Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ООО «СтройПлюс».
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
изучить цели и методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
рассмотреть методику анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
дать характеристику ООО «СтройПлюс»,
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «СтройПлюс».

Файлы: 1 файл

Веберова1.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

 

Из данных таблицы  14 следует, что себестоимость продукции и товаров ООО «СтройПлюс» в 2008 г. составила 57478 тыс. руб., в 2009 г. – 96966 тыс. руб., в 2010 г. – 104061 тыс. руб. Наблюдается увеличение затрат в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 39488 тыс. руб. или 68,7 %, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – на 7095 тыс. руб. или 7,3 %. Увеличение себестоимости товарной продукции, работ, услуг  за анализируемый период обусловлено как ростом, так и снижением составляющих затрат. В составе себестоимости  значительны материальные затраты. Их величина в 2008 г. составила 31391 тыс. руб., в 2009 г. материальные затраты увеличились на 28900 тыс. руб. или 92,1 % и составила 60291 тыс. руб. В 2010 г. наблюдается снижение материальных затрат до 56271 тыс. руб., т.е. на  4020 тыс. руб. или 6,7 %  по сравнению с 2009 г. Затраты на оплату труда в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличились с 16302 тыс. руб. до 25260 тыс. руб., т.е. на 8958 тыс. руб. или 55,0 %. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. затраты на оплату труда увеличиваются до 32950 тыс. руб. или на 30,4 %, что обусловлено ростом средней зарплаты работников. Аналогичная тенденция прослеживается по отчислениям на социальные нужды. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма отчислений на социальные нужды увеличивается с 5999 тыс. руб. до 9173 тыс. руб., в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло увеличение показателя до 12027тыс. руб. Амортизационные отчисления составили в 2008 г. 1253 тыс. руб., в 2009 г. произошло их увеличение до 1561 тыс. руб. или 24,6 %, в 2010 г.  наблюдается увеличение амортизационных отчислений до 2191 тыс. руб. За анализируемый период 2008 – 2010 гг. наблюдается снижение прочих затрат в составе себестоимости: с 2533 тыс. руб. в 2008 г. до 681 тыс. руб. в 2009 г. и до 622 тыс. руб. в 2010 г.

Доля материальных затрат в составе себестоимости продукции составила в 2008 г. 54,6 %, в 2009 г. она повысилась до 62,2 %. В 2010 г. наблюдается значительное снижение доли материальных затрат в составе себестоимости – до 54,1 %. Это обусловлено началом внедрения на предприятии программы ресурсосберегающих технологий. Доля затрат на оплату труда с отчислениями на социальные нужды снижается с 28,4 % в 2008 г. до 26,1 % в 2009 г. и увеличивается до 31,7 % в 2010 г.. Доля амортизационных отчислений изменяется в течение анализируемого периода незначительно: с 2,2 % в 2008 г. до 1,6 % в 2009 г. и до 2,1 % в 2010 г.. Доля прочих затрат в целом за 2008 – 2010 гг. снижается с 4,4 % до 0,5 %.

Затраты на один рубль  товарной продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы товарной продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам.  Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию товарной продукции к стоимости товарной продукции в действующих ценах [47, с. 140]. На основании ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» рассчитаем показатель затрат на рубль выручки от продаж и оценим его динамику (табл.15).

Таблица 15

Динамика затрат на рубль  выручки от продаж  ООО «СтройПлюс»                      за 2008 – 2010 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменение (+,-)

Темп роста, %

2009г.

к

2008 г.

2010г.

к

2009 г.

2009

к

2008

2010

к

2009

 Выручка  от продажи  продукции СМР, тыс. руб.

59434

99108

108228

39674

166,8

9120

109,2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

57 478

96 966

104 061

39488

7095

168,7

107,3

Затраты на рубль выручки  от продаж, руб.

0,97

0,98

0,96

0,1

-0,2

101,0

97,9


 

Из данных таблицы 15 следует, что затраты на 1 рубль выручки от продаж  в ООО «СтройПлюс» за анализируемый период в целом обнаруживают тенденцию к снижению с 0,97 руб. в 2008 г. до 0,96 руб. в 2010 г. Однако по годам наблюдается неоднозначная тенденция: в 2009 г. по сравнению с 2008 г. они увеличились на 0,1 руб.  или 1,0 %, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. они снизились до 0,96 руб., т.е. на 0,2 руб. или 2,1 %.  Таким образом, в 2010 г. на рубль выручки от продаж приходилось 96,0 коп. затрат и 4,0 коп. прибыли.

