Финансовая система в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2015 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить роль финансовой системы в национальной экономике, ее построение, структуру и особенности функционирования в Беларуси.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятию финансовая система и рассмотреть ее функции в экономике;
2) рассмотреть общую структуру финансовой системы и охарактеризовать ее звенья;
3) изучить структуру и содержание финансовой системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансовая система.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

1) С 2010 года в бюджет не включены средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

На протяжении 2006-2008 гг. консолидированный бюджет исполнялся с профицитом. Однако начиная с 2009 г. положение дел в секторе стало ухудшаться. Глобальный экономический кризис значительно ухудшил сальдо консолидированного бюджета. Сложившийся по итогам 2009 г. дефицит бюджета на уровне 0,7% от ВВП – значительное изменение по сравнению с профицитом в 1,4% от ВВП годом ранее. Автоматически возникает необходимость финансирования дефицита.

Глобальный экономический кризис значительно повлиял на экономику Беларуси, и в первую очередь за счет резкого снижения экспорта. Это повлекло как прямое сокращение объемов производства, так и косвенное, выраженное в росте складских запасов готовой продукции. В контексте бюджетной политики это означало снижение налоговых доходов. В первую очередь, снижение коснулось поступлений от:

- налогов на прибыль,

- НДС, что связано также с  падением объемов импорта,

- экспортных пошлин по причине  падения цен на нефть и калийные  удобрения.

Ответом властей на эти вызовы стало снижение расходов, отмена или отсрочка финансирования многих проектов. Жесткая фискальная политика занимает центральное место среди экономических мер правительства по стабилизации экономики. Однако параллельно существует желание сохранить на прежнем уровне расходы на социальную политику и во многом на реальный сектор, включая сельское хозяйство, и тем самым поддержать внутреннее потребление. Его прямым следствием стал дефицит в 2,6% от ВВП на июль 2009 г. и в 0,7% от ВВП на конец 2009 г. Проблема финансирования дефицита бюджета становится одной из самых актуальных в среднесрочном периоде.

В 2010 году ситуация ухудшилась. Дефицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2010 года составил более 4 трлн. рублей. Одной из ключевых проблем по наполнению бюджета Беларуси в 2010 году стал нефтяной конфликт с Россией. Потери были связаны с недопоступлением от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, в результате чего бюджет Беларуси понес потери в виде недопоступления от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, так как с изменением условий поставок нефти Беларуси пришлось обнулить эти пошлины, чтобы сделать нефтепереработку выгодной. В итоге недопуступления составили около 5 трлн. руб. 
Вместе с тем Минфином Беларуси был принят ряд компенсационных мер, в частности снижены субсидии нефтепереработчикам. В результате чистые потери бюджета оцениваются в сумме до 2 трлн. руб.

По итогам 2011 г. консолидированный бюджет был выполнен с профицитом 2,1% от ВВП (дефицит 2,6% от ВВП годом ранее). Улучшение в секторе государственных финансов связано с ростом доходов бюджета и жесткой политикой расходов во второй половине 2011 г.

В 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада. Введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены: обслуживание и погашение государственного долга, обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов.

В 2012 году доходы консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,0% ВВП (в 2011 году – 28,8% ВВП).

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 2012 год в бюджет поступило 138,0 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления в реальном выражении возросли на 18%.

Неналоговые доходы за 2012 год сложились в сумме 19,6 трлн. руб. и по сравнению с 2011 годом увеличились на 2,6% в реальном выражении.

Формирование налоговых доходов за 2012 год на 91,5% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (32,9%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,5%), налога на прибыль (14,2%), подоходного налога (14,0%), акцизов (8,1%), налогов на собственность (3,8%).

В структуре консолидированного бюджета 60,4% составляли доходы республиканского бюджета и 39,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

Расходы консолидированного бюджета, по предварительным данным, в 2012 году профинансированы в сумме 155,2 трлн. руб. (на 22,7% выше уровня 2011 года в реальном выражении).

Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 2,7 п.п., составив 29,4% ВВП.

Бюджетная политика в 2012 году была направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Финансирование расходов в 2012 году в разрезе функциональной классификации увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме раздела «Охрана окружающей среды». Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – в 1,4 раза (в реальном выражении), из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы – в 1,5 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга – в 1,4 раза в реальном выражении. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 2,4 п.п. по сравнению с 2011 годом.

