Анализ и оценка финансовых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту инвестиционной привлекательности предприятия, его деловой активности в производственной и финансовой сферах.

Оглавление

1. Теоретические и методические основы анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации 2
1.1. Финансовый результат деятельности предприятия: экономическое содержание, виды 2
1.2. Методические основы и задачи анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации 7
1.3. Информационная база и характеристика нормативно-законодательных документов для анализа финансовых результатов деятельности предприятия 17
2. Комплексная оценка эффективности деятельности организации 21
2.1. Общая характеристика деятельности 21
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 23
2.3. Оценка эффективности управления организацией 25
2.4. Комплексная оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации и её составляющих 27
2.4.1. Анализ влияния трудовых факторов на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 28
2.4.2. Анализ влияния факторов использования основных средств на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 30
2.4.3. Анализ влияния факторов использования материальных ресурсов на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 32
2.4.4. Комплексная оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации 34
2.5. Комплексная оценка финансовой устойчивост и предприятия 36
3. Анализ и оценка финансовых результатов предприятия 39
3.1. Анализ структуры финансовых результатов 40
3.2. Анализ динамики финансовых результатов 43
3.3. Оценка финансовых результатов с помощью показателей рентабельности 45

Файлы: 1 файл

Современные методы анализа и оценки фин. результатов.docx

— 158.06 Кб (Скачать)

11. Высказываются  соображения, что завершающим  этапом анализа финансовых результатов  должен быть анализ рентабельности, в рамках которого должны определяться  показатели рентабельности [6], дается определение экономической и финансовой рентабельности с рассмотрением эффекта финансового рычага [6], проводится анализ рентабельности активов, собственного капитала, рентабельности продукции и производственных фондов.

О. В. Ефимова, рассматривая методологические вопросы  анализа финансовых результатов  и эффективности деятельности организации, отмечает [7], что «важнейшим финансовым показателем, определяющим способность организации обеспечивать необходимое для ее нормального развития превышение доходов над расходами, является прибыль. С целью выявления условий и возможностей для получения организацией прибыли проводится анализ финансовых результатов, в ходе которого должны быть получены ответы на следующие вопросы:

  • насколько стабильны полученные доходы и произведенные расходы;
  • какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;
  • насколько производительны осуществляемые затраты;
  • какова эффективность вложения капитала в данное предприятие;
  • насколько эффективно управление предприятием» [7].

Ключевой  задачей анализа финансовых результатов, подчеркивает О. В. Ефимова, является «выделение в составе доходов организации  стабильно получаемых доходов для  прогнозирования финансовых результатов» [7].

О. В. Ефимова  отмечает необходимость внешнего и  внутреннего анализа финансовых результатов [7] и выделяет следующие этапы в их проведении. Внешний анализ проводится в два этапа.

На первом этапе внешнего анализа с помощью  изучения комментариев и пояснительной  записки к годовой отчетности складывается представление о принципах  формирования доходов и расходов на предприятии. Второй этап внешнего анализа представляет собой изучение отчета предприятия о прибылях и  убытках.

Внутренний  анализ финансовых результатов состоит  из трех этапов. На первом этапе изучается  влияние действующих на предприятии  учетных принципов в части  оценки статей активов, доходов и  расходов, изменений учетной политики. На втором этапе раскрываются причины  изменения конечного финансового  результата, выявляются стабильные и  случайные факторы, повлекшие эти  изменения. Третий этап является углубленным  анализом финансовых результатов с  привлечением данных управленческого  учета о доходах и расходах в разрезе центров ответственности. При этом оценивается качество полученного  финансового результата, прогнозируются будущие результаты, проводится анализ доходности (рентабельности) деятельности предприятия.

 

    1. Информационная  база и характеристика нормативно-законодательных  документов для анализа финансовых результатов деятельности предприятия

 

Информационное  обеспечение анализа и принятия решений по управлению финансовыми  результатами деятельности предприятия  формируется за счет внешних и  внутренних источников информации.

К  внешним  источникам информации относятся:

Показатели, характеризующие общеэкономическое  развитие страны. Система информационных показателей этой группы служит основой  анализа и прогнозирования условий  внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при  разработке комплексной политики управления прибылью, осуществлении инвестиционной деятельности, выявлении резервов роста  прибыли, ориентируясь на достигнутый  уровень среднеотраслевых показателей. К данной группе показателей относятся  такие, как национальный доход, чистый доход, среднеотраслевые нормы прибыли, средние нормы банковского процента, ставки налога на прибыль, данные об инфляции, ставка рефинансирования.

Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. Система показателей данной группы является необходимой для оценки, анализа и принятия решений в  области ценовой политики и доходов  по операционной деятельности, привлечения  капиталов из внешних источников, определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных  финансовых вложений. В состав этих показателей включаются объемы продаж, свободные рыночные ниши, эластичность по цене и доходу, кредитные проценты в зависимости от сумм и сроков предоставления.

Показатели, характеризующие деятельность конкурентов  и контрагентов. Система информационных показателей этой группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных  аспектов формирования и использования  прибыли. К ним относятся цены на сырье, комплектующие, материалы, на продукцию конкурентов, на товары-заменители, рентабельность хозяйственной деятельности конкурентов и контрагентов.

К  внутренним  источникам информации относятся:

Показатели  финансового учета предприятия. Среди этих показателей можно  отметить следующие: масса годовой  валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. На основе этих показателей  осуществляется обобщенный анализ, прогнозирование  и текущее планирование прибыли. Источником данной информации являются данные финансовой отчетности. Преимуществами показателей финансовой отчетности является их унификация, что позволяет  использовать типовые методики анализа  и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли. Данная информация обеспечивает высокую степень  надежности и регулярности сведений, а также сопоставимость с показателями других предприятий. Недостатком финансовой отчетности является обобщенность информации в целом по предприятию, выражение  ее только в стоимостных измерителях.

Показатели  управленческого учета. Этот вид  учета получает развитие в связи  с переходом к общепринятым в  международной практике стандартам бухгалтерского учета. Он представляет собой систему учета всех необходимых  показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений. Управленческий учет включает не только стоимостные, но и натуральные показатели. Управленческий учет может быть структурирован в любом разрезе:

– по центрам  ответственности (центрам затрат, дохода, прибыли, инвестиций);

– по видам  деятельности (производственная, инвестиционная, финансовая);

– по видам  продукции (по групповой номенклатуре или отдельным видам);

– по видам  ресурсов (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые);

– по регионам деятельности (если для предприятия  характерна региональная диверсификация деятельности) и т. д.

В процессе построения системы информационного  обеспечения анализа и управления прибылью в управленческом учете  формируются показатели, отражающие объем деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов.

Нормативно-справочные показатели. Основу этой системы показателей  составляют различные нормы и  нормативы, разработанные в рамках самого предприятия – нормативы  численности, нормативы затрат времени, нормативы обслуживания, нормативы  удельных расходов сырья и материалов, и т. д. Эта система показателей  дополняется различными справочно-нормативными показателями, действующими в целом  в стране или в отрасли: нормы  амортизационных отчислений, нормы  отчислений прибыли в резервный  фонд, ставки налогов, сроки уплаты налогов, проценты за кредит и т. д.

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную не только на эффективное  текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли, но и на принятие стратегических решений.[2]

 

 

  1. Комплексная оценка эффективности деятельности организации

 

    1. Общая характеристика деятельности

 

Открытое  Акционерное Общество "Марий-Эл-Лада" создано 09 сентября 1993 года. В соответствии с Федеральным законом "О государственной  регистрации юридических лиц" ИФНС России по г. Йошкар-Оле внесена  запись о создании юридического лица № 2121. Основной государственный регистрационный  номер 1021200756840 от 19.09.2002 г на основании  свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических  лиц сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., присвоен ИНН 1215026924, КПП 121501001 по свидетельству  о постановке на учет в налоговом  органе юридического лица от 12 февраля 1998 г. № 240.

Место нахождение общества - Россия, Республика Марий  Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, 103.

ОАО "Марий-Эл-Лада" учреждено в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации. Последняя редакция Устава Общества от 06 июля 2010 года зарегистрирована в  едином государственном реестре  ИФНС России по городу Йошкар-Ола за государственным регистрационным  номером 2101215071483.

ОАО "Марий-Эл-Лада" является одним из лидеров по реализации ОАО "АВТОВАЗ" в Республике Марий  Эл.

ОАО "Марий-Эл-Лада" является обладателем сертификата  Госстандарта, который подтверждает качество услуг и эффективность  работы компании с момента ее существования.

