - Австралии, Канаде, Индии, Бельгии, Нигерии, России.

            Важно отметить, что входящие  в федерацию субъекты не обладают  суверенитетом, т.е. полным верховенством  на своей территории, независимостью  в международных отношениях, лишены  права выходить из федерации  (права сецессии). В настоящее  время ни одно государство  мира не

закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Попытки сецессии заканчивались по-разному. Так, в  войне 1861-1865 гг. в США силой оружия были возвращены 11 южных штатов, заявивших  о создании своей конфедерации. А  Верховный суд США установил, что союз США нерасторжим. В Мексике  два штата в 1938 г. Пытались осуществить  право сецессии, но безрезультатно. Вооруженным путем было пресечено  стремление нескольких штатов выйти  из состава Нигерии в 60-х гг. XX в. Но были и успешные сецессии. Например, в 1965 г. из состава Малайзии вышел  штат Сингапур и образовал город-государство, которое успешно развивается. Вооруженным путем было реализовано право сецессии штатом Бангладеш, который вышел из состава Пакистана и образовал самостоятельное государство в 1973г. Считается, что право сецессии осуществили в 1991 г. Прибалтийские республики.

        Отсутствие  у субъектов федерации полного  верховенства на своей территории  основано на том, что федеральное  законодательство распространяет  свою силу на всю территорию  государства. Более того, в конституциях  США, России, Канады, Мексики и  др. закреплен приоритет федеральных  законов в случаях противоречия  между федеральными актами и  законодательством субъектов федерации.  Субъекты лишены права самостоятельно  выступать на мировой политической  арене. Этого права не признает  за ними и международное право.  В США, Канаде, Австралии факт  несуверенности штатов подтвержден решениями верховных судов этих государств. В конституциях названных государств ничего не говорится о суверенитете субъектов федерации.

          Существуют две концепции теоретического  обоснования федерализма как  формы организации управления  страной: дуалистический и кооперативный федерализм.

Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т.е. самостоятельно реализует свой статус.

 Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.

          Кроме того, различают национальную и территориальную федерации.

Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными. Об этом свидетельствует опыт СССР, Чехословакии, Югославии.

Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует  процессы интеграции. Это доказано, в частности, на опыте США, где  были отвергнуты идеи создания негритянской автономии на юге США (так называемый Черный пояс). Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в  том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых  случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т.е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т.д.

        Различают  также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус. Например, субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (шесть видов субъектов в РФ, которые по Конституции равны, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов). Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы асимметрии.

            Существует понятие «конфедерация»  латинского происхождения и обозначающее  "сообщество". Конфедерация  представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств, межгосударственное объединение (содружества, сообщества), союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции. Следует обратить внимание, что в учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися  государствами суверенитета практически  в полном объеме. Они продолжают  иметь собственные государственные  органы, гражданство, конституцию,  законодательство, самостоятельно  осуществляют государственную власть  на своей территории;

2) она создается на  договорной основе, поэтому носит  добровольный характер;

3) для достижения целей,  послуживших основанием для объединения,  формируются необходимые органы  управления, которые могут принимать  управленческие решения и нормативные  акты по ограниченному кругу  вопросов;

4) отсутствие единого  гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит  каждому из объединившихся государств;

6) рекомендательный характер  актов органов конфедерации; для  вступления их в силу требуется  одобрение высшими органами субъектов  объединения;

7) нет общей конфедеративной  собственности, налогов; финансовые  средства образуются по соглашению  субъектов;

8) осуществление обороны  конфедерации союзной армией, которая  состоит из воинских формирований  субъектов конфедерации;

9) право сецессии, т.е.  свободного выхода из конфедерации  в одностороннем порядке без  согласия

других членов.

        Конфедерацией были США в 1781-1787 гг.; Швейцария  в 1815-1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Сирию,  в 1958-1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию,  в 1980-е гг. В настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ), которое было создано в 1991 г. и включает 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства,  для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и  иных областях;

2) обеспечение основных  прав и свобод человека в  соответствии с общепринятыми  принципами и нормами международного  права;

3) формирование общей  позиции по ключевым вопросам  международного характера, проведение  совместных внешнеполитических  действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения  и урегулирования вооруженных  конфликтов, совместная охрана внешних  границ;

5) борьба с организованной  преступностью и др.

        Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств - членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь.

                 Примером конфедерации может быть Совет Европы,  который объединяет в свыше 40 европейских государств. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г. Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

Информация о работе Государство как субъект права