Анализ явления природы и общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам

термин "анализ" происходит от греческого слова "аnalyzis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....... 4

Раздел 1. Анализ производства и реализации продукции……………………
11
Анализ динамики и выполнения плана по объемам
производства и реализации………………………………………………………
12
1.2 Анализ баланса готовой продукции………………………………………… 12
1.3 Анализ выполнения плана по номенклатуре продукции………………….. 12
1.4 Анализ выполнения плана по структуре продукции………………………. 13
1.5. Анализ ритмичности выпуска продукции…………………………………. 14

Раздел 2. Анализ использования основных фондов предприятия…………….
15
2.1. Анализ структуры основных фондов………………………………………. 15
2.2. Анализ движения основных фондов……………………………………….. 16
2.3. Анализ возрастного состава оборудования………………………………... 18
2.4 Анализ технического состояния основных фондов………………………... 19
2.5. Анализ эффективности использования основных фондов……………….. 20
2.6. Оценка влияния на изменение объемов производства факторов, отражающих эффективность использования средств труда предприятия……
22

Раздел 3. Анализ использования труда и заработной платы…………………..
23
3.1 Анализ динамики численности работников по категориям………………. 23
3.2. Анализ движения работающих……………………………………………... 24
3.3. Анализ использования фонда времени работающих……………………… 25
3.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов……………… 26
3.5 Оценка влияния факторов на изменение среднегодовой выработки работника………………………………………………………………………….
27
3.6. Анализ состава фонда оплаты труда и выплат социального характера…. 28
3.7 Оценка соотношения темпов прироста средней заработной платы и производительности труда……………………………………………………….
29

Раздел 4. Анализ затрат на производство и реализацию продукции…………
31
4.1. Анализ динамики затрат на рубль товарной продукции………………….. 31
4.2. Оценка влияния факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции…………………………………………………………………………
31
4.3. Анализ динамики и структуры затрат на производство по элементам….. 32

Раздел 5. Анализ финансового состояния………………………………………
34
5.1. Анализ динамики и структуры имущества предприятия…………………. 34
5.2. Анализ динамики и структуры источников формирования средств предприятия……………………………………………………………………….
35
5.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………….. 37
5.4. Анализ платежеспособности предприятия………………………………… 39

Раздел 6. Анализ финансовых результатов……………………………………..
41
6.1. Анализ динамики финансовых результатов……………………………….. 41
6.2. Оценка влияния факторов на изменение финансового результата от продаж……………………………………………………………………………..
41
6.3. Анализ динамики показателей рентабельности…………………………… 42
6.4. Оценка влияния факторов на изменение рентабельности продаж……….. 43

Заключение
44
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

анализ курсовик.doc

— 841.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет»

В г. Междуреченске 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учебная дисциплина «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» 

Курсовая  работа 

Вариант №1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         Выполнила:

                                                                                                    студентка Фкт-84

                                                                                                    Гребенникова Е.С

                                                                                               № зачетной книжки:408240

                                                                                         Проверила: 
 
 
 

Междуреченск 2011 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………....... 4
 
Раздел 1. Анализ производства и реализации продукции……………………
 
11
    1. Анализ динамики и выполнения плана по объемам
производства  и реализации………………………………………………………
 
12
1.2 Анализ  баланса готовой продукции………………………………………… 12
1.3 Анализ  выполнения плана по номенклатуре  продукции………………….. 12
1.4 Анализ  выполнения плана по структуре  продукции………………………. 13
1.5. Анализ ритмичности выпуска продукции…………………………………. 14
 
Раздел 2. Анализ использования основных фондов предприятия…………….
 
15
2.1. Анализ  структуры основных фондов………………………………………. 15
2.2. Анализ  движения основных фондов……………………………………….. 16
2.3. Анализ  возрастного состава оборудования………………………………... 18
2.4 Анализ  технического состояния основных  фондов………………………... 19
2.5. Анализ  эффективности использования основных  фондов……………….. 20
2.6. Оценка  влияния на изменение объемов  производства факторов, отражающих эффективность использования средств труда предприятия……  
22
 
Раздел 3. Анализ использования труда и заработной платы…………………..
 
23
3.1 Анализ  динамики численности работников  по категориям………………. 23
3.2. Анализ  движения работающих……………………………………………... 24
3.3. Анализ  использования фонда времени  работающих……………………… 25
3.4. Анализ  эффективности использования трудовых  ресурсов……………… 26
3.5 Оценка  влияния факторов