Государство как субъект права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курс лекций

Краткое описание

Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве.

Файлы: 1 файл

№1 правоведение.docx

— 80.14 Кб (Скачать)
  1. Государство как субъект права.

 

Лекционное занятие:

1. Понятие, признаки, сущность государства.

2. Формы государства.

3. Взаимосвязь государства  и гражданского общества. 

4. Сущностная характеристика  правового государства.

 

 Рекомендации

         1. Понятие, признаки, сущность государства. Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве. Все многообразие точек зрения о государстве можно разделить на   пять групп:

1) государство как политическая  общность, объединение, союз людей  (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Греции, И. Кант (1724-1804). И. Кант  воспринимал государство как  "общество людей, которое само  распоряжается и управляет собой". По мнению Л. Дюги, "государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом - политическая власть". Такое понимание государства сводилось по существу к характеристике политического общества, а не государства.

2) государство как система  управления  делами общества, обеспечения   правопорядка и общественной  безопасности (то есть определение  сущности  государства  через  его функции). Л. Гумшювич определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок.

3) государство как организация   насилия одного класса (экономически  господствующего) над другими  (эксплуатируемыми). К. Маркс и  Ф. Энгельс, анализируя современное  им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой  капиталистическую машину, "идеальный  совокупный капиталист". Аналогичную  характеристику давал В.И. Ленин: "Государство есть машина для  угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы".

4) государство как совокупность  его институтов, что также ведет  к односторонней характеристике  анализируемого явления. 

5) государство  как  организация взаимоотношений различных  групп, слоев общества, индивидов.

          Можно обратить внимание на высказывание президента США В. Вильсона (1856-1924 гг.), который признавался в 1889 г., что он "безуспешно пытался найти определение государства". Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

          В современной отечественной  юридической литературе понятие  государства определяется через  перечисление его признаков. Это  общепринятый прием. В наборе  данных признаков среди ученых  практически нет серьезных разногласий.  Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и  в различные исторические эпохи,  на разном уровне их развития, определенной самобытности и  т.д. всем государствам присущи  некоторые общие признаки. Они  позволяют идентифицировать государство,  выделить его из других организаций  общества.

         К основным (политико-юридическим)  признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической  власти, располагающей специальным  аппаратом управления и принуждения; 

2) территориальную организацию  населения;

3) государственный суверенитет; 

4) всеобъемлющий, общеобязательный  характер актов государства; 

5) наличие государственной  казны, что связано с налогообложением  и взиманием налогов и иных  средств на содержание государственного  аппарата и иные нужды государства.

          В совокупность дополнительных (вспомогательных)  признаков государства вносят: единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки лишь дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. Этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию "на вечные времена". Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований для непризнания их государствами. Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики. Ряд

государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия).

              Целесообразно подробнее рассмотреть  основные (политико-юридические)  признаки государства. Можно рекомендовать студентам обозначить их как ВАКСТ (власть, акты, казна, суверенитет, территория).

              Первый политико-юридический признак государства - это наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения (государственный аппарат). Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается  для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном  аппарате служит профессией.

             Следующий основной признак государства –  всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства, который  определяется его исключительными полномочиями в сфере правотворчества, т.е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения. Государственная власть проявляет себя посредством нормативного правового регулирования общественных отношений.

         Третий признак - наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги - только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

          Четвертый основной признак -  государственный суверенитет.  В юридической литературе принято выделять два главных свойства суверенитета: верховенство и независимость.

        Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство:

а) распространяет свою власть на всю территорию страны;

б) определяет весь строй  правовых отношений;

в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;

г) регламентирует права, свободы  и обязанности личности;

д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д.

          Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

         Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. Но в то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

                И пятый признак государства  - территориальная организация, которая, во-первых,  очерчивает пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Для этого есть понятие «государственные границы», которые означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Во-вторых, территориальная организация предполагает организацию государственной власти по  административно-территориальному признаку. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

                  С учетом перечисленных признаков можно определить сущность государства, то есть установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. Сущность государства - достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства, сущность под влиянием различных процессов может изменяться. Первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти. В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (А.В. Венгеров, В.Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

        В  настоящее время сложились два  основных подхода к трактовке  сущности любого государства.

          Первый подход (так называемый  классовый) состоит в том, что  сущность государства определяется  как выражение интересов и  воли экономически господствующего  класса и навязывание воли  этого класса всему обществу. Следовательно, государство трактуется  как аппарат насилия, принуждения,  подавления, а его сущность составляет  диктатура (господство) экономически господствующего класса.

         Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения

социального согласия и компромисса. Второй  подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых, основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор  не придумало более совершенной  и рациональной организации жизнедеятельности  людей.

            Несмотря на диаметральную противоположность  указанных двух подходов к  пониманию сущности государства,  они не исключают друг друга.  В юридической литературе утвердилось  мнение о двойственной природе  сущности государства. В ней присутствуют начала, как так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т.п. В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание

Информация о работе Государство как субъект права