Финансовая система в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2015 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить роль финансовой системы в национальной экономике, ее построение, структуру и особенности функционирования в Беларуси.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятию финансовая система и рассмотреть ее функции в экономике;
2) рассмотреть общую структуру финансовой системы и охарактеризовать ее звенья;
3) изучить структуру и содержание финансовой системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансовая система.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

При снижении объемов реализации необходимо выяснить причину сложившейся ситуации. Нередко она заключается в недостаточных усилиях по продвижению своей продукции. Если же рыночная ситуация такова, что спрос на продукцию предприятия ограничен и расширение рынка сбыта в ближайшее время не прогнозируется, можно говорить о необходимости выпуска новых видов продукции. Выпуск нового вида продукции, пользующегося спросом на рынке, позволит увеличить объемы реализации, но потребует средств на приобретение нового оборудования (в этом случае необходимо определить объем капитальных затрат, который не приведет к ухудшению состояния компании).

Можно выделить три основные составляющие, которые относятся к области управления результатами деятельности организации – это управление оборотными средствами (оборотным капиталом), управление инвестиционной политикой и управление структурой источников финансирования.

Инвестиционная политика. Компания может осуществить капитальные вложения (в строительство цехов, приобретение оборудования, приобретение других организаций), превышающие финансовые возможности компании. Финансовые возможности компании в данном случае – это сумма полученной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов. Инвестиционные вложения, превышающие финансовые возможности компании, могут являться одной из причин ухудшения финансового состояния организации.

Управление оборотными средствами. Для многих действующих предприятий причина финансовых затруднений состоит именно в нерациональном управлении оборотными средствами, то есть сложившиеся на предприятии подходы в части управления оборотными средствами не являются адекватными изменившимся экономическим условиям.

К излишнему оседанию средств в оборотных активах приводит, в частности, не вполне рациональная организация материального снабжения –закупки излишних запасов «надолго вперед». Это обездвиживает, выводит из оборота деньги компании. Принципиально важно определить и придерживаться минимально приемлемого периода закупки материалов (определяется исходя из особенностей производственного процесса, условий доставки и цен на материалы).

Затоваривание склада готовой продукции, большой объем незавершенного производства и запасов может быть показателем того, что производственные планы компании формируются без ориентира на объемы продаж: закупили и произвели продукции больше, чем смогли продать, связав денежные средства в оборотных активах. Приведя планы производства продукции в соответствие объемам реализации, компания сможет избежать закупок излишних запасов и затоваривания склада готовой продукции. Следовательно, разработка планов производства с ориентиром на объемы продаж – способ избежать излишнего связывания средств в оборотных активах и, следовательно, рычаг оптимизации состояния компании.

Большая дебиторская задолженность – проблема многих предприятий. Усилия по своевременному востребованию задолженности дебиторов – также способ оптимизировать финансовое состояние компании. К организационным мерам оптимизации дебиторской задолженности можно отнести постановку процедуры контроля выставленных счетов (реестр покупателей, дата выставления счета, установленная дата оплаты счета, контактное лицо покупателя, ответственное лицо за контакт с покупателем от предприятия). К юридическим мерам оптимизации дебиторской задолженности относится, например, включение в договор продаж штрафных санкций за просроченную оплату счетов.

Оценка влияния структуры источников финансирования (структуры пассивов) на рентабельность собственного капитала – задача, которая решается при помощи анализа финансового рычага. Суть управления структурой источников финансирования можно сформулировать следующим образом: обеспечив приемлемый уровень финансовой устойчивости, желательно выбирать такую структуру пассивов, которая будет способствовать повышению рентабельности собственного капитала организации.

Существует два основных пути оптимизации финансового состояния компании – оптимизация результатов деятельности (компания должна больше зарабатывать прибыли) и рациональное распоряжение результатами деятельности [3].

Возможности оптимизации состояния компании за счет более рационального распоряжения результатами деятельности эффективны, но со временем исчерпаемы.

Например, дефицит денежных средств можно временно преодолеть, отсрочив платежи кредиторам до предельно допустимого срока, получив максимально возможные авансы от покупателей, можно привлечь кредит. Однако этот резерв отсрочки по оплате обязательств не бесконечен.

