Деятельность органов местного самоуправления города по решению местных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

Наличие эффективной демократии на местном уровне, предусматривающей право гражданина прямо участвовать в управлении общественными делами, является одной из основ демократического общества. Успешное функционирование такого общества, его политическая стабильность во многом определяются уровнем развития местного самоуправления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система местного самоуправления в Республике Беларусь 5
Понятие, назначение и принципы деятельности органов местного самоуправления
5
Минский городской совет депутатов
10
Территориальное общественное самоуправление в городе
16
2. Деятельность органов местного самоуправления в городе Минске 19
2.1. Деятельность Минского городского совета депутатов 19
2.2. Деятельность комитетов территориального общественного самоуправления 25
3. Местное самоуправление и его реформирования в Республике Беларусь 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая МУС.doc

— 196.50 Кб (Скачать)
 

Деятельность  органов местного самоуправления города

по  решению местных  проблем 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Система местного самоуправления в Республике Беларусь 5
    1. Понятие, назначение и принципы деятельности органов местного самоуправления
5
    1. Минский городской совет депутатов
10
    1. Территориальное общественное самоуправление в городе
16
2. Деятельность  органов местного самоуправления  в городе Минске 19
2.1.          Деятельность Минского городского  совета депутатов 19
2.2.          Деятельность комитетов территориального общественного самоуправления 25
3. Местное самоуправление и его реформирования в Республике Беларусь 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     Наличие эффективной демократии на местном  уровне, предусматривающей право гражданина прямо участвовать в управлении общественными делами, является одной из основ демократического общества. Успешное функционирование такого общества, его политическая стабильность во многом определяются уровнем развития местного самоуправления.

     Местное самоуправление – форма организации  и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для  самостоятельного решения непосредственно  или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

     Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

     Основным  звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих  административно-территориальных единиц.

     Особенностью  местных Советов депутатов как  государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов  граждан, проживающих на соответствующей  территории, учитывая при этом и  общегосударственные интересы. Именно поэтому Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

     В  Республике Беларусь общественные отношения  в сфере местного самоуправления комплексно урегулированы Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010г.

     Целью данной курсовой работы является изучение деятельности органов местного самоуправления города по решению местных проблем, а также рассмотрение путей совершенствования данного вида деятельности.

     Поставленная  цель формирует ряд задач для  рассмотрения:

     1) раскрытие понятия местного самоуправления в Республике Беларусь;

     2) ознакомление с функциями выполняемыми органами самоуправления по решению местных проблем на примере города Минска;

     3) рассмотрение основных изменений законодательной базы в области регулирования местного самоуправления в 2010г.

     Объектом  изучения является возможность населения  через избираемые им органы решать социальные, экономические и политические вопросы местного значения.

     Предметом выступает организация работы органов  самоуправления по решению проблемных вопросов в избирательном округе.

     Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные труды и учебные пособия по данному предмету. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Система местного самоуправления в Республике Беларусь
    1. Понятие, назначение и принципы деятельности органов местного самоуправления
 

     За  многолетнюю историю своего существования Беларусь накопила значительный опыт местного самоуправления, который представляет сегодня определенную ценность. Традиции местного самоуправления в нашем государстве берут начало в средневековье. Безусловно, когда речь идет о таких ранних исторических формах самоорганизации, как вече, сход, соймы, копные суды, мы зачастую имеем дело с первичными, ограниченными и даже охлократическими проявлениями, обусловленными состоянием патриархального общества. Однако в определенных случаях архаичные формы, выработали содержание, актуальное и в настоящее время.

     На   современном   этапе   развития страны  местное  самоуправление  является  одной  из  важнейших  составляющих  в  системе  белорусской  государственности.   Именно   местные органы  власти,  тесно  контактирующие с населением,  наиболее  заинтересованы  в  решении  региональных проблем,    удовлетворении  потребностей  людей.  Они  призваны  стать  самым  эффективным  механизмом  реализации  государственной  политики.

