Финансовая система в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2015 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить роль финансовой системы в национальной экономике, ее построение, структуру и особенности функционирования в Беларуси.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятию финансовая система и рассмотреть ее функции в экономике;
2) рассмотреть общую структуру финансовой системы и охарактеризовать ее звенья;
3) изучить структуру и содержание финансовой системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансовая система.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные финансовые продукты, обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Такое отнесение является достаточно условным.  Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

 

 

 

3 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

 

3.1 Структура финансовой системы Республики Беларусь

 

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. В белорусской экономике идет процесс становления финансового рынка.

Ряд авторов в состав финансовой системы включают сферу финансовых органов (министерство финансов, финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий и прочих структур, государственные налоговые службы и т.д.). В этом случае финансовые отношения связаны с системой государственного управления.

Состав финансовой системы Республики Беларусь характеризуется такими звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья - это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования (рис. 3.1).

Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.

Во многих изданиях в состав общегосударственных финансов включены или «фонды страхования» или «государственное имущественное, личное и другие виды страхования». В настоящее время наряду с государственным страхованием, на страховом рынке функционируют акционерные и совместные страховые компании и не существует централизованных финансов государственного страхования.

Рисунок 3.1 – Состав финансовой системы Республики Беларусь [9; с. 14]

 

Главным (но не базовым) звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. Немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: социальные услуги населению, стимулирование развития отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

Порядок образования и использования внебюджетных фондов в Республике Беларусь регламентируется соответствующим законодательством. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов меньше контролируется.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Объективная его необходимость заключается в нехватке средств государственного бюджета, наличии бюджетного дефицита и нецелесообразности осуществления для этих целей эмиссии. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Базовым, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций реального сектора экономики, где создается чистый доход – главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы. В зависимости от отраслевой направленности финансы этого подразделения делятся на финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, торговли и заготовок, лесного и водного хозяйства, других отраслей.

В последнее время часть государственных учреждений и организаций сферы услуг стала функционировать на частичном коммерческом расчете, используя полученные доходы на свое развитие и материальное стимулирование работников (вузы, медицинские и физкультурно-оздоровительные учреждения, научные организации и др.).

Национальная финансовая система Беларуси возникла с образованием в 1990 г. суверенного государства – Республики Беларусь, которая прошла сложный путь становления и развития в условиях выхода из глубокого системного кризиса, вызванного распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет собой систему, построенную по международным стандартам с учетом специфики экономики страны. Ее новые (рыночно ориентированные) сущность, назначение, структура, функции закреплены в Конституции и Налоговом кодексе Республики Беларусь.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 132), финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Осуществляя переход от централизованной плановой к рыночной экономике, Беларусь строила свою систему финансов одновременно с созданием всего комплекса государственных институтов независимой страны: внешней политики, обороны и безопасности, национальной экономики, управления и др. Ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и государства, выработка и реализация финансовой политики.

 

3.2 Система управления финансами и финансовая политика в Республике Беларусь

 

Финансовая политика представляет собой совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций [5; с. 590]. Финансовая политика является органичной частью социально-экономической политики, в которой определяются стратегические и тактические цели развития экономики, общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

Финансовая политика вырабатывается и реализуется системой управления финансами, или специальным аппаратом и его звеньями различных уровней. Сюда входят финансовые службы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

На уровне республики управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего закона о бюджете на предстоящий финансовый год.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, являются Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах (рис. 3.2).

Указанные блоки и элементы управления реализуются через функции прогнозирования, планирования, оперативного управления и контроля, бюджетно-налоговую политику, которая осуществляется посредством бюджетной и налоговой систем страны.

 

Рисунок 3.2 – Схема управления финансами [5; с. 591]

 

Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих нормативных актах. Министерство финансов на основе действующего законодательства разрабатывают инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам.

Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

- учет действия объективных  экономических законов;

- необходимость финансовой поддержки  предусмотренных реформ и поддержание  макроэкономической стабилизации;

- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

- сбалансированность бюджетно-налоговой политики;

- уменьшение дефицита государственного бюджета и поиск источников его покрытия;

- либерализация внешнеэкономической деятельности;

- развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

- выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

Республика Беларусь проводит умеренную фискальную политику. Так в 2008 г. консолидированный бюджет был выполнен с профицитом в 1,4% (табл. 3.1) от ВВП, дефицит бюджета в 2010 году составил -2,6% от ВВП, профицит бюджета в 2011 году составил 2,1% от ВВП , в 2012 году – 0,5% от ВВП.

 

Таблица 3.1 – Объем валового внутреннего продукта и консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей) 1) [1]

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

ВВП

9133,8

65067,1

79267

97165,3

129791

137442

164476

297158

527385

Доходы бюджета

3181

30825

38391

48049

65663

62808

48754

85608

157954

в процентах к ВВП

34,8

47,4

48,4

49,5

50,6

45,7

29,6

31,2

29,9

Расходы бюджета

3236

31257

37256

47627

63811

63766

52980

79428

155168

в процентах к ВВП

35,4

48,0

47,0

49,0

49,2

46,4

32,2

26,7

29,4

Дефицит (-), профицит (+) бюджета

-55

-432

1135

422

1852

-958

-4226

6180

2786

в процентах к ВВП

-0,6

-0,7

1,4

0,4

1,4

-0,7

-2,6

2,1

0,5

Информация о работе Финансовая система в национальной экономике