ОАО "Марий-Эл-Лада" представляет полный модельный ряд  автомобилей LADA (семейства "Классика", "Samara", LADA-Нива, "Калина", "Приора") автомобили производства ОАО "АВТОВАЗ"

Основными покупателями являются физические лица. В 2010 году продажи в данном сегменте составили 1 219 автомашин. Устойчивые позиции  ОАО "Марий-Эл-Лада" на рынке обусловлены  не только широким ассортиментом  предлагаемых автомобилей различных  цветов и комплектаций, но и обеспечением покупателей необходимыми видами услуг  на протяжении всего жизненного цикла  существования автомобилей.

Сертифицированный сервисный центр ОАО "Марий-Эл-Лада" предоставляет комплекс услуг по ремонту и гарантийному обслуживанию автомобилей LADA в соответствии с требованиями и стандартами производителей.

Производится  кузовной ремонт любой сложности, окраска  всех марок автомобилей. Осуществляется компьютерный подбор красок, выполняется  внешний тюнинг и стайлинг автомобилей.

Несмотря  на конкуренцию со стороны иномарок продажи автомобилей семейства  LADA  в городе мало изменяются.

Значительная  доля автомобилей LADA в структуре автомобильного парка города свидетельствуют о потенциале роста доходов ОАО "Марий-Эл-Лада" в части сервисного обслуживания и продажи запчастей.

Наличие развитой торгово-сервисной сети, высокое  качество и доступные цены на обслуживание автомобилей, использование современных  форм продаж позволят ОАО "Марий-Эл-Лада" в ближайшие годы сохранить лидерство  на рынке автомобилей ОАО "АВТОВАЗ" в Республике Марий Эл.

Приоритетные  направления деятельности Общества:

- гарантийный  ремонт автомобилей производства  ОАО «АВТОВАЗ»;

-оказание  услуг гражданам, предприятиям, организациям  по предпродажной подготовке, техническому  обслуживанию и ремонту легковых  автомобилей;

- реализация  автомобилей и запасных частей  к ним.

 

 

    1. Анализ  основных технико-экономических показателей

 

Таблица 1 - Анализ основных технико-экономических показателей

Наименование показателей

Единица измерения

Значение по годам

2008

2009

2010

1

Объём реализованной продукции

Тыс. руб.

278085

141253

288136

2

Темпы прироста объёма реализованной  продукции

%

-

-49,21

103,99

3

Численность работников всего

Чел.

70

52

56

4

Темпы прироста численности работников всего

%

-

-25,71

7,69

5

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг всего. В том числе  по элементам затрат:

Тыс. руб.

253322

133890

265804

 

Материальные затраты

 

245338

128503

252288

 

Затраты на оплату труда

 

10872

8414

9880

 

Отчисления на социальные нужды

 

1867

1866

1968

 

Амортизация

 

531

685

693

 

Прочие затраты

 

15323

4425

975

6

Темпы прироста себестоимости. В том  числе:

%

-

-47,15

98,52

 

Материальные затраты

 

-

-47,62

96,33

 

Затраты на оплату труда

 

-

-22,61

17,42

 

Отчисления на социальные нужды

 

-

-0,05

5,47

 

Амортизация

 

-

29,00

1,17

 

Прочие затраты

 

-

-71,12

-77,97

7

Балансовая прибыль

Тыс. руб.

4677

862

12036

8

Чистая прибыль организации

Тыс. руб.

3803

664

9611

9

Темпы прироста/снижения балансовой прибыли

%

-

-81,57

1296,29

10

Темпы прироста/снижения чистой прибыли

%

-

-82,54

1347,44

11

Рентабельность продаж

%

1,68

0,61

4,18

12

Рентабельность производства

%

1,85

0,64

4,53

13

Производительность труда работников

Тыс. руб./чел.

3972,64

2716,40

5145,29

14

Темпы изменения производительности труда

%

-

-31,62

89,42

15

Средняя заработная плата 1 работника  за месяц

Руб.

12943

13484

15000

16

Темпы прироста/снижения заработной платы

%

-

4,18

11,24

17

Среднегодовая стоимость основных фондов

Тыс. руб.

1763

2285

2212

18

Фондоотдача

Руб./руб.

157,78

61,82

130,29

19

Фондовооруженность труда

Руб./чел.

25,18

43,94

39,49

20

Финансовые показатели:

       
 

Коэффициент текущей ликвидности

-

2,18

2,22

2,68

 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

-

0,54

0,59

0,58

 

Отношение суммы привлеченных средств  к капиталу и резервам

%

51,97

43,30

53,63

Информация о работе Анализ и оценка финансовых результатов предприятия