Анализ и управление себестоимостью производства продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности, целью написания выпускной квалификационной работы является анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственных предприятиях и разработка рекомендаций по ее снижению .
Для достижения указанной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
- изложить теоретические аспекты по теме исследования;
- дать организационно–экономическую характеристику деятельности хозяйствующего субъекта;
- выполнить анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственном предприятии;
- предложить мероприятия, направленные на выявление резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Файлы: 1 файл

Диплом Сарибегова.doc

— 176.38 Кб (Скачать)

 

Объем продаж бетона М-150Г в 2012г. увеличился в 33,12раз по сравнению с 2010г., и в 30,18 раз по сравнению с 2011 г. Структурный показатель по данному виду бетона уменьшился в 2011-2012 гг.  на 1п.п. соответственно по сравнению с 2010-2011гг.

Объем продаж бетона М-300ГТ в 2012г. увеличился в 44,16 раз по сравнению с 2010г., и в 28,90раз по сравнению с 2011 г. Структурный показатель по данному виду бетона  в 2012 г.  увеличился  на 3п.п., а в 2011г. уменьшился на 1п.п. соответственно.

Объем продаж прочих  марок бетона  в 2012г. увеличился в 40,19 раз по сравнению с 2010г., и в 41,08 раз по сравнению с 2011 г. Структурный показатель в 2012 г. увеличился   на 3п.п.и 5п.п. соответственно по сравнению с 2010-2011 гг.

По структуре  объемов продаж мы видим, что почти  все марки бетона продаются в  равной степени. Разность составляет межу марками примерно 2-3%. Таким образом, при прочих равных условиях необходимо сократить себестоимость на производство продукции, для увеличения прибыли.

Рассмотрим  динамику и структуру затрат на производство и продажу продукции  (в разрезе  экономических элементов) таблица 3 и рассчитаем отклонения по отдельным элементам затрат и в целом по себестоимости.

Значительное  увеличение величины затрат обусловлено  резким спросом на продукцию, что  привело к повышению объемов  производства продукции.

Отклонение  по отдельным элементам затрат и  в целом по себестоимости:

За 2011г. к 2010г.-Х, за 2012г.к 2011г.-Y

-относительное  отклонение по материальным затратам  составляет:

∆М=22 750 000-653 000х35,61=-503 330 руб. (Х);

∆М=22 750 000-720 000х32,035=-315 200 руб. (Y).

-относительное  отклонение по затратам на  оплату труда составляет:

∆ЗП=6 030000-98000х 35,61=+2 540 220 руб.(Х);

∆ЗП=6 030000-150000х32,035=+1 224 750 руб. (Y).

-относительное  отклонение по отчислениям на  социальные нужды составляет:

∆Отч.=1870000-30000х35,61=+801700 руб. (Х);

∆Отч.=1870000-47000х32,035=+364 355 руб.(Y).

- относительное  отклонение по амортизации составляет:

∆А=151000-152000х35,61=-5 261 720 руб. (Х);

∆А=151000-170000х32,035=-5 294 950 руб. (Y).

-относительные  отклонения по прочим затратам  составляет:

∆ПРЗ=4 199 000-57000х35,61=+2 169 230 руб. (Х);

∆ПРЗ=4 199 000-56000х32,035=+2 405 040 руб. (Y).

-относительные  отклонения в целом по себестоимости  составляет:

∆С=35 000 000-990 000х35,61=-253900руб. (Х);

∆С=35 000 000-1 143 000х32,035=-1 616005 руб.(Y).

        Динамика и структура затрат на производство и продажу продукции

в разрезе экономических элементов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика  и структура затрат на производство и продажу продукции 

(в разрезе  экономических элементов), руб.

 

Элементы затрат

Динамика затрат по годам, руб.

Изменение показателей  2011г. в % к

Структура затрат  по годам, %

Изменение

показателей

2011г. (+-) п.п.

к

2010 г.

2011 г.

2012г.

2010г.

2011г.

2010г.

2011г.

2012г.

2010г.

2011г

Материальные затраты

653000

720000

22 750000

+ в 3484р.

+ в 3160р.

66

63

65

-1

+2

Затраты на оплату труда

98000

150000

6030000

+ в 6153р.