С приобретением основных фондов ситуация аналогичная оборотному капиталу – отказавшись от больших вложений, компания сможет оптимизировать финансовое положение. Однако, сокращение капитальных вложений возможно не более, чем до нуля – на этом возможность улучшения состояния компании закончится.

Базой устойчивого финансового положения организации в течение длительного времени является получаемая прибыль. При оптимизации финансового состояния организации необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности деятельности.

Таким образом, улучшения финансового состояния предприятия может осуществляется по таким направлениям как взвешенная инвестиционная политика (осуществление капитальных вложений не превышающих финансовые возможности компании), эффективное управление оборотными средствами (материально-техническое снабжение, сбыт, установление и контроль условий взаиморасчетов предприятия с покупателями и поставщиками), оптимизация результатов деятельности (компания должна больше зарабатывать прибыли) и рациональное распоряжение результатами деятельности.

Перед Беларусью стоят новые вызовы в области финансовой политики. Если не будет принято ответных мер, существует риск, что Беларусь столкнется с высоким уровнем дефицита консолидированного бюджета и растущим государственным долгом, вызывающим сомнения относительно его устойчивости. Изменения в финансовой политике должны быть направлены на сокращение будущего дефицита бюджета за счет его балансирования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая система представляет совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовую систему следует рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

Главная функция финансовой системы заключается в эффективном распределении финансовых ресурсов. В целом, финансовая система выполняет две функции – распределительную и контрольную. Через распределительную функцию осуществляется обеспечение каждого звена финансовой системы необходимыми ему финансовыми ресурсами. Контрольная функция связана с распределением ВВП по соответствующим фондам, их расходованием по целевому назначению, проверкой соблюдения законодательства в сфере финансов, а также своевременности и полноты выполнения всевозможных финансовых обязательств.

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: у хозяйствующих субъектов, у населения, у государства и органов местного самоуправления. В связи с этим выделяют следующие обособленные системы финансовых отношений: финансы организаций (хозяйствующих субъектов); публичные финансы (государственные финансы); финансы домашних хозяйств  (домохозяйств).

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный. Главным (но не базовым) звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. Немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды.

Базовым, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций реального сектора экономики, где создается чистый доход – главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы.

Финансовая политика представляет собой совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика вырабатывается и реализуется системой управления финансами, или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят финансовые службы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. На уровне республики управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего закона о бюджете на предстоящий финансовый год.

Республика Беларусь проводит умеренную фискальную политику. Так в 2012 г. консолидированный бюджет был выполнен с профицитом в 0,5% от ВВП.

В настоящий момент существует риск, что Беларусь столкнется с высоким уровнем дефицита консолидированного бюджета и растущим государственным долгом. Изменения в финансовой политике должны быть направлены на сокращение будущего дефицита бюджета за счет его балансирования, при этом фокус необходимо сделать на пересмотре статей расходов бюджета. Самые широкие возможности по снижению расходов имеются в финансировании сельского хозяйства, ЖКХ, государственных предприятий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Беларусь в цифрах: статистический справочник. - Мн.: Белстат, 2013.
  2. Конституция Республики Беларусь.
  3. Лапуста М.Г. Оптимизация финансового состояния организации // Элитариум: Центр дистанционного образования, www.elitarium.ru.
  4. Насута С. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу // Финансы. Учет. Аудит. – 2011. – №7. С.13-14.
  5. Национальная экономика Республики Беларусь: учебник / под. ред. Шимова В.Н. Мн.: БГЭУ, 2006. - 751 с.
  6. Полонский В. Развитие финансово-кредитной системы Республики Беларусь // Банковский вестник. – 2011. – №10. С.9-13.
  7. Семенов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предприятий: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. –  240 с.
  8. Теория финансов: Учеб. Пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. – Мн.: Выш.шк., 2009. – 368 с.
  9. Финансы и кредит: учеб. пособие / под. ред. Плотницкого М.И. –Мн.: Мисанта, 2008. – 336 с.
  10. Финансы предприятий: учеб. пособие / под ред. Заяц Н.Е., Василевской Т.И. – Минск: Выш. шк., 2007. – 527 с.
  11. Финансы, денежное обращение и кредит.  Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 543 с. 
  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит.  Под ред. Поляка Г.Б. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 512 с. 
  13. Финансы.  Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 384 с.
  14. Финансы: учеб. / под ред. В. В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 610 с.

 

 


Информация о работе Финансовая система в национальной экономике