Деятельность органов местного самоуправления города по решению местных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

Наличие эффективной демократии на местном уровне, предусматривающей право гражданина прямо участвовать в управлении общественными делами, является одной из основ демократического общества. Успешное функционирование такого общества, его политическая стабильность во многом определяются уровнем развития местного самоуправления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система местного самоуправления в Республике Беларусь 5
Понятие, назначение и принципы деятельности органов местного самоуправления
5
Минский городской совет депутатов
10
Территориальное общественное самоуправление в городе
16
2. Деятельность органов местного самоуправления в городе Минске 19
2.1. Деятельность Минского городского совета депутатов 19
2.2. Деятельность комитетов территориального общественного самоуправления 25
3. Местное самоуправление и его реформирования в Республике Беларусь 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая МУС.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем, целый ряд высказанных гражданами замечаний и проблемных вопросов высказанных в адрес Минского городского Совета депутатов XXV созыва в настоящее время разрешен.

     Учитывая  то, что в настоящее время важнейшей  целью государственной политики в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня социально незащищенных граждан, Минский городской Совет депутатов ежегодно принимает решения, направленные на социальную поддержку детей, молодежи, ветеранов, инвалидов, пожилых людей и многодетных семей, стимулирование труда педагогических и медицинских работников.  
 

     2.2. Деятельность комитетов территориального общественного самоуправления 

     Депутаты  Минского городского Совета депутатов  в своей повсеместной работе постоянно  сотрудничают с комитетами территориального общественного самоуправления (КТОС) в своих избирательных округах, оказывают им помощь в решении возникающих проблем.

     В городе действует 36 комитетов территориального общественного самоуправления. Большая  часть из них работает достаточно эффективно, являясь реальными помощниками депутатам горсовета и местным администрациям в решении вопросов жизнеобеспечения населения конкретной территории.

     Деятельность  комитетов территориального общественного  самоуправления направлена на изучение, учет и анализ общественного мнения жителей по вопросам экономического и социального развития района, развитие инициативы и привлечение жителей к организации и проведению субботников, обсуждение градостроительных проектов и вопросов, связанных с благоустройством территории района, развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, организацию культурных мероприятий, праздников дворов, микрорайонов, участие в территориальных мероприятиях, проводимых в районе, участие в организации работы с неблагополучными семьями, трудными подростками, содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, профилактика правонарушений на соответствующей территории.

     Принципами  деятельности КТОСов являются:

  • волеизъявление жителей соответствующей территории;
  • выборность и подконтрольность населению;
  • гласность и учет общественного мнения;
  • защита прав и законных интересов граждан;
  • ответственность за решение вопросов местного значения в пределах предоставленных полномочий;
  • сочетание местных и государственных интересов.

     На  сегодняшний день КТОСы представляют уже во многом сложившуюся систему и играют важную роль связующего звена между органами местной власти и жителями района. Как институт общественного самоуправления, КТОСы совместно с депутатами и районными властями работают над развитием территории. Они призваны систематизировать потребности жителей в своем микрорайоне и донести их до администрации, чтобы затем совместными усилиями эти проблемы решить.

     КТОСы - своеобразная "лакмусовая бумажка", которая позволяет местным властям  принимать правильные управленческие решения в интересах всех жителей.

     Кроме того, инициативная работа КТОС позволяет вовлечь многих граждан в решение местных проблем, в непосредственное участие в улучшении среды жизнедеятельности, в процесс развития территории.

     Заметна роль КТОС по формированию у жителей города потребности личного участия в акциях по благоустройству дворовых территорий, детских и спортивных площадок, цветочному и декоративно-художественному оформлению подъездов.

     Ежегодно  жители микрорайонов являются активными участниками смотра-конкурса "Лучший двор", "Лучший подъезд", "Лучший балкон", "Лучшая клумба" и др.

     Комитеты  территориального общественного самоуправления стремятся максимально решать вопросы  развития территорий микрорайонов собственными силами посредством проведения субботников или иных общественных акций с привлечением населения.