+ в 4020р.

10

13

17.2

+7.2

+4.2

Отчисления на социальные нужды

30000

47000

1870000

+ в 6233р.

+ в 3979р.

3

4

5.4

+2.4

+1.4

Амортизация

152000

170000

151000

99

88

15

15

0.4

-14.6

-14.6

Прочие затраты

57000

56000

4199000

+ в 7367р.

7498

6

5

12

+6

+7

ИТОГО:

990000

1143000

35000000

+ в 3535р.

+ в 3062р.

100,00

100,00

100,00

Х

Y


 

В 2011 г. отличается перерасход по таким элементам как  затраты по оплате труда, отчисления на социальные нужды и по прочим затратам.

Однако, в целом отмечается относительная  экономия по себестоимости продукции  в сумме 253900 руб., за счет экономии по таким элементам как материальные затраты и амортизация.

В 2012 г. также  отличается перерасход по таким элементам  как затраты по оплате труда, отчисления на социальные нужды и по прочим затратам.

Однако, в целом отмечается относительная  экономия по себестоимости продукции  в сумме 1 616 005 руб., за счет экономии по таким элементам как материальные затраты и амортизация.

Для более  подробного анализа рассмотрим поэлементный анализ затрат по видам продукции  представленных в таблице 4.

Таблица 4

Поэлементный  анализ затрат по видам продукции, руб.

Виды продукции

Материальные затраты

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация

Прочие

затраты

ИТОГО

1

2

3

4

5

6

7

2010 г.

Бетон

М-350ГТ

165000

24740

7522

32600

13400

243262

Бетон

М-200Г

98000

13200

4060

20300

7900

143460

Бетон

М-250

112000

14100

4330

23550

9300

163280

Бетон

М-150Г

75000

10360

3208

15150

5500

109218

Бетон

М-300ГТ

130000

18300

5590

29200

11200

194290

Прочие марки  бетона и раствора

73000

17300

5290

31200

9700

136490

ИТОГО:

653000

98000

30000

152000

57000

990000

2011г.

Бетон

М-350ГТ

118000

21500

6650

24600

8200

178950

Бетон

М-200Г

123000

25500

7850

27100

11100

194550

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

7

Бетон

М-250

146000

33600

11080

32500

14400

237580

Бетон

М-150Г

85000

18200

5660

17300

3400

129560

Бетон 

М-300ГТ

112000

20000

6200

19500

8700

166400

Прочие марки бетона и раствора

136000

31200

9560

49000

10200

235960

ИТОГО:

720 000

150 000

47 000

170 000

56 000

1 143 000

2012г.

Бетон

М-350ГТ

3720000

980000

294000

23320

622000

5639320

Бетон

М-200Г

4485000

1209000

424700

25140

689000

6832840

Бетон

М-250

2650000

808000

243600

20100

528300

4250000

Бетон

М-150Г

3520000

932000

269600

23640

540000

5285240

Бетон 

М-300ГТ

3850000

998000

300400

23500

560000

5731900

Прочие марки бетона и раствора

4525000

1103000

337700

35300

1259700

7260700

ИТОГО:

22 750 000

6 030 000

1 870 000

151000

4 199 000

35 000 000


 

По данным таблицы 4 видно, что  в 2010 г. наибольшие затраты пришлись на марку бетона М-350ГТ, что связано с большими нормами расхода инертных материалов, при данном объеме продаж.

Так как  данная марка набирает высокую прочность  при проверке прибором, для выявления  прочности бетона, то и содержание в смеси инертных материалов самая  высокая. На все остальные марки бетона практические в равной степени затрат ушло одинаково.

В 2011 г. по элементам затрат наибольшие затраты в совокупности потрачены на марку М-250, это связано с увеличением объемов продаж.

 В  2012 г. увеличились затраты на марку М-200Г, что так же вызвано спросом на данную марку бетона в этом периоде.

Более подробную  оценку уровня затратоемкости производства продукции в разрезе отдельных ее видов можно посмотреть в таблице 5.

По данным таблицы 5 видно, что в 2010 г. на 1 руб. выручки затратоемкость продукции  в целом составляет 86,8 коп., наибольшая доля затратоемкости приходится на бетон  марки М-350ГТ и составляет 1,73 руб.

