Кадровая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:04, реферат

Краткое описание

Главным элементом организации являются ее сотрудники. Они составляют основную статью капиталовложений с точки зрения затрат по их найму и обучению. Поддержание деятельности персонала также требует больших затрат. Производительность труда в организации, которая эффективно использует своих сотрудников, может превышать в десятки и более раз производительность труда в организации, не уделяющей внимание эффективности использования человеческих ресурсов.

Файлы: 1 файл

Кадровая политика предприятия.docx

— 126.10 Кб (Скачать)

Современные службы персонала ориентированы на реализациюинновационных функций, к числу которых относятся:

= определение  потребности в персонале, как  на текущий период, так и на перспективу;

= разработка  раздела «Персонал» бизнес-плана  организации;

= аттестации рабочих мест и разработки профессиограмм;

= разработка  систем проверки профессиональных  и личностных качеств претендентов на занятие вакантной должности;

= планирование  кадрового резерва и карьеры  работников;

= исследования  по выявлению мотивации работников к труду;

= развитию инновационного  поведения и творческого уровня  работников;

= исследования  в целях создания эффективных  рабочих команд;

= анализ причин  и урегулирование трудовых конфликтов  и др.  

2.  Кадровая служба в системе управления персоналом  

Организационная структура службы управления персоналом

Организационная структура системы  управления персоналом — совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Подразделения — носители функций управления персоналом — могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.

В самом общем  виде можно выделить четыре группы факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры:

1) внешняя среда  и инфраструктура, в которой действует  организация;

2) технология  работ и тип совместной деятельности;

3) особенности  персонала и корпоративной культуры;

4) прототипы  и уже существующие, и показавшие  себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.

Исходными данными  для построения организационной  структуры управления являются:

- расчет числа  у ровней управления;

- расчет численности  персонала;

- типовые структуры  управления.

При построении организационной структуры необходимо соблюдать следующие принципы:

Гибкость. Характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале и на производстве.

Централизация. Заключается в разумной централизации функций работников 
отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления.

Специализация. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления.

Нормоуправляемость. Эго соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено - 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) - 8-10 чел,, нижнее звено (мастера, бригады) - 20-40 чел.

Единство  прав и ответственности. Означает, что права и ответственность подразделений и сотрудников должны находится в диалектическом единстве.

Разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку и реализацию решений.

Экономичность. Характеризует достижение минимально необходимых затрат на 
построение и содержание организационной структуры управления.

Под организационной  формой можно понимать сочетание двух важных понятий:

= организационно-правовая  форма;

= параметры организационной  структуры (тип структуры, мощность отдельных подразделений, особенности конфигурации структуры и т.п.).

Способность системы  к реакции на окружение, определяемая как ее адаптация, должна учитываться при проектировании организационной структуры и осуществлении производственной, управленческой и иной деятельности.

Структура управления — это принятая форма разделения труда в системе управления персоналом, закрепляющая соответствующие управленческие функции за отдельными службами и работниками. Совокупность всех функций и органов управления определяет организационную структуру системы управления персоналом и производством.

Всякая организационная структура,

во-первых, включает количество и виды звеньев управления на каждом его уровне,

во-вторых, устанавливает взаимное расположение, связи и подчиненность этих звеньев,

в-третьих, определяет цели, задачи, права и обязанности каждого звена, перечень и объем выполняемых общих и специальных функций,

в-четвертых, характеризует численность и профессионально-квалификационный состав персонала.

В составе каждой системы или подсистемы можно  выделить следующие взаимодействующие  между собой факторы или элементы:

люди, работники, принимающие участие в осуществлении основных задач организации;

средства, предметы труда, имеющиеся в распоряжении данного предприятия;

информация, коммуникации, устанавливающие связи между людьми и предметами их деятельности.

Основные связи  и отношения между элементами структуры управления между персоналом и руководителями служб могут  быть двух типов: вертикальные — связи  подчинения и руководства, горизонтальные — связи отношений и кооперации равноправных элементов. Вертикальные связи, в свою очередь, могут быть линейными и функциональными. Линейные связи предусматривают обязательное подчинение по всем вопросам управления, например директор — начальник цеха — мастер — рабочий, функциональные предполагают подчинение по определенной группе кадровых проблем, например подбор, обучение, расстановка, оценка, мотивация и др.

Важной характеристикой  основных связей является масштаб управляемости, диапазон и сфера руководства, определяемые количеством подчиненных работников или звеньев одному руководителю. Для установления масштаба горизонтальных связей используется показатель общего количества работников или звеньев, с которыми происходят необходимые контакты в процессе управления.  

