Анализ и оценка финансовых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту инвестиционной привлекательности предприятия, его деловой активности в производственной и финансовой сферах.

Оглавление

1. Теоретические и методические основы анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации 2
1.1. Финансовый результат деятельности предприятия: экономическое содержание, виды 2
1.2. Методические основы и задачи анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации 7
1.3. Информационная база и характеристика нормативно-законодательных документов для анализа финансовых результатов деятельности предприятия 17
2. Комплексная оценка эффективности деятельности организации 21
2.1. Общая характеристика деятельности 21
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 23
2.3. Оценка эффективности управления организацией 25
2.4. Комплексная оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации и её составляющих 27
2.4.1. Анализ влияния трудовых факторов на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 28
2.4.2. Анализ влияния факторов использования основных средств на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 30
2.4.3. Анализ влияния факторов использования материальных ресурсов на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 32
2.4.4. Комплексная оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации 34
2.5. Комплексная оценка финансовой устойчивост и предприятия 36
3. Анализ и оценка финансовых результатов предприятия 39
3.1. Анализ структуры финансовых результатов 40
3.2. Анализ динамики финансовых результатов 43
3.3. Оценка финансовых результатов с помощью показателей рентабельности 45

Файлы: 1 файл

Современные методы анализа и оценки фин. результатов.docx

— 158.06 Кб (Скачать)

1. Теоретические и методические основы анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации 2

1.1. Финансовый результат деятельности предприятия: экономическое содержание, виды 2

1.2. Методические основы и задачи анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации 7

1.3. Информационная база и характеристика нормативно-законодательных документов для анализа финансовых результатов деятельности предприятия 17

2. Комплексная оценка эффективности деятельности организации 21

2.1. Общая характеристика деятельности 21

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 23

2.3. Оценка эффективности управления организацией 25

2.4. Комплексная оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации и её составляющих 27

2.4.1. Анализ влияния трудовых факторов на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 28

2.4.2. Анализ влияния факторов использования основных средств на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 30

2.4.3. Анализ влияния факторов использования материальных ресурсов на использование ресурсного потенциала (Темп роста выручки от продаж) 32

2.4.4. Комплексная оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации 34

2.5. Комплексная оценка финансовой устойчивост    и предприятия 36

3. Анализ и оценка финансовых результатов предприятия 39

3.1. Анализ структуры финансовых результатов 40

3.2. Анализ динамики финансовых результатов 43

3.3. Оценка финансовых результатов с помощью показателей рентабельности 45

 

 

  1. Теоретические и  методические основы анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации

 

    1. Финансовый  результат деятельности предприятия: экономическое содержание, виды

 

Финансовый  результат завершает цикл деятельности предприятия,  связанный с производством  и реализацией продукции (выполненных  работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов  деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджета государства  посредством налоговых изъятий, способствуют росту инвестиционной привлекательности предприятия, его  деловой активности в производственной и финансовой сферах. Отсюда определение  экономического содержания финансового  результата деятельности предприятия, изучение его видов, раскрытие задач  анализа и формирование методики проведения анализа занимают одно из центральных мест в комплексном  экономическом анализе хозяйственной  деятельности.

Для любого предприятия получение финансового  результата означает признание обществом (рынком) результатов его деятельности или получение результатов от реализации произведенного на предприятии  продукта в форме продукции, работ  или услуг. Тогда конечным финансовым результатом для предприятия  будет выступать сальдо результата от реализации и расходов, понесенных им для его получения. Для государства  конечным финансовым результатом деятельности коммерческого предприятия будет  являться налог, содержащийся в его  составе. Для собственника, инвестора  конечный финансовый результат представляет собой распределенную в его пользу часть прибыли после налогообложения. Оставшаяся прибыль после ее налогообложения  и выплат дивидендов собственникам, процентов кредиторам есть чистый конечный финансовый результат предприятия для его производственного и социального развития.

Раскрытие составляющих конечного финансового  результата – доходов и относящихся  к ним расходов дано в положениях по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

Выручкой  могут быть арендная плата, платежи  за пользование объектами интеллектуальной собственности, если оказание этих услуг  является объектом уставной деятельности предприятия. К доходам предприятия  относятся   также  и прочие  поступления,   включающие операционные доходы и внереализационные доходы. Аналогично предприятие может иметь  расходы по имуществу, сданному в  аренду, по интеллектуальной собственности, по операционной и внереализационной  деятельности.

В аспекте  налогового учета [1] к доходам относятся доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (и убытки в соответствии с НК РФ), которые понесены организацией. Расходы при этом также подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Прибылью  же в целях налогового учета признается разница между доходами и расходами, определенными в соответствии с  НК РФ.

Ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента  большое место уделяют в своих  исследованиях изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, однако подходят к определению  экономического содержания данного  понятия  в различных аспектах и с разной степенью детализации.

Например, А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин, раскрывая  предлагаемую ими методику анализа  финансовых результатов и рентабельности предприятия, отмечают, что «финансовый  результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного периода» [3]. Данное определение корреспондирует с определением выручки по Международным стандартам учета и финансовой отчетности.

Авторы  перечисляют наиболее важные показатели финансовых результатов, характеризующие  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, к которым относятся: прибыль (убыток) от реализации, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности, прибыль (убыток) отчетного  года, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

Далее, продолжая  анализировать методологию комплексного анализа основных показателей хозяйственной  деятельности, А. Д. Шеремет рассматривает  организацию анализа прибыли  и рентабельности продукции и  дает следующее определение понятия  доходов: «…приращение экономических  выгод в течение отчетного  периода, происходящее в форме притока  или увеличения активов, либо уменьшения обязательств…» [4, с. 205]. Подчеркивается, что сердцевиной финансового результата хозяйственной деятельности предприятия выступает «чистая прибыль отчетного года» [4].

