Бюджетная классификация РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная классификация представляет собой систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие группы. Бюджетная классификация в целях облегчения планирования, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все разнообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сходным или характерным признакам, наиболее полно отражающим процессы, происходящие в бюджетной системе.

Оглавление

. Теоретические аспекты бюджетной классификации.
1.1. Понятие и содержание бюджетной классификации
1.2. Классификация бюджетных доходов
1.3. Классификация бюджетных расходов
2. Анализ бюджетной классификации расходов в Российской Федерации.
2.1. Анализ функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации
2.2 Анализ классификации источников финансирования внутреннего и внешнего дефицитов бюджетов Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финансы готовая.docx

— 28.96 Кб (Скачать)

Анализ вышеизложенного  материала позволяет сделать  вывод о том, что в любой  бюджетной системе можно выделить два главных звена или два  главных раздела, соответствующих  своему функциональному предназначению, которые необходимо классифицировать - это доходы и расходы бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация  бюджетных доходов.

 

Классификация бюджетных  доходов представляет собой группировку  доходов бюджетов применительно  к любому уровню бюджетной системы  по источникам их формирования, закрепленным законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения доходов. Группы доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной  системы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих  доходы бюджетов, можно выбрать следующие:

– иерархию уровня власти или  уровень управления;

– источники получения  доходов;

– способы получения доходов;

– время поступления доходов;

– территориальность доходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен  признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным  законодательством.

По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, заимствования и др. В основу классификации положен  признак субъекта перечисления денежных средств, за счет которых происходит формирование доходной части бюджетов любого уровня власти или территориального образования.

К налоговым доходам относятся  все налоговые поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог  на прибыль организаций, налог на доход от капитала, налог на имущество  и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти.

Неналоговыми доходами бюджетов различных уровней бюджетной  системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной  собственности и (или) от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

По способу получения  доходов в бюджеты их можно  классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные и добровольные. В основу классификации положен  признак перелагаемости изъятия  дохода в соответствующий бюджет. В соответствии с данным признаком  все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления  от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными. Вынужденными доходами являются доходы поступающие  в бюджет за счет внутренних и (или) внешних заимствований в целях  покрытия дефицитов бюджетов. В основу классификации положен признак  необходимости государства, его  субъекта или местного образования  обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной  политики.

К внутренним источникам получения  доходов можно отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи  ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.

Внешними источниками  получения доходов являются кредиты  международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и  фирм, иные внешние источники финансирования.

По времени поступления  средств в бюджеты доходы подразделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым доходам относят налоговые и  неналоговые поступления, которые  непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими. К чрезвычайным доходам относят  доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных  и долгосрочных ценных бумаг, налоговых  поступлений за счет введения новых  видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

По территориальности  доходы бюджетов можно рассматривать  с двух сторон:

1) деление бюджетов по  территориальным образованиям (федеральные,  региональные, местные: районные, городские,  внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит  признак территориального деления;

2) деление бюджетов по  признаку государственности поступления  средств как субъектов дохода, которые подразделяются на внутренние  и внешние. К внутренним относятся  все доходы от налоговых и  неналоговых доходов, внутренних  заимствований и добровольных  перечислений (пожертвований).

Из приведенной классификации  признаков бюджетной классификации  доходов не представляется возможным  выделить один из признаков, по которому можно было бы провести бюджетную  классификацию. Однако, проанализировав  приведенные признаки, из их числа  можно выделить главные, которые  наиболее точно и полно отражают существо проблемы и позволяют достаточно четко и полно характеризовать  бюджетный процесс в отношении  формирования доходной части бюджетов. В основу бюджетной классификации  можно положить признаки источников доходов и иерархию уровней власти, что в достаточной мере позволяет  характеризовать формирование бюджетов любого уровня, в сумме составляющего  бюджетную систему государства. /7, с.64-66/

 

1.3. Классификация  бюджетных расходов.

 

Классификацию бюджетных  расходов можно характеризовать  с позиций выполнения государством своих функций перед обществом. Она представляет собой группировку  бюджетных расходов любого уровня бюджетной  системы по определенным признакам, отражающим направления расходования бюджетных ресурсов на выполнение основных функций государства. К таким  признакам можно отнести следующие:

– иерархию уровня власти или  уровень управления;

– направленность расходов;

– экономическое содержание расходов;

– эффективность расходования средств;

– территориальность расходов;

– подведомственность расходов;

– характер потребностей расходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления расходы подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации положен  признак разделения уровня бюджета  и органа власти, отвечающего за его исполнение в соответствии с  Бюджетным кодексом РФ и иными  правовыми актами российского законодательства.

В основу целевой направленности расходов положен признак целевого выделения денежных средств из бюджета  соответствующего уровня для обеспечения  конкретной сферы деятельности:

– управление (государственного, регионального, муниципального);

– оборона и правопорядок (национальная оборона, правоохранительные органы, органы безопасности);

– социальное обеспечение  и здравоохранение;

– образование и наука;

– международная деятельность;

– экономика (промышленность, энергетика, строительство);

– сельское хозяйство и  рыболовство;

– инфраструктура;

– жилищно-коммунальное хозяйство;

– государственные долги  и т. д.