Проанализируем рентабельность деятельности ООО «СтройПлюс» за 2008-2010 гг. (табл. 16)

Таблица 16

Оценка рентабельности деятельности ООО «СтройПлюс»

за 2008-2010 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменение (+,-)

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

1. Величина прибыли  от продаж на каждый рубль,  вложенный в производство и реализацию продукции

3,4

2,2

4

-1,2

1,8

2. Величина прибыли  от продаж в каждом рубле  выручки от продажи

3,3

2,2

3,9

-1,1

1,7

3. Величина прибыли  до налогообложения на рубль  всех расходов организации

1,8

0,7

2,2

-1,1

1,5


 

В течение 2009 г. организация получила прибыль, как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех трех представленных в табл. 18 показателей рентабельности. Прибыль от продаж в 2009 г. составляет 2,2% от полученной выручки. Однако имеет место отрицательная динамика рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (-1,1%). Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до налогообложения к совокупным расходам организации, за 2009 г. составил 0,7%. Это значит, что с каждого рубля, израсходованного за 2009 г. в рамках финансово-хозяйственной деятельности ООО «СтройПлюс» было получено 0,7 коп. прибыли. За аналогичный период 2008 г. также была получена прибыль, но на 1,1 коп. с рубля больше, чем в 2009 г.

Рентабельность продаж в 2010 г. составила 3,9% . Более того, имеет место рост рентабельности продаж по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. (+1,7%). Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до налогообложения к совокупным расходам организации, составил 2,2%. То есть с каждого рубля, израсходованного в течение 2010 г. в рамках финансово-хозяйственной деятельности организации, было получено 2,2 коп. прибыли. За аналогичный период 2009 г. также была получена прибыль, но на 1,5 коп. с рубля меньше, чем в 2010 г.

При анализе эффективности деятельности предприятия необходимо знать запас финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью предварительно все затраты предприятия следует разбить на две группы в зависимости от объема реализации продукции: переменные и постоянные. Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, т.е. ту сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.

Расчет точки безубыточности и запаса финансовой устойчивости деятельности ООО «СтройПлюс» произведем в таблице 17. Как показывает расчет, нужно реализовать товарной продукции и оказать услуг на сумму 87936 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. При такой выручке рентабельность равна нулю. Фактически выручка составила за 2010 г. 108228 тыс. руб., что выше порога безубыточности на 20292 тыс. руб., или на 18,7 %. Это и есть запас финансовой устойчивости.

Таблица 17

Расчет точки безубыточности и запаса финансовой устойчивости деятельности ООО «СтройПлюс» за 2010 г.

 

Показатели

Расчет показателей

1. Выручка от продажи  продукции (работ, услуг), тыс.  руб.

108228

2. Прибыль, тыс. руб.

4167

3. Полная себестоимость,  тыс. руб.

104061

4. Сумма переменных  затрат, тыс. руб.

86210

5. Сумма постоянных  затрат, тыс. руб.

17851

6. Сумма маржинального  дохода, тыс. руб.

4167+17851 = 22018

7. Доля маржинального  дохода в выручке, %

20,3

8. Точка безубыточности, тыс. руб.

17851 : 0,203 = 87936

9. Запас финансовой  устойчивости:

 

- сумма, тыс. руб.

108228-87936 = 20292

- %

(108228-87936) : 108228 = 18,7


 

Судя по значению запас финансовой устойчивости у ООО «СтройПлюс» достаточно большой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью работы являлось проведение анализа финансового состояния предприятия, а также разработка направлений его улучшения. Актуальность темы работы обоснована важным значением использования современных методов финансового анализа и необходимостью определения инструментов, с помощью которых возможно проведение анализа финансового состояния в реальной практике российских предприятий. Основным источником информации для осуществления финансового анализа является бухгалтерский баланс, приложения к нему, а также  «Отчет о прибылях и убытках».  В ходе выполнения работы были выполнены все поставленные задачи исследования. Результатами исследования явились следующие итоги.

ООО «СтройПлюс» является коммерческой организацией, учрежденной участниками, путем объединения их вкладов. Основным видом деятельности предприятия являются строительно-монтажные работы. Анализ финансового состояния предприятия выявил следующие результаты:

1. На протяжении рассматриваемого  периода  наблюдалось увеличение выручки от продажи СМР: в 2009 г. объем выручки от продажи увеличился на 39 674,0 тыс. руб. или 67,0 %  и составил 99 108,0 тыс. руб., за 2010 г. сумма выручки составила 108 228,0 тыс. руб., что выше предыдущего показателя на 9,0% или 9 120,0 тыс. руб.;

2. Себестоимость работ за 2009 г. увеличилась на 39 488,0 тыс. руб. или 68,7%, за 2010 г. произошло увеличение данного показателя на 7,3% или 7095,0 тыс. руб.;

3. Сумма прибыли от продажи СМР составила в 2009 г. 2 142,0 тыс. руб., что выше на 9,5 % чем за 2008 г., в 2010 г. также наблюдается рост прибыли от продажи продукции на 94,5% или 2 025,0 тыс. руб. в 2009 г.; рентабельность продаж составила  3,4% - в 2008 г., 2,2 % - в 2009 г. и 4,0% в 2010 г.