     Ярким примером являются ежегодные субботники по благоустройству, месячники по уборке территорий, посадка деревьев и кустарников. 
Особая роль отводится КТОС в организации культурного досуга населения в микрорайонах города с акцентом на развитие народной культуры и традиций. В городе определены площадки для проведения культурно-массовых мероприятий, которые в наибольшей степени удобны для жителей. Регулярными и пользующимися популярностью стали у горожан праздники: новоселье, праздник двора, улицы, а также Масленица, Коляды и др. 
С целью поощрения участия жителей в благоустройстве жилых домов и придомовых территорий, объектов социального, культурного и бытового назначения, Минским городским Советом депутатов ежегодно проводится смотр-конкурс на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления г. Минска.

     Опыт  работы и создания КТОС в республике - это, в основном, опыт работы КТОС в  г. Минске. В 2009 году Минским городским Советом депутатов для активизации работы КТОС был проведен семинар "О роли комитетов территориального общественного самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения".Целью семинара было рассказать и показать на наглядном примере уже действующим КТОС города как поставлена работа в лучших КТОС Фрунзенского района г. Минска, обменяться мнениями, опытом работы, поднять проблемные вопросы, а также поделиться опытом создания и работы КТОС с районами, в которых КТОСы еще не созданы.

     Руководство столицы, Минского городского Совета депутатов  всемерно поддерживает инициативы и  начинания горожан, направленные на улучшение облика столицы. Вовлечение КТОС в решение общегородских  задач неизбежно приведет к укреплению институтов местного самоуправления на местах.

     С целью популяризации среди молодежи системы местного управления и самоуправления, выявления лидеров молодежного  движения, предоставления молодежи возможности  участия в разработке и реализации городских программ при Минском городском Совете депутатов создана Молодежная палата. 
Члены Молодежной палаты, получая объективную информацию о развитии г. Минска от депутатов, сотрудников Мингорисполкома, далее обеспечат донесение этой информации до учеников своих школ, что в конечном итоге позволит сформировать позитивные настроения в молодежной среде. 
Молодежная палата состоит из 55 членов, избранных по одномандатным округам, идентичным избирательным округам по выборам депутатов Минского городского Совета депутатов.

     Все решения Молодежной палаты носят рекомендательный характер. 
Деятельность Молодежной палаты осуществляется на основе Положения о Молодежной палате при Минском городском Совете депутатов. Члены Молодежной палаты работают на сессиях Молодежной палаты в составе постоянных комиссий Молодежной палаты, участвуют в семинарских занятиях. Основная тематика рассматриваемых вопросов – молодежная политика в г. Минске.

     Палата  состоит из пяти комиссий:

  • по вопросам общего среднего образования и профориентации школьников;
  • по пропаганде здорового образа жизни, популяризации физической культуры и спорта в молодежной среде;
  • по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи и профилактике правонарушений в молодежной среде;
  • по организации досуга и проведению культурно- массовых мероприятий для молодежи;
  • по вопросам экологии, развития волонтерского движения и связям с общественными организациями.

     Принятые  Молодежной палатой решения поступают  на рассмотрение в соответствующие  структурные подразделения Мингорисполкома, постоянные комиссии Минского городского Совета депутатов.Как правило, эти вопросы решаются в городе Минске усилиями городских властей. 
Молодежная палата при Минском городском совете депутатов сегодня является единственным примером молодежного парламентаризма в Республике Беларусь и имеет важное значение.

     Участие в выборах в Молодежную палату принимают в различном качестве все учащиеся 8-11 классов школ города. У молодежи формируется культура участия в выборах, позитивное отношение к избирательным кампаниям.

     Для молодежи очень важно - быть услышанной. В форме Молодежной палаты депутаты и представители государственных органов получают официальную площадку для конструктивного диалога между властью и молодежью. Молодые люди существенно расширяют свой кругозор, развивают свои лидерские качества. Это ведет к формированию молодежных лидеров в условиях максимально приближенным к реальным.