По экономическому содержанию бюджетные средства классифицируются на текущие и капитальные. Текущие  расходы бюджетов определяют основную часть расходов бюджетных ресурсов, которые обеспечивают текущее функционирование органов власти всех уровней бюджетной  системы и бюджетных учреждений. Капитальные расходы бюджетов составляют часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

По экономическому эффекту  расходы подразделяются на производительные, непроизводительные и долговые. В  основу классификации расходов положен  признак, характеризующий вклад  денежных средств из бюджета в  сферу, которая развивается и  дает доход в бюджет или только работает на потребление. Производительные расходы бюджетов - это расходы, идущие на увеличение имущественных достижений государства или на укрепление экономических  основ народного хозяйства. К  ним относят расходы, идущие на развитие промышленности, энергетики, сельского  хозяйства, рыболовства, жилищно-коммунального  хозяйства, научные исследования и  т. д. Непроизводительные расходы не дают прироста имущественных достояний  или не укрепляют экономические  основы народного хозяйства. К ним  относятся расходы на оборону, культуру, правоохранительную деятельность, безопасность и т. д. Долговые расходы являются негативными с точки зрения их огромного влияния на экономику  и социальную сферу деятельности общества. Долги не сами как таковые  оказывают негативное влияние на экономику и социальную сферу, а  непосредственно через бюджет, уменьшая возможности государства на сумму  долга (внешнего и/или внутреннего).

По характеру потребностей в средствах расходы бюджета  подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные. К обыкновенным расходам относят  расходы, которые отвечают постоянным потребностям государства, которые  покрываются за счет налоговых поступлений  и деятельности предприятий (федеральных, региональных, местных). Чрезвычайные расходы обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Их покрытие обеспечивается за счет продажи  имущества, оружия, выпуска денежных знаков, заимствований (внешних, внутренних), введения новых налогов и т. д.

По территориальности  расходы можно подразделить на два  уровня: внутренние и внешние. К внутренним расходам относят все расходы  по обеспечению всех сфер деятельности общества и государства, в том  числе погашение внутренних долгов за счет бюджетных средств всех уровней  бюджетной системы. К внешним  расходам относят расходы на международную  деятельность, покрытие внешних долговых обязательств Правительства РФ и  правительств субъектов РФ.

В соответствии с подведомственностью  получателей бюджетных средств  бюджетные расходы классифицируют по подведомственному признаку на расходы  министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий и т. д.

Анализ приведенных признаков  классификации расходов бюджетов свидетельствует, что наиболее существенными из них  являются признаки целевой направленности и иерархии уровня власти, которые  в полной мере позволяют характеризовать  расход бюджетных средств любого уровня бюджетной системы. /7, с.67-69/

Таким образом, группировка  доходов и расходов бюджетов различных  уровней бюджетной системы, источников финансирования их дефицитов представляет собой бюджетную классификацию, используемую в практике для составления  и исполнения бюджетов, а также  для сопоставления показателей  бюджетов в целях их анализа и  принятия решений на совершенствование  бюджетной системы.

Бюджетная классификация  в соответствии с законодательством  РФ включает классификацию доходов  бюджетов, классификацию расходов бюджетов, классификацию источников формирования дефицитов бюджетов и классификацию  видов государственных долгов.

Классификация бюджетов доходов  всех уровней бюджетной системы  представляет собой группировку  бюджетов по источникам их формирования и уровням власти, обеспечивающей формирование соответствующего бюджета.

Классификация бюджетов расходов всех уровней бюджетной системы  представляет собой группировку  по целевому направлению использования  бюджетных средств соответствующим  уровнем власти в соответствии с  российским законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ бюджетной  классификации расходов в Российской  Федерации.

2.1. Анализ функциональной  и экономической классификации 

расходов бюджетов Российской Федерации.

Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в  том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы  на содержание Президента РФ и полномочных  представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное  и местное управление, средств  на выполнение функций государства, государственное управление и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

• государственное управление и местное самоуправление; 
 • судебная власть; 
 • международная деятельность; 
 • национальная оборона; 
 • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; 
 • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
 • промышленность, энергетика и строительство; 
 • сельское хозяйство и рыболовство; 
 • охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; 
 • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; 
 • развитие рыночной инфраструктуры; 
 • жилищно-коммунальное хозяйство; 
 • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; 
 • образование; 
 • культура, искусство и кинематография; 
 • средства массовой информации; 
 • здравоохранение и физическая культура; 
 • социальная политика; 
 • обслуживание государственного долга; 
 • пополнение государственных запасов и резервов; 
 • финансовая помощь бюджетам других уровней; 
 • утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров; 
      • мобилизационная подготовка экономики; 
      • исследование и использование космического пространства; 
       • прочие расходы; 
      • целевые бюджетные фонды.  

Информация о работе Бюджетная классификация РФ