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 64,5 трлн. руб., или 41,6% от всех расходов консолидированного бюджета. Значительно возросли расходы на здравоохранение (на 23,2% в реальном выражении) и образование (на 19%).

Расходы на национальную экономику составили 29,9 трлн. руб., или 19,3% всех бюджетных расходов.

В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 21%.

Более 46% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Рост бюджетных расходов на национальную экономику обусловлен, главным образом, исполнением обязательств по компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики.

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления на зарплату работников бюджетного сектора – 44,3 трлн. руб.

По сравнению с 2011 годом такие расходы увеличились на 17,9% в реальном выражении, составив 28,6% от общего объема бюджетных расходов и 36,7% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 34,2 трлн. руб. бюджетных средств, или 22% всех расходов. По сравнению с 2011 годом капитальные расходы увеличились на 41,6%.

Консолидированный бюджет в 2012 году исполнен с профицитом в размере 2,8 трлн. руб., или 0,5% ВВП (в 2011 году профицит составлял 2,1% ВВП).

Консолидированный бюджет в январе-сентябре 2013 года исполнен с профицитом в размере 6,7 трлн. руб., или 1,5% ВВП (в январе-сентябре 2012 года – 1,4% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.

Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации на современном этапе, в конечном итоге имеют три основных проявления. Их можно сформулировать следующим образом:

1. Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность.  
Экономическая суть проблемы состоит в том, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств;

2. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (недостаточное удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность). На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации – негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании;

3. Низкая финансовая устойчивость. На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами – зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности.

Можно выделить две глобальных причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия. Эти причины можно сформулировать как:

– отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (или низкие объемы получаемой прибыли);

– нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами) [3].

 

3.3 Направления развития финансовой системы Республики Беларусь

 

Стратегия развития финансовой системы Республики Беларусь должна базироваться на таких фундаментальных экономических преобразованиях, как:

– развитие финансовых институтов, в частности, институтов страховых, информационно-консультативных и прочих бизнес-услуг, обслуживающих финансовые, технологические, инвестиционные потоки;

– интенсификация процесса приватизации и создание широкомасштабного сектора частных организаций;

– создание высокой привлекательности страны для долгосрочных инвестиций путем принятия институциональных решений, способных сокращать инвестиционные риски [6; с. 12].

В Министерстве финансов подготовлены проекты основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Беларуси на 2012 год и среднесрочной финансовой программы на 2012-2014 годы.

В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах - не более 1% к ВВП [4, стр.13].

В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22 %. Однако важное условие для снижения налога на прибыль - отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот.

В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.

При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах - 27,5% к ВВП. В 2009 году этот показатель составлял 34%, в 2010 - 29,9%, в 2011 - оценочно составит около 28,2% к ВВП [4, с.13].

В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.

Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 - 35%, в 2013 - 40%, в 2014 - 50% затрат [4, с.14]. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.

Бюджетное субсидирование услуг пассажирского транспорта (городские и пригородные пассажирские перевозки автомобильным, городским электрическим, внутренним водным транспортом и метрополитеном) в 2012-2014 годах планируется в следующих параметрах. Уровень тарифов за проезд к концу 2011 года должен покрывать 70% затрат на оказание таких услуг, в 2012 - не менее 85%, в 2013 - не менее 90% [4, с.14]. К концу 2014 года планируется полностью отказаться от бюджетного субсидирования пассажирских перевозок.

Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта будет сопровождаться мерами по повышению социальной защиты населения. При этом социальная поддержка будет оказываться только в рамках адресных программ помощи нуждающимся. Средства на поддержку будут выделяться тем, кто по объективным причинам не может заработать их сам. Соответствующие расходы в бюджете предусматриваются в необходимом объеме. Пока же неэффективная система социальной поддержки сдерживает реформирование экономики и снятие ограничений в ценообразовании.

В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране.

Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы – повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.

Пути улучшение финансового положения предприятий. Проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо компания имеет недостаточные результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения либо компания не рационально распоряжается результатами деятельности.

Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли предприятия, – это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности.

Информация о работе Финансовая система в национальной экономике