4. Анализ показателей  финансового состояния предприятия за 2008 -2010 гг. свидетельствует, что коэффициенты ликвидности предприятия укладываются полностью в нормативные значения, что свидетельствует о платежеспособности предприятия;

5. За анализируемый  период в структуре источников  финансирования предприятия наибольший удельный вес занимает собственный капитал;

6. Показатели, характеризующие финансовое положение и финансовую устойчивость ООО «СтройПлюс» имеют следующие значения:

  • положительная динамика изменения собственного капитала относительно общего изменения активов (сальдо баланса) организации;
  • чистые активы превышают уставный капитал, при этом за анализируемый период наблюдалось увеличение чистых активов;
  • коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами полностью укладываются в нормативные значения;
  • абсолютная финансовая устойчивость по величине излишка собственных оборотных средств;
  • коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности полностью соответствует нормативному значению;
  • коэффициент абсолютной ликвидности вполне соответствует общепринятому значению.

Среди показателей финансового положения организации можно выделить следующие негативные факторы: доля собственного капитала неоправданно высока (93%).

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от  03.01.2009 № 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; Российская газета. – 2009. – 11 янв. – С. 11.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410; Российская газета. – 1996. – 4 фев. – С. 23 - 25.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824; Российская газета. – 1998. – 6 авг. – С. 148 – 149.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: ФЗ Российской Федерации от 5 августа 200 г. N 117 – ФЗ (в ред. от 30.12.2009 № 268 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 1. – Ст. 31; Российская газета. – 2009. – 31 дек. – С. 297.
  5. О формах бухгалтерской отчетности организации: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н. // Нормативные акты для бухгалтера. – 2003. - № 10. – С. 46 – 53.
  6. Азрилиян А. Н., Азрилиян О. М., Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 248 тыс. терминов, М: Институт новой экономики,  2010. - 280 с.
  7. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразования. – М.: Альпина Паблишер, 2010. – 287с.
  8. Акбердин Р.З. Экономическое обеспечение логистики и финансовые потоки: Учебное пособие / ГУУ. - М., 2009.- 312 с.
  9. Аминова З.Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. М.: Компания Спутник, 2010. - 318 с.
  10. Балашов В.Г., Ириков В.А., Технология повышения финансового результата предприятий и корпораций. – М.: «Издательство ПРИОР», 2009. – 512с.
  11. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности – М.: Финансы и статистика, 2002. – 687с.
  12. Бланк И.А. Управление использованием капитала. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2008. - 656 с.
  13. Бланк И.А. Финансовый менеджмент – Киев, Эльга, Ника-Центр, 2004 – 653 с.
  14. Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. – Екатеринбург: Изд. Урал. гос. университета, 2010. – 340 с.
  15. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб. Питер, 2009. – 540 с.
  16. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. - М.: ПРИОР-СТРИКС, 2010. - 315 с.
  17. Васильева Л.С., Петровская М.В. Финансовый анализ – М: КНОРУС, 2009 – 544 с.
  18. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-615с.
  19. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2002, - 208с.
  20. Дыбаль С.В., Финансовый анализ: теория и практика – СПб: Бизнес-пресса, 2009 – 304 с.
  21. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2003. – 360с.
  22. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2009 – 462 с.
  23. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2009. – 424 с.
  24. Коллас Б.Управление финансовой деятельностью предприятия.-М: Финансы и статистика, 2000. – 810с.
  25. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ООО «Новое знание», 2009.- 210 с.
  26. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент – М: «Дело и сервис»
  27. Кудаков А.С. Финансы предприятий: Текст лекций.- СПб.: СПбГИЭУ, 2004.- 312 с.
  28. Лебедев А.Н. Управление, ориентированное на результат. Мурманск,  2010. – 241 с.
  29. Литовских А.М. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА – М.: ИНФРА – М. – 412 с.
  30. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие - М.: ОАО «ТК Велби», 2010.- 264 с.
  31. Лиференко Г.Н., Финансовый анализ предприятия: Учебное пособие – М: Экзамен, 2009 – 156 с.
  32. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 471 с.
  33. Маклаков Г.В. Финансовое обеспечение  коммерческой  деятельности: Учебное пособие. - Н-ск: СибУПК, 2010.- 312 с.
  34. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб.пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ.ред. И.И. Мазура. – М.: Экономика, 2010. - 454с.
  35. Молотков Ю.И. Управление экономическими объектами: Методическое пособие.   - Н-ск: Сиб.АГС. 2010.- 210 с.
  36. Нагловский С.Н. Менеджмент производственно-коммерческих систем. — Калуга: Манускрипт, 2009.- 336 с.
  37. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы ЮНИТИ, 2002. – 138с.
  38. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 5-е изд. доп. и перераб. - Минск: ООО «Новое знание», 2009. -  687 с.
  39. Савицкая Г.В. Экономический анализ – 12 издание – М: Новое знание, 2010. – 679 с.
  40. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 479 с.
  41. Тупицын А.Л. Управление финансовой устойчивостью предприятия // Новосибирск, 2009. – 100 с.
  42. Финансовый анализ. Под ред. Попова В.М. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.
  43. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 408 с.
  44. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. – 408 с.
  45. Чернов В.А. Финансовая политика организации. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -   247с.
  46. Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -   686с.
  47. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 208 с.
  48. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 320 с.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия