Анализ и управление себестоимостью производства продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности, целью написания выпускной квалификационной работы является анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственных предприятиях и разработка рекомендаций по ее снижению .
Для достижения указанной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
- изложить теоретические аспекты по теме исследования;
- дать организационно–экономическую характеристику деятельности хозяйствующего субъекта;
- выполнить анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственном предприятии;
- предложить мероприятия, направленные на выявление резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Файлы: 1 файл

Диплом Сарибегова.doc

— 176.38 Кб (Скачать)

Позаказный  метод учета затрат можно применять  в индивидуальных, мелкосерийных, опытно-экспериментальных производствах и на ремонтных работах. Кроме того, он широко применяется во вспомогательных производствах, особенно на ремонтных работах. Объектом учета и калькулирования при позаказном методе является отдельный производственный заказ, который создается на заранее определенное количество продукции. Заказы открывают в плановом отделена основании договоров с заказчиками или по заявкам структурных подразделений организации. В заказе указывают, какие изделия или работы подлежат выполнению, их объем, сроки исполнения, исполнителей и плановую себестоимость. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий или работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат делится на количество выпущенных изделий.

В аналитическом  учете затраты группируются по заказу в разрезе статей калькуляции. По этому методу учет затрат осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. На каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его выполнения.

Прямые  затраты учитываются в разрезе  цехов и заказов на основании первичных документов. Первичная документация по учету таких затрат оформляется на каждый заказ отдельно. Косвенные затраты включаются в себестоимость заказов путем распределения пропорционально принятой на предприятии базе распределения.

В большинстве  случаев в практической деятельности организаций используют гибридные (смешанные) методы, сочетающие элементы как попередельного, так и позаказного методов. Гибридные методы используются в серийном и поточном производствах.

В зависимости  от полноты включения затрат в  себестоимость продукции, учет затрат в разрезе полной или сокращенной себестоимости.

При методе учета затрат по полной себестоимости, в себестоимость продукции включаются все издержки организации, независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе.4

Затраты, которые невозможно непосредственно  отнести на продукцию (косвенные  затраты), распределяют сначала по центрам  ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость  продукции пропорционально выбранной  базе.

Следует отметить, что этот метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся  в России традициям и требованиям  нормативных актов по финансовому  учету и налогообложению. Однако данный метод, где учитывает одно важное обстоятельство: себестоимость  единицы изделия изменяется при  изменении объема выпуска продукции. Если организация расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же организация сокращает объем выпуска – себестоимость растет.

В современных  условиях хозяйствования преимущество надо отдать методу учета затрат по сокращенной себестоимости или неполная производственная себестоимость продукции исчисляется только по переменным и условие переменным затратам.

При исчислении сокращенной себестоимости продукции  используют показатели маржинального  и остаточного дохода (прибыли  от производства).

Маржинальный  доход определяют вычитанием из выручки  от продажи продукции или стоимости  произведенной продукции суммы  переменных затрат. Показатель остаточного  дохода или прибыли от производства исчисляют вычитанием из маржинального  дохода постоянных затрат. Приведенный расчет можно принимать в качестве отчета по прибыли от производства. Такие отчеты целесообразно составлять по организациям в целом, ее структурным подразделениям, видам продукции и др.

Показатели  маржинального дохода и прибыли  от производства имеют важное значение для управления себестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат[11, с.200].

На основе анализа взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» определяют критическую  точку объема производства в единицах продукции или стоимости продукции.

Следовательно, чем выше разница между продажной  ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Кроме того, деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности, для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.5

 

1.3 Факторы, влияющие на  себестоимость и резервы ее снижения

 

Любой хозяйствующий  субъект – это сложная производственная, социально-экономическая, организационная  система, которая подвержена как  внешнему, так и внутреннему воздействию. Финансовые результаты деятельности и  финансовое состояние  коммерческой организации определяются совокупностью  внешних и внутренних факторов.

В системе  внешних факторов основную роль играют следующие 

1. Конъюнктура товарного рынка. Изменение конъюнктуры этого рынка определяет изменение объема поступления денежных средств от реализации продукции.

2. Система налогообложения предприятий. Любые изменения в налоговой системе — появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей и т.п. — определяют соответствующие изменения в характере финансовых результатов  предприятия.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Влияние факторов на деятельность предприятий

3) Коммерческий риск. Ужесточение  конкурентной борьбы на рынке  продукции связанно в первую  очередь с ценовой конкуренцией, а также с агрессивной маркетинговой  политикой других производителей.  Правильно выбранная ценовая  политика, оптимальное соотношение  цены и качества продукции  позволяет укрепить позиции предприятия  на рынке продукции, тем самым  снизить коммерческие риски. 

4) Технологический фактор. Появление  качественно новых технологий  в отрасли не предвидится. Решающим  условием снижения себестоимости  продукции служит непрерывный  технический прогресс. Внедрение  новой техники, комплексная механизация  и автоматизация производственных  процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов  материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции. 

5) Потребители.  Ценовые решения основываются  на анализе потребительского  поведения, которые предполагают  изучение ценовой эластичности  спроса и сегментации потребителей.

6) Конкуренты. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают следующие виды конкурентных сред: - среда, контролируемая рынком – это среда отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг; среда, контролируемая предприятием – ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях предприятиям относительно проще функционировать. И при высоких и при низких ценах предприятие находит покупателей. Выбор цены на этом виде среды зависит только от стратегии и целевого рынка.

В системе  внутренних факторов основную роль играют следующие:

1. Жизненный цикл предприятия. Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов его денежных потоков.

2. Сезонность производства и реализации продукции. По источникам своего возникновения (сезонные условия производства, сезонные особенности спроса) этот фактор можно было бы отнести к числу внешних, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления.

3. Амортизационная политика предприятия. Избранные предприятием методы амортизации основных средств, а также сроки амортизации нематериальных активов создают различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются [32, с.148].

Снижение себестоимости продукции  обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда  сокращаются затраты труда в  расчете на единицу объема работ, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в  структуре себестоимости.

Предприятия просто задыхаются от накладных  расходов и ищут объяснения наличию  доминирующей части косвенных расходов, росту затрат и, соответственно, уменьшению желаемой прибыли. Быстрый рост сложности  и многообразия направлений деятельности предприятия на рынке вместе с  фактом замены части прямых издержек на труд и материалы накладными издержками поколебали позиции традиционных методик  учета издержек.

Традиционные системы учета  затрат дают весьма неточные данные, потому что, как правило, не учитывают структурные и функциональные факторы. В управленческом учете себестоимость является функцией только одного определяющего фактора – объема производства или предоставляемой услуги. В стратегическом управлении затратами стоимость зависит от многих взаимно влияющих друг на друга факторов [12, с.48].

К структурным относятся следующие  факторы:

  • горизонтальная интеграция, связанная с масштабом производства,
  • вертикальная интеграция, определяющая диапазон производимой продукции или услуг,
  • корпоративный опыт,
  • используемые технологии,
  • сложность, определяемая широтой ассортимента изделий или услуг.

Наиболее существенными функциональными  факторами являются: концепция вовлеченности  работников в постоянные усовершенствования (Kaizen, BPI – Business Process Improvement); концепция комплексного управления качеством (TQM, Total Quality Management); использование мощностей предприятия; использование связей с поставщиками и клиентами в контексте цепочки ценности предприятия.

В настоящее время анализ затрат движется в направлении функциональных факторов, т.к. выводы на основе структурных  факторов быстро устаревают в динамично  меняющемся пространстве современного бизнеса.

Для предприятий, которые выпускают  многообразные продукты в рамках производственного ассортимента, точные реальные данные по затратам очень  важны для определения цены продукции  или услуги, их представления и  продвижения на рынке, а также  для принятия управленческих решений  по ассортименту продукции и каналам  распределения.

Планом счетов бухгалтерского учета  предусмотрены счета для учета  затрат на производство. В ныне действующем счетном плане не предусмотрено специального раздела для счетов управленческого учета, и они встречаются по существу во всех его частях.

В настоящее время для ведения бухгалтерского управленческого учета предназначены:

-счета учета производственных  запасов10, 20, 25, 26;

- счета учета готовой продукции,  товаров  40, 41, 42, 43, 44, 45.

Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах основного производства. По дебету счета отражают прямые затраты, связанные с выпуском продукции. Прямые затраты списывают на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов. На этот счет списываются  косвенные расходы, собираемые на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26«Общехозяйственные расходы». Кредит счета 20 «Основное производство» отражает суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции. Эти суммы могут списываться со счета 20 «Основное производство» на счета 43«Готовая продукция», 90«Продажи»,40«Выпуск продукции (работ, услуг)». Остаток на конец месяца по счету 20 «Основное производство»свидетельствует о стоимости незавершенного производства[39, с.123].

Счет 25 «Общепроизводственные  расходы» ведут организации с цеховой структурой управления, которым необходимо получать информацию об общепроизводственных расходах по цехам основного и вспомогательного производства (о расходах на освещение, отопление, на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, о заработной плате производственного персонала цехов, занятого обслуживанием производства, и т.п.). Если структура организации построена не по цеховому признаку, а общепроизводственные расходы планируют в целом по организации, то учет на счете 25«Общепроизводственные  расходы» также ведут в целом по организации без разграничения по производственным подразделениям (цехам, участкам, переделам) организации. Часто в таких случаях учет общепроизводственных расходов осуществляется в составе общехозяйственных расходов на отдельном субсчете счета 26«Общехозяйственные расходы».

Информация о работе Анализ и управление себестоимостью производства продукции