Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:46, реферат
Общественное питание - это вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
1.История развития отрасли общественного питания в Беларуси
2.Основные показатели функционирования отрасли общественного питания
3.Перспективы развития общественного питания
Министерством
торговли совместно с органами управления
торговлей, услугами первостепенное внимание
уделяется совершенствованию
Питание учащейся молодежи республике осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации питания детей и учащейся молодежи в учреждениях образования в 2010/2011 году, утвержденными Министерством торговли и Министерством образования 14 июня 2010 г.
При
учреждениях образования
К началу 2010/2011 учебного года при учебных заведениях введено 15 объектов общественного питания на 1878 мест (в т.ч. 6 при ВУЗах, 2 - СУЗах и 7 – школах), проведены капитальные ремонты столовых в 21 учебном заведении, косметический ремонт - практически во всех общеобразовательных школах. На проведение ремонтов учреждениями образования затрачено 9,98 млрд. рублей. Приобретено 1714 единиц торгово-технологического оборудования на сумму 4,99 млрд. рублей, мебели - 3,03 млрд. рублей.
Для более полного удовлетворения спроса учащихся и студентов в проведении различных мероприятий, культурного досуга молодежи при учебных заведениях функционирует 58 кафе и баров, 4 магазина и отдела кулинарии. Практически во всех учебных заведениях республики организованы буфеты или предусмотрен отпуск покупных товаров с линии раздачи, где можно дополнительно приобрести соки, молочные продукты, фрукты, овощные салаты, булочно-кондитерские изделия и другую кулинарную продукцию.
В целях воспитания культуры питания у подрастающего поколения, расширения ассортимента, повышения качества пищи организациями общественного питания совместно с педагогическими коллективами проводится работа по внедрению новых форм обслуживания учащихся. Это организация питания по типу «шведского стола», доставка скомплектованных рационов питания в индивидуальной упаковке, прием заказов на блюда по меню завтрашнего дня, проведение дней сладкоежек и белорусской кухни и др. Широкое распространение получила организация питания учащихся с предварительным накрытием столов и подачей салатов, супов, напитков во много порционной посуде с последующим их порционированием самостоятельно учащимися или с помощью дежурных учителей и старшеклассников.
В целом по республике по системе предварительных заказов блюд по меню завтрашнего дня работает более 50% школьных столовых, охват горячим питанием в них составляет 85-100%.
Питание
обучающихся осуществляется за счет
бюджетных средств и
Питание учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений осуществляется за наличный расчет.
Оказываемое внимание и поддержка на государственном уровне организации питания учащейся молодежи позволила обеспечить доступность услуг общественного питания в школьных, студенческих столовых республики и обеспечить охват питанием учащихся общеобразовательных учебных заведений на уровне 77-95%, учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений - от 40 до 75%.
Питание рабочих и служащих осуществляется в 1,4 тыс. столовых и буфетах, что составляет 11,7% от количества всех объектов питания.
В республике 30% производственных организаций осуществляет удешевление питания за счет собственных средств. Для обеспечения доступности услуг по месту работы снижаются наценки общественного питания на 5 - 30 % на продукцию собственного производства и торговые надбавки (ОАО «Брестмаш», РУП «Барановичский автоагрегатный завод», РПУП «Торгмаш», ОАО «Барановичский завод «Санэлектрозаготовок», ПРУП «Барановичский комбинат ЖКБ», РУПП СПОАО «Спартак», УП «Беларусьнефть», РУП «Гомельтранснефть «Дружба», ОАО «Коминтерн», РУП «Гомельский станкостроительный завод им.С.М.Кирова», ОАО «Электроаппаратура», ЗАО КСИ, ОАО «Бабушкина крынка», РУПП «Ольса», РУП «Облгаз», ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» и другие).
Находит внедрение кредитная система расчетов за обеды, продовольственные товары, что позволяет увеличить охват питанием до 70-80% (УП «Белкоммунмаш», ЗАО «Атлант», ТПРДУП «МТЗТОРГСЕРВИС», «Могилевхлебопродукт», УП «Минский моторный завод», ОАО «Полимер» г.Витебск, ОАО «Лакокраска» г.Гродно и другие).
Для
ускорения обслуживания применяется
талонная система, устанавливаются
платежные терминалы, продолжается
работа по внедрению электронных
карточек для расчетов за обеды. Например,
только в Могилевской области
платежные терминалы
В результате проводимой работы охват питанием работающих в производственных организациях составляет в среднем до 60%, а в ряде предприятий – и до 80-90% (ОАО «Свiтанак» г.Жодино, КПУП «Брестводоканал», ОАО «Белшина» г. Бобруйск, ОАО «Гомельский жировой комбинат», ОАО «Гродно Азот»).