Последовательность  проведения мероприятий по созданию службы персонала

В целях оптимизации  финансовых и временных затрат при  формированиислужбы персонала  возможна следующая последовательность работы.

1. Провести общую  диагностику эффективности функционального взаимодействия между структурными подразделениями организации и выборочный анализ делового потенциала определенных категорий работников, выявить «болевые точки», требующие первоочередного «лечения» с помощью вновь создаваемой службы управления персоналом.

2. На основе  полученной информации сделать  сопоставительный  анализ реального  состояния  организационной  культуры  с имеющимся у руководства представлением о ее уровне, выработать план первоочередных и перспективных мероприятий по приведению в соответствие организационной культуры со стратегическими целями предприятия.

3. Осуществить  корректировку предложенной организационно-штатной  структуры службы персонала и  детализацию объема финансовых затрат на ее создание и обеспечение эффективного функционирования.

4. Подобрать  дополнительный персонал для  службы и обучить специально  выделенных сотрудников (при необходимости)  современным технологиям изучения делового потенциала персонала и его «нацеливания» на достижение целей организации.

Формирование  оргструктуры СУП включает следующие этапы:

структуризация целей системы управления персоналом;

определение состава функций управления, позволяющих реализовать цели системы;

формирование состава подсистем оргструктуры;

установление связей между подсистемами оргструктуры;       

определение прав и ответственности подсистем;

расчет трудоемкости функций и численности подсистем;

построение конфигурации оргструктуры.

После определения функциональной структуры службы персонала, составляющих ее подразделений (отделов, бюро) решается вопрос о задачах каждого структурного подразделения, его функциях, численном составе и должностной структуре работников, их должностных обязанностях, а также о взаимоотношениях подразделений друг с другом в рамках службы персонала и с другими подразделениями предприятия и др.

Количественный  состав службы управления персоналом определяется организационно-штатными структурами и Уставом организации. Учитываются такие факторы: общая численность работников организации; сфера деятельности организации, ее масштаб; социальная характеристика организации, структурный состав ее работников; техническое обеспечение управленческого труда. Квалификационным справочником установлены категории должностей и их названия.

Численность персонала  кадровых служб можно определить на основенормативов времени. Существуют разнообразные методы расчета численности специалистов кадровой службы: экономико-математические методы; методы сравнений; методы прямого расчета. Наиболее распространенным и доступным методом расчета численности работников кадровой службы является ее определение через трудоемкость.

Нормативная численность  работников (Ч), необходимых для выполнения всех работ по комплектованию и учету  кадров, определяется по формуле:

Ч =  Ti  х  Ki  : Фn

где Ti - суммарная трудоемкость работ, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал);

Ki - численность персонала;

Фn - фонд оплаты труда.

Вне зависимости  от особенностей организации, состав функций  отдела остается постоянным, меняется только трудоемкость их выполнения.

Оптимальным является соотношение, при котором на 70-100 сотрудников предприятия приходится один специалист по работе с персоналом.   

Типы  оргструктуры системы управления персоналом

Управление персоналом и производством осуществляют специальные  управленческие органы, построенные  по известным типам организационных  структур: линейной, функциональной, линейно-штабной, комбинированной и др.

Линейная структура управления персоналом имеет наиболее простые формы связи между субъектом и объектами управления; во главе каждого подразделения стоит один руководитель, выполняющий все управленческие функции. Каждый сотрудник отдела и организации в целом непосредственно подчиняется только указанному руководителю, и выполняют только его распоряжения.

Преимущества: получение заданий и распоряжений работником от своего непосредственного руководителя, полная ответственность каждого руководителя за результаты работы своих подчиненных, обеспечение сверху донизу единства руководства персоналом. Недостатки:руководитель должен обладать многосторонними знаниями о всех управляемых объектах, что в условиях динамичного развития рынка производства трудноосуществимо.

Функциональная структура управления персоналом способствует повышению эффективности управления персоналом за счет привлечения более квалифицированных специа-листов-управленцев в конкретной сфере своей деятельности. Органы управления создаются по отдельным функциям: маркетинг, планирование, проектирование, менеджмент, финансирование.

Преимущества: гибкость в условиях рынка, легко реагирует на изменение требований по расширению производства конкурентоспособной продукции путем создания новых подразделений и служб. Недостатки: часто приводит к нарушению единства распорядительства и снижению ответственности исполнителей за качество и сроки выполнения работы, поскольку отдельный исполнитель может получать различные задания от функциональных служб.

Информация о работе Кадровая политика предприятия