Н. А. Русак  и другие в работе, посвященной  анализу хозяйственной деятельности в промышленности, рассматривают  понятие «конечный финансовый результат», под которым понимается прибыль, представляющая «…собой реализованную  часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом» [5]. Авторами выделяются следующие показатели прибыли [5]:

1. Балансовая (в настоящее время этому показателю  соответствует понятие совокупная  прибыль от деятельности предприятия)  прибыль.

1.1. Прибыль  от реализации продукции (товаров,  работ, услуг).

1.2. Прибыль  от прочей реализации.

1.3. Доходы  и расходы от внереализационных  операций (внереали-

зационные результаты).

1.3.1. По  ценным бумагам и от долевого  участия в совместных

предприятиях.

1.3.2. Штрафы, пени, неустойки, полученные и  уплаченные.

1.3.3. Прибыль  и убытки прошлых лет, выявленные  в отчетном году.

1.3.4. Поступления  долгов и дебиторской задолженности.

1.3.5. Поступления  от других предприятий и организаций  финансо-

вой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.

2. Налогооблагаемая  прибыль.

3. Льготная (необлагаемая налогом) прибыль.

4. Остающаяся  в распоряжении предприятия прибыль.

5. Чистая  прибыль.

Н. Н. Селезнева  и А. Ф. Ионова останавливаются на влиянии инфляции на финансовые результаты [6], однако не рассматривают соотношение между понятиями «финансовый результат» и «прибыль», а сразу же дают определение прибыли: «Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса» [6]. Таким образом, прибыли дана достаточно широкая характеристика, это чистый доход, особый ресурс и конечная цель развития бизнеса.

О. В. Ефимова  под финансовым результатом деятельности предприятия понимая прибыль [7], в то же время отмечает, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники», и в мировой практике под ним подразумевается «Темп роста чистых активов» [7].

Г. В. Савицкая отмечает, что «финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности»: «прибыль – это  часть чистого дохода, который  непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции» [8]. Г. В. Савицкая выделяет такие показатели, как балансовая (совокупная) прибыль, налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль. «Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций» [8]. «Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль» [8]. «Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды» [8].

И. А. Бланк, анализируя финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли, характеризует балансовую (совокупную) прибыль как «один из важнейших  результатов финансовой деятельности предприятия». Это сумма следующих  видов прибыли предприятия: прибыли  от реализации продукции (или операционной прибыли), прибыли от реализации имущества  и прибыли от внереализационных  операций при главной роли операционной прибыли, доля которой в настоящее  время составляет примерно «90–95 % общей  суммы прибыли» [9].

В. В. Бочаров  рассматривает порядок формирования финансовых результатов предприятия (прибыли), систематизируя статьи, входящие в отчет о прибылях и убытках  и показывая формирование прибыли  от валовой до нераспределенной (чистой) прибыли (непокрытого убытка) отчетного  периода [2].

С. А. Бороненкова, анализируя производство и реализацию продукции, проводит анализ безубыточности продаж, в рамках которого изучает  взаимосвязь между объемом продаж, выручкой и прибылью предприятия и определяет «точку критического объема производства, выше которой идет зона прибыльности предприятия, ниже – зона убытков» [10].

 

    1. Методические  основы анализа и оценки финансовых результатов деятельности организации

 

Имеются различия и в подходе к составу  и последовательности аналитических  процедур, проводимых при анализе  финансовых результатов деятельности предприятия.

А. Д. Шереметом  и Р. С. Сайфулиным определены следующие  задачи анализа финансовых результатов [3]:

– анализ и оценка уровня и динамики показателей  прибыли;

– факторный  анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

– анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;

– анализ и оценка использования чистой прибыли;

– анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

– анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;

– анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.

А. Д. Шеремет  предлагает проводить анализ прибыли  и рентабельности продукции в  следующей последовательности [3]:

1. Формируется  ряд показателей, в которых  проявляются финансовые результаты  организации». При этом выделяются  такие показатели, как валовая  прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) от продаж и прочей внерализационной деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

2. Анализ  на предварительном этапе проводится  как по абсолютным показателям  прибыли, так и по ее относительным  показателям, например по отношению  прибыли к выручке от продажи  – по рентабельности продаж.

3. Углубленный  анализ осуществляется путем  исследования влияния на величину  прибыли и рентабельность продаж  различных факторов, которые подразделяются  на группу внешних и группу  внутренних факторов.

4. Затем  анализируется влияние инфляции  на финансовые результаты от  продаж продукции.

5. Изучается  качество прибыли – обобщенная  характеристика структуры источников  формирования прибыли.

6. Проводится  анализ рентабельности активов  предприятия.

7. Осуществляется  маржинальный анализ прибыли.

Внешние  факторы отличаются от внутренних тем, что предприятие лишь может иметь  о них информацию, но не может  их контролировать. Внутренние  факторы  поддаются контролю со стороны предприятия. Их можно разделить на две подгруппы: внутренние факторы (основные), которые  влияют на прибыль посредством их сущностного воздействия на результаты работы предприятия, и внутренние факторы, отражающие нарушения предприятием хозяйственной дисциплины.

Информация о работе Анализ и оценка финансовых результатов предприятия