Анализ и оценка финансовых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту инвестиционной привлекательности предприятия, его деловой активности в производственной и финансовой сферах.

Оглавление

1. Теоретические и методические основы анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации 2
1.1. Финансовый результат деятельности предприятия: экономическое содержание, виды 2
1.2. Методические основы и задачи анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации 7
1.3. Информационная база и характеристика нормативно-законодательных документов для анализа финансовых результатов деятельности предприятия 17
2. Комплексная оценка эффективности деятельности организации 21
2.1. Общая характеристика деятельности 21
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 23
2.3. Оценка эффективности управления организацией 25
2.4. Комплексная оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации и её составляющих 27
2.4.1. Анализ влияния трудовых факторов на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 28
2.4.2. Анализ влияния факторов использования основных средств на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 30
2.4.3. Анализ влияния факторов использования материальных ресурсов на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 32
2.4.4. Комплексная оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации 34
2.5. Комплексная оценка финансовой устойчивост и предприятия 36
3. Анализ и оценка финансовых результатов предприятия 39
3.1. Анализ структуры финансовых результатов 40
3.2. Анализ динамики финансовых результатов 43
3.3. Оценка финансовых результатов с помощью показателей рентабельности 45

Файлы: 1 файл

Современные методы анализа и оценки фин. результатов.docx

— 158.06 Кб (Скачать)

В группу внешних факторов, как правило, включаются чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты  у одних предприятий и обусловливающие  дополнительную прибыль у других, изменение государственными органами или инфляционными процессами цен  на продукцию и условия производства, нарушения поставщиками и иными  органами дисциплины по хозяйственным  вопросам.

К группе основных внутренних факторов, влияющих на формирование прибыли от продаж, относятся: количество и качество продукции, себестоимость продукции, цены на продукцию  и элементы, формирующие ее себестоимость, структурные сдвиги в ассортименте продукции. Внутренними факторами, наличие которых обусловлено нарушениями хозяйственной дисциплины, являются: нарушение установленного предприятием порядка формирования и применения цен и торговых надбавок; экономия в результате нарушения условий труда, повышения квалификации кадров, безопасности труда, мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту основных производственных средств, вводу новой техники; экономия, связанная с наличием отступлений при выпуске продукции от требований технических условий, стандартов и др.

Методически анализ влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции можно  осуществить в пять этапов [4]:

1. Влияние  инфляции на продукцию.

2. Влияние  инфляции на закупаемые предметы  труда.

3. Влияние  инфляции на трудовые затраты.

4. Влияние  инфляции на размер амортизации.

5. Общее  влияние инфляции на прибыль.

На этапах 1–4 определяется влияние инфляции на продукцию, предметы труда, трудовые затраты и амортизацию посредством  построения индекса цен на рассматриваемый  элемент. В числителе формулы  стоимость элемента отчетного периода  в ценах отчетного периода, в  знаменателе – условная стоимость  элемента отчетного периода в  ценах базисного периода. Результат  от деления характеризует индекс цен (соотношение цен отчетного  периода к ценам базисного  периода) на соответствующий элемент, а разница между числителем и  знаменателем показывает абсолютное приращение стоимости элемента из-за инфляционного  изменения цен или изменение  прибыли за счет данного фактора. Общее влияние инфляции на прибыль  определяется путем вычитания из результата первого этапа результатов  увеличения себестоимости по сумме  этапов 2–4.

Качество  прибыли определяется:

1. Учетной  политикой предприятия, включающей  методы учета затрат и расчетов  прибыли, оценки товарно-материальных  ценностей, начисления амортизации  внеоборотных активов.

2. Характером  финансовых результатов от прочей  деятельности предприятия.

3. Внешними  факторами, не поддающимися контролю  со стороны предприятия.

4. Соотношением  экстенсивных и интенсивных факторов  при ее получении.

Г. В. Савицкая отражает следующие основные задачи анализа финансовых результатов [8]:

  • систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Г. В. Савицкая выделяет три взаимосвязанных области  анализа финансовых результатов  хозяйственной деятельности предприятия, это  – собственно анализ финансовых результатов деятельности предприятия, анализ прибыли и рентабельности по международным стандартам и анализ использования прибыли предприятия [8].

Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия Г. В. Савицкая предлагает осуществлять, последовательно изучая:

  • состав совокупной прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год [8];
  • прибыль от продаж, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, влияние на прибыль ассортиментной политики предприятия [8];
  • факторы, влияющие на изменение прибыли в целом по предприятию [8];
  • состав внереализационной прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год [8];
  • рентабельность предприятия с выделением трех групп показателей рентабельности [8], характеризующих окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; прибыльность продаж, доходность капитала и его частей;
  • факторы, влияющие на рентабельность производственной деятельности в целом по предприятию и по каждому виду продукции, рентабельность продаж и рентабельность совокупного капитала [8];
  • методические основы определения резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности [8].

В структуру  анализа прибыли предприятия  по международным стандартам включены:

  • методика факторного анализа прибыли в системе директ-костинг с использованием маржинального дохода;
  • методика анализа рентабельности в системе директ-костинг, включая анализ рентабельности издержек в целом по предприятию, анализ рентабельности продаж, анализ рентабельности совокупного капитала;
  • методика предельного анализа и оптимизации прибыли с применением бухгалтерско-аналитического, графического и статистического способов определения оптимального объема производства.

Исследуя  использование прибыли предприятия, Г. В. Савицкая анализирует распределение  совокупной прибыли, рассматривая налогооблагаемую прибыль, налог на прибыль, прочие расходы  и чистую прибыль [8]. Далее, рассматриваются распределение чистой прибыли и дивидендная политика предприятия [8].

Н. Н. Селезнева  рекомендует проводить анализ финансовых результатов и рентабельности организации  в следующей последовательности [6]:

1. Дается  классификация прибыли, которая  рассматривается как показатель  эффекта хозяйственной деятельности. В целях анализа прибыль классифицируется:

  • по порядку формирования: валовая прибыль, маржинальный доход, прибыль до налогообложения, чистая прибыль;
  • по источникам формирования: прибыль от реализации услуг, прибыль от реализации имущества, внереализационная прибыль;
  • по видам деятельности: прибыль от обычной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль от финансовой деятельности;
  • по периодичности получения: регулярная прибыль, чрезвычайная прибыль;
  • по характеру использования: прибыль, направленная на дивиденды (потребленная), прибыль капитализированная (нераспределенная) прибыль.

Одновременно  с этим ею выделяются следующие цели управления прибылью [6]:

  • максимизация прибыли в соответствии с ресурсами предприятия и условиями рыночной конъюнктуры;
  • достижение оптимального соотношения между максимально возможным уровнем прибыли и риском ее получения;
  • высокое качество прибыли;
  • обеспечение соответствующего уровня выплаты дивидендов собственникам;
  • обеспечение достаточного объема инвестиций за счет нераспределенной прибыли;
  • увеличение рыночной стоимости предприятия;
  • обеспечение эффективных программ участия персонала в распределении прибыли.

2. Формируются  показатели прибыли, раскрываются  основы их расчета и раскрываются  взаимосвязи между ними.

3. Перечисляются  экономические факторы, влияющие  на величину прибыли, проводится  факторный анализ прибыли до  налогообложения [6].

Н. Н. Селезнева  подразделяет все факторы, воздействующие на величину прибыли, как и А. Д. Шеремет, на группу внешних по отношению к  предприятию и группу внутренних факторов. Под внешними факторами  Н. Н. Селезнева [6] понимает совокупность рыночно-коньюнктурных, хозяйственно-правовых и административных факторов. К внутренним факторам относятся [6] материально-технические, организационно-управленческие, экономические и социальные. Количественная оценка перечисленных факторов производится с помощью ряда параметров, таких как:

– изменения  отпускных цен на реализованную  продукцию;

– изменения  в объеме продукции (по базовой себестоимости);

– изменения  в структуре реализации продукции;

– экономия от снижения себестоимости продукции;

– изменение  себестоимости за счет структурных  сдвигов;

– изменение  цен на материалы и тарифов  на услуги;

– изменение  цен на один рубль продукции.

Отмечается, что величина прибыли находится  также под воздействием эффектов производственного и финансового  рычагов.