     В Республике Беларусь правовые и организационные основы местного самоуправления определяет Закон № 180-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь от 04 января 2010г. Подготовка данного Закона осуществлена Национальным центром законодательства и правовых исследований совместно с Советом Министров, Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, местными Советами депутатов и исполнительными комитетами.

     Основными задачами подготовки Закона были упрощение и систематизация законодательства в области местного управления и самоуправления, комплексное регулирование общественных отношений в этой сфере одним законодательным актом. Настоящим законом была изменена структура ранее действующего Закона о местном управлении и самоуправлении. Положения, регулирующие вопросы местного самоуправления, помещены в начале (перед положениями, регламентирующими вопросы местного управления). Тем самым сделан акцент на важную роль местного самоуправления и его органов в решении вопросов местного значения.

     Определение понятия «местное самоуправление в Республике Беларусь» дано в статье 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

     Под местным самоуправлением законодатель понимает форму организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя  из  общегосударственных  интересов  и  интересов  граждан  и особенностей развития административно-территориальных единиц на  основе собственной  материально-финансовой  базы  и  привлеченных средств.

     В  соответствии  со  ст.117  Конституции  Республики  Беларусь и  ст.1  Закона  «О  местном управлении  и самоуправлении»  к местному  самоуправлению  относятся местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты  микрорайонов,  жилищных  комплексов,  домовые,  уличные, квартальные,  поселковые,  сельские  комитеты  и  другие  органы, в том числе единоличные). Кроме этого, местное самоуправление осуществляется путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

     Советы  депутатов – представительные органы государственной власти, которые  создаются в установленном законодательством порядке на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Они осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом «О местном управлении и самоуправлении» и другими актами законодательства.

     Повседневная  деятельность Советов депутатов  предполагает решение широкого спектра  вопросов политического, социального и экономического характера. Они исходят из общегосударственных интересов и интересов граждан, участвует в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы соответствующей территории, вносят по ним свои предложения в соответствующие государственные органы и иные организации, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

     Территориальное общественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления – организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления.

     Основной  целью территориального общественного  самоуправления являются развитие и  осуществление на соответствующей  части административно-территориальной  единицы инициатив граждан по вопросам местного значения.

     Сами  понятия  местного  самоуправления  и  территориального общественного самоуправления  предполагают  активное  участие граждан в процессе осуществления публичной власти на местах.

     Гражданское  участие  является  одним  из  базовых  принципов функционирования  местного  самоуправления.  Народ  в целом и каждый  гражданин в частности  по  основной  конституционно-демократической идее – главный субъект властвования. И местное самоуправление  строится  на  основе  принципа:  первичным  субъектом является гражданин, а органы местного самоуправления – вторичны.

     В  белорусском  законодательстве  закреплены  следующие  формы  непосредственного  осуществления гражданами местного самоуправления:

     1) территориальное общественное самоуправление;

     2) местный референдум;

     3) местное собрание;

     4) инициатива граждан по принятию решений Совета;

     5) законодательная инициатива граждан;

     6)  участие  граждан  в  финансировании  и  (или)  возмещении расходования  бюджета на определенные ими  цели (самообложение граждан);

     7) обращения граждан;

     8) общественные (публичные) слушания;

     9) опрос граждан;

     10) организация и проведение массовых  мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов и т.п.);

     11) инициатива по созыву сессии  местного Совета депутатов;

     12) выдвижение кандидата в депутаты  местного Совета и отзыв депутата местного Совета;

     13)  инициатива  в  организации   встречи  с  депутатом   местного Совета  и  право   требовать  отчет  депутата  местного  Совета  о  своей  деятельности.

     Таким образом, в законодательстве Республики Беларусь существует много форм участия  граждан в решении вопросов как местного, так и общегосударственного значения. Многие из указанных выше  форм  имеют  очень  сложные  механизмы реализации  на практике.

Информация о работе Деятельность органов местного самоуправления города по решению местных проблем