Положительную тенденцию имеет развитие общедоступных объектов общественного питания, сеть которых на 1 января 2011 г. составляет 6247 единиц на 262,8 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни. Это рестораны «Камяніца», «Талака», «Гасцiнный маёнтак» в г.Минске, кафе «Карчма Будзьма», ресторан «Старое время» в г.Гомеле, ресторан «Печерское предместье» в г.Могилеве и др. Наряду с белорусской национальной кухней, развивается сеть предприятий с национальными кухнями народов мира. Например, только в г. Минске представлено более 30 кухонь народов мира.
Сегодня 67% общедоступных объектов - это рестораны, кафе, бары. Наблюдается тенденция открытия наиболее демократичных объектов питания (закусочных, кафетериев, баров) при сокращении сети ресторанов (сеть ресторанов сократилась на 4% и число мест в данной категории объектов на 13%).
В
республике появились новые типы
предприятий питания - рестораны
быстрого обслуживания, в том числе
и с белорусской национальной
кухней, кофейни и др. Наряду с
ресторанами «Макдональдс»
Актуальным является развитие сети предприятий быстрого обслуживания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи, особенно в местах миграционных потоков населения. В городах республики насчитывается около 2,4 тыс. объектов быстрого обслуживания. Именно эта сфера услуг питания в условиях экономического кризиса менее всего ощутила негативные его последствия, число посетителей здесь практически не изменилось.
Правительством
республики утверждена система государственных
социальных стандартов по обслуживанию
населения республики, в которой
предусмотрен норматив обеспеченности
населения местами в
В целях приближения услуг питания к потребителю продолжается работа по интеграции объектов торговли и общественного питания за счет открытия в универсамах, торговых центрах, гипер- и супермаркетах кафе, ресторанов, баров, кафетериев, цехов по производству кулинарных и кондитерских изделий. Сегодня при объектах розничной торговли работает более 600заготовочсных цехов (кулинарных, и кондитерских и др.), продукция которых пользуется повышенным спросом у населения.
По состоянию на 1 января 2011 г. по данным Белстата в республике функционируют 441 объект общественного питания придорожного сервиса.
В настоящее время реализуется Программа «Дороги Беларуси на 2006-2015 г.г.», которой установлены задания по вводу объектов придорожного сервиса. По итогам работы за 2006-2010 г.г. в республике введено 240 объектов общественного питания придорожного сервиса при задании 196. В 2010 году открыто 47 таких объектов.
Вместе
с тем, развитие объектов придорожного
сервиса в значительной мере осложняется
низкой рентабельностью этого бизнеса.
Зарубежный опыт организации придорожного сервиса показывает, что обеспечение высокого качества обслуживания и широкого спектра услуг достигается за счет создания крупных комплексов на базе АЗС и возникающей в этих условиях конкуренции.
К концу 2015 г. планируется открыть более 40 объектов общественного питания придорожного сервиса.
В
целях обеспечения соответствия
продукции, услуг общественного
питания действующему законодательству
по техническому нормированию и стандартизации,
защите прав потребителей разработаны
и действуют в отрасли
Для
обеспечения лабораторного
Одним из условий стимулирования развития рынка услуг питания является создание конкурентной среды в данной сфере деятельности, либерализация условий осуществления ресторанного бизнеса.
В этой связи в 2009-2011 гг. Министерством торговли совместно с заинтересованными принято ряд нормативных правовых актов, позволяющих существенного упростить хозяйственную деятельность торговых объектов: предоставлено право параллельного проектирования и строительства объектов, сняты ограничения по закупу товаров за наличный расчет и использованию наличных денег из выручки, расширены критерии применения упрощенной системы налогообложения, упрощены санитарно-гигиенические требования к объектах общественного питания и порядок заключения договоров аренды, отменено присвоение наценочных категорий, сокращено количество обязательных к применению первичных учетных документов и другие.
Одним из основных условий стимулирования развития ресторанного бизнеса является дальнейшая либерализация ценообразования.
С 1 марта т.г. Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» предоставлено право свободного формирования цен во всех объектах общественного питания, за исключением объектов при учреждениях образования, отменена необходимость составления экономического обоснования применяемого уровня цен.
В 2011-2015 г.г. развитие сети объектов общественного питания будет осуществляться по следующим основным направлениям:
Информация о работе Общественное питание как отрасль экономики