4. Рекомендуется  при анализе учитывать влияние  инфляции на финансовые результаты. Однако в работе рассмотрены  лишь известные в мировой практике подходы к оценке влияния инфляции на финансовые результаты.

5. Проводится  анализ «качества» прибыли, под  которым понимается [6] «обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации». Прибыль имеет высокое качество, если растет объем производства, снижаются расходы по производству и реализации, низкое качество прибыли означает, что имеется рост цен на продукцию без увеличения объема выпуска и продаж в натуральных показателях. Кроме этого, качество прибыли характеризуется:

– состоянием расчетов с кредиторами, чем меньше просроченной кредиторской задолженности, тем выше качество прибыли;

– уровнем  рентабельности продаж;

– коэффициентом  достаточности прибыли;

– структурой рентабельности по видам продукции.

Однако  анализ качества прибыли не увязан с предыдущими этапами анализа  финансовых результатов.

6. Рассматриваются  денежные потоки организации  в целях выяснения степени  достаточности притока денежных  средств по текущей деятельности  для обеспечения оттоков по  текущей и инвестиционной деятельности  предприятия. Предлагается увязывать  анализ финансовых результатов  с анализом денежных потоков.

7. Осуществляется  анализ финансовых результатов  по финансовой отчетности предприятия,  т. е. изучаются их уровень,  динамика (горизонтальный анализ  отчета о прибылях и убытках)  и структура (вертикальный анализ).

8. Предложена  схема факторного анализа общей  бухгалтерской прибыли (прибыли  до налогообложения) и прибыли  от реализации продукции. При  факторном анализе общей бухгалтерской  прибыли Н. Н. Селезнева выделяет  факторы первого, второго и  третьего порядка, влияющие на  прибыль [6]. К факторам первого порядка относятся: прибыль от продаж, прибыль от прочей реализации и прибыль от прочих операций и внереализационных операций. Факторы второго порядка, раскрывающие влияние прибыли от продаж и прибыли от прочей реализации, – это объем и структура реализованной продукции, полная себестоимость реализованной продукции, цены на продукцию.

Факторами третьего порядка, раскрывающими влияние прибыли от прочих операций, выступают доходы по ценным бумагам и от долевого участия, штрафы, пени, прибыль и убытки прошлых лет, поступления списанной дебиторской задолженности, безвозмездная помощь. Факторами третьего порядка, развивающими влияние цен на продукцию, являются завышение цен, нарушение стандартов, технологии производства, изменение конъюнктуры рынка.

9. Изменение  прибыли от реализации продукции  находится под воздействием факторов  двух групп [6]. В состав первой группы входят: изменение объема реализации продукции в оценке по базисной или плановой себестоимости, изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции. Вторая группа факторов представлена экономией от снижения себестоимости продукции, экономией от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов, изменением издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги, изменением цен на один рубль продукции.

Недостаток  данной методики состоит в том, что  при раскрытии состава факторов, влияющих на изменение прибыли, допущена методологическая ошибка [6], заключающаяся в том, что рекомендуется дважды учитывать влияние одного и того же фактора на изменение прибыли, а именно структурный сдвиг в ассортименте продукции учитывается одновременно в двух группах факторов. Можно отметить, что вызывает вопрос предлагаемая классификация факторов и ее разделение на две группы.

10. Затем  рекомендуется проводить анализ  использования прибыли на основе  отчета о прибылях и убытках,  рассматривая основные направления  использования чистой прибыли. Автором предлагается в ходе вертикального и горизонтального анализа использования чистой прибыли рассчитывать коэффициент капитализации, темп устойчивого роста собственного капитала, коэффициент потребления прибыли. При этом под коэффициентом капитализации прибыли понимается удельный вес в общей величине чистой прибыли средств, направленных в резервные фонды и фонд накопления, под коэффициентом потребления – удельный вес средств из чистой прибыли, направленных на потребление (фонд потребления, фонд социальной сферы, дивиденды, на благотворительные и прочие цели) в общей величине чистой прибыли. Темп устойчивого роста собственного капитала представляет собой отношение между разностью чистой и потребленной прибыли и величиной собственного капитала в среднем за анализируемый период.

Информация о работе Анализ и оценка финансовых результатов предприятия