Финансовая система в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2015 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить роль финансовой системы в национальной экономике, ее построение, структуру и особенности функционирования в Беларуси.
Задачи курсовой работы:
1) дать определение понятию финансовая система и рассмотреть ее функции в экономике;
2) рассмотреть общую структуру финансовой системы и охарактеризовать ее звенья;
3) изучить структуру и содержание финансовой системы Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансовая система.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

курсовой работы       .

«Финансовая система в национальной экономике, ее построение, структура и особенности функционирования в Беларуси»

 

Объём работы 31 страница, в том числе 3 рис., 1 табл., 14 наим.лит.

 

Ключевые слова: финансы, финансовая система, финансовая политика, централизованные финансы, децентрализованные финансы, государственный бюджет, финансы предприятий.

 

В курсовой работе исследуется содержание и структура финансовой системы Республики Беларусь.

В результате исследования дано определение понятию финансовая система и рассмотрены ее функции, проанализирована общая структура финансовой системы и охарактеризованы ее звенья, изучена структура финансовой системы Республики Беларусь, охарактеризована проводимая в стране финансовая политика, определены пути повышения эффективности финансовой системы Республики Беларусь и улучшения финансового состояния белорусских предприятий.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Финансы выражают денежные отношения. При всей качественной однородности этих отношений они тем не менее различаются между собой. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет республики образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. С учетом сказанного, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансовую систему.

Обеспечении финансовой безопасности любой страны важнейшее место занимает финансово-кредитная система, адекватная уровню развития экономики и соответствующая ее особенностям. От равновесия финансово-кредитной системы зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других.

 

 

Цель курсовой работы – изучить роль финансовой системы в национальной экономике, ее построение, структуру и особенности функционирования в Беларуси.

Задачи курсовой работы:

1) дать определение понятию финансовая система и рассмотреть ее функции в экономике;

2) рассмотреть общую структуру финансовой системы и охарактеризовать ее звенья;

3) изучить структуру и содержание финансовой системы Республики Беларусь;

4) рассмотреть систему управления финансами в Республике Беларусь, а также охарактеризовать проводимую в стране финансовую политику и основные проблемы финансов предприятия, наблюдаемые на современном этапе развития республики;

5) определить пути повышения эффективности финансовой системы Республики Беларусь и улучшения финансового состояния предприятий.

 

1 СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

 

1.1 Понятие и функции финансовой системы

 

В условиях существования развитых товарно-денежных отношений важная роль в экономике принадлежит финансовой (от лат. financia – платеж, доход) системе.

Финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.

Финансовые отношения складываются и поддерживаются между субъектами функционирующего рыночного хозяйства: государством, с одной стороны, и предприятиями, фирмами, населением, общественными организациями – с другой. Это денежные отношения между предприятиями, внутри их, между предприятиями (фирмами) и банками.

 В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система».

По мнению Ковалевой А.М., финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве [13; с. 23].

Согласно Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь, финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий [8; с. 115].

Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными  методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства [12; с. 73].

Приведенные выше определения финансовой системы как совокупности «сфер финансовых отношений», «финансовых отношений», «учреждении и рынков» не вполне корректны, так как заявленные совокупности не отвечают обязательному требованию, предъявляемому к системе, а именно – «однородности по своим задачам и организационно объединенных в одно целое». С учетом изложенного финансовую систему следует рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта [14; с. 16].

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношении аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: а) заработной платы наемных работников; б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства,  органов  местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такою перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов [14; с. 20].

Существует целый ряд причин, по которым финансовые институты разных стран отличаются друг от друга. В их число входят разные размеры, уровень сложности и доступности технологий, а также различия в политическом, культурном и историческом развитии государств. Кроме того, финансовые институты трансформируются с течением времени.

Функции финансовой системы имеют более стабильный характер, чем ее институты. Это означает, что функции в меньшей степени изменяются с течением времени и не так сильно отличаются от страны к стране.

Форма финансовых институтов логически вытекает из их функций. Инновации в финансовой сфере и конкуренция среди институтов в конечном итоге приводят к повышению эффективности функционирования финансовой системы.

Главная функция финансовой системы заключается в эффективном распределении финансовых ресурсов. В целом, финансовая система выполняет две функции – распределительную и контрольную.

Через распределительную функцию осуществляется обеспечение каждого звена финансовой системы необходимыми ему финансовыми ресурсами. Она включает такой круг явлений, как возмещение стоимости потребленных средств производства, образование доходов в различных формах, формирование ресурсов для общегосударственных потребностей и целевого назначения, создание бюджетных и страховых резервов, содержание и развитие социальной сферы, осуществление внутриотраслевого, межотраслевого, межтерриториального перераспределения национального дохода, ориентация с помощью финансовых рычагов развития хозяйствующих субъектов и целых отраслей в нужном обществу направлении.

Контрольная функция связана с распределением ВВП по соответствующим фондам, их расходованием по целевому назначению, проверкой соблюдения законодательства в сфере финансов, а также своевременности и полноты выполнения всевозможных финансовых обязательств (перед бюджетом и внебюджетными фондами, налоговой службой, кредитными учреждениями, страховыми компаниями и т.д.).

В рыночной экономике финансовая система представляет совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. В круг институтов относятся банки, инвестиционные и страховые компании, основная роль которых заключается в продаже финансовых продуктов и предоставлении финансовых услуг: открытие счетов, выдача коммерческих займов и ипотечных кредитов, доступ к широкому диапазону страховых контрактов и участие во взаимных фондах.

 

1.2 Принципы построения и структура финансовой системы

 

Финансовая система строится на принципах независимости, гласности, самофинансирования, обеспечения социальной справедливости. Также финансовая система строится на принципах единства и функционального назначения отдельных элементов финансовой системы.

Принцип единства означает единую материальную базу, на которой происходит формирование финансовых ресурсов; единую нормативно-правовую базу;  единые финансовые планы.

Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государственных органов.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные финансы); 3) финансы домашних хозяйств  (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

 

2. ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

 

Состав и классификация финансовой системы по сферам, подсистемам и звеньям приведены на рисунке 2.1.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и по внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Рисунок 2.1 – Структура финансовой системы [14; с. 16]

 

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Информация о работе Финансовая система в национальной экономике