 Таблица  5

Оценка уровня затратоемкости производства продукции  в разрезе отдельных ее видов, руб.

Виды продукции

Материалоемкость продукции

Зарплатаемкость

(с учетом отчислений  на социальные нужды)

Амортизациемкость

Затратоемкость продукции по прочим затратам

Затратоемкость продукции в целом

2010 г.

Бетон

М-350ГТ

0,797

0,155

0,157

0,064

1,173

Бетон

М-200Г

0,482

0,085

0,100

0,038

0,705

Бетон

М-250

0,590

0,097

0,124

0,049

0,860

Бетон

М-150Г

0,468

0,084

0,094

0,034

0,680

Бетон 

М-300ГТ

1,015

0,186

0,228

0,087

1,516

Прочие марки  бетона и раствора

0,291

0,090

0,124

0,038

0,543

ИТОГО:

0,573

0,112

0,133

0,050

0,868

2011г.

Бетон

М-350ГТ

0,593

0,141

0,123

0,041

0,898

Продолжение таблицы 5

1

2

3

4

5

6

Бетон

М-200Г

0,600

0,162

0,132

0,054

0,948

Бетон

М-250

0,595

0,182

0,132

0,058

0,967

Бетон

М-150Г

0,483

0,135

0,098

0,019

0,735

Бетон 

М-300ГТ

0,572

0,133

0,099

0,044

0,848

Прочие марки бетона и раствора

0,555

0,166

0,200

0,041

0,962

ИТОГО:

0,569

0,155

0,134

0,044

0,902

2012г.

Бетон

М-350ГТ

0,661

0,226

0,004

0,110

1,001

Бетон

М-200Г

0,518

0,188

0,002

0,079

0,787

Бетон

М-250

0,506

0,201

0,003

0,101

0,811

Бетон

М-150Г

0,664

0,226

0,004

0,101

0,995

Бетон 

М-300ГТ

0,681

0,229

0,004

0,099

1,013

Прочие марки бетона и раствора

0,449

0,143

0,003

0,125

0,720

ИТОГО:

0,561

0,194

0,003

0,103

0,861


 

В 2011 г. на 1 руб. выручки затратоемкость продукции в целом составляет 90,2 коп., наибольшая доля затратоемкости приходится на бетон марки М-250 и составляет 96,7 коп., а в 2012 г. на 1 руб. выручки затратоемкость продукции в целом составляет 86,1 коп., наибольшая доля затратоемкости приходится на бетон марки М-300ГТ и составляет 1,013руб. и на марку М-350ГТ доля затратоемкости 1,001руб.

 Рассмотрим анализ прибыльности отдельных видов продукции за 2010-2012гг. таблица 6 и проанализируем полученные данные.

По данным таблицы 6 видно, что в 2010 году убыток на единицу продукции наблюдается  по марке М-350ГТ на 788 руб. и по марке  М-300ГТ на 2495 руб., остальные марки  бетона принесли прибыль на единицу  продукции.

А именно бетон М-200Г на 1094 руб., бетон М-250 на 499 руб., бетон марки М-150Г на 1076 руб. за 1м3.

Таблица 6

Анализ прибыльности отдельных видов продукции, руб.

Виды

продукции

2010г.

2011г.

2012г.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Цена реализации единицы, руб.

Прибыль (убыток)на единицу продукции, руб.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Цена реализации единицы, руб.

Прибыль (убыток)на единицу продукции, руб.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Цена реализации  единицы, руб.

Прибыль (убыток)на  единицу продукции, руб.

Бетон

М-350ГТ (1м3)

5288

4500

-788

4161

4600

+439

4715

4700

-15

Бетон

М-200Г

(1м3)

2706

3800

+1094

3741

3900

+159

3158

4000

+842

Бетон

М-250

(1м3)

3201

3700

+499

3712

3800

+88

3170

3900

+730

Бетон

М-150Г

(1м3)

2374

3450

+1076

2644

3550

+906

3640

3650

+10

Бетон

М-300ГТ

(1м3)

7195

4700

-2495

4160

4800

+640

4971

4900

-71

Информация о работе Анализ и управление себестоимостью производства продукции