     В управленческой деятельности, особенно когда речь идет о современном  крупном городе, важнейшим залогом  ее эффективности является наличие  обратной связи, постоянное отслеживание и анализ общественного мнения разных социально-демографических групп населения, их ответной реакции на принимаемые властями решения.

     Активизацию взаимодействия жителей с депутатами Минского городского Совета, несомненно, можно отнести к одному из важнейших направлений работы, проводимой в стране по дебюрократизации государственного аппарата.

     Основные  задачи по выполнению городом функций  столицы республики решаются в тесном взаимодействии Минского городского Совета депутатов и Минского городского исполнительного комитета. Минский городской Совет депутатов и Мингорисполком обеспечивают эффективную деятельность органов местной власти и управления по выполнению городом роли административно-политического, экономического, научного, образовательного и культурного центра государства. Одной из приоритетных задач совместной работы является приближение уровня и качества жизни горожан к стандартам европейских столиц, создание надлежащих условий в городе для осуществления деятельности органов государственного управления различного уровня, высших судебных, военных, научных организаций, а также дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств международных организаций в Республике Беларусь. 
Минский городской Совет депутатов и Мингорисполком совместно планируют и осуществляют мероприятия по выполнению общегосударственных и городских программ, по успешному выполнению стратегического плана устойчивого развития г. Минска на период до 2020 года.

    3. Местное самоуправление и его реформирование в Республике Беларусь

 

     Законодательство  в сфере местного управления и  самоуправления претерпело значительные изменения с принятием новой  редакции закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»  от 04 января 2010г.

     С принятием данного Закона комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления и сделан акцент на роли именно местного самоуправления. Новый документ дает возможность и дальше развивать процесс укрепления местной власти в целях повышения эффективности ее работы с населением. Он предоставил местным органам все необходимые полномочия, чтобы решать возникающие вопросы на местном уровне, а не обращаться по каждому поводу за помощью в вышестоящие инстанции.

     В Законе компетенция органов местного управления и самоуправления дополняется рядом соответствующих полномочий: законодательно закреплено укоренение принципа «одно окно», упрощены некоторые административные процедуры, уделено внимание дальнейшему усовершенствованию работы с гражданами и юридическими лицами.

     Тесное  общение с избирателями позволяет  глубже вникнуть в проблемы и чаяния людей, взглянуть на ситуацию их глазами. Многие волнующие граждан вопросы выносятся для обсуждения на сессии Совета, заседания его органов, а также заседания президиумов Советов областного и базового уровней.

     Изучение  общественного мнения помогает более оперативно и объективно решать многие проблемы и вовремя корректировать деятельность местных органов власти. В целом на избирательный округ приходится большой объем депутатской деятельности. Если на заседаниях местного Совета, как правило, принимаются принципиальные документы, то в округе много повседневной, оперативной, так называемой рутинной работы. Но именно здесь депутату часто приходится действовать в интересах конкретных людей, встречаться с ними, получать от них заявления. Поэтому и результаты деятельности здесь тоже зачастую нагляднее – избиратель получил квартиру, место в детском саду, оборудована спортивная площадка и т. д. И во всем этом депутат видит результат собственных усилий.

     Следует отметить, что работе с обращениями  граждан депутатами уделяется особое внимание. Ведь наряду с оказанием  помощи конкретному человеку обращение дает повод для размышлений о наличии каких-либо проблем в регионе. Фактически, обращаясь к депутату, гражданин вносит обоснованное предложение по совершенствованию деятельности органов управления, а депутатам Советов остается только устранить выявленные недостатки, объединив усилия исполнительного и представительного органов власти по выполнению основного назначения – служения народу.

     В целом повседневная деятельность местных  Советов депутатов предполагает решение широкого спектра вопросов политического, социального и экономического характера. При большом разнообразии направлений деятельности ее суммарный вектор направлен на достижение главной цели местного самоуправления – повышение уровня и качества жизни населения. Насколько эффективно будут решаться задачи по достижению этой цели, во многом зависит от персонального состава депутатского корпуса.

Информация о работе Деятельность органов местного самоуправления города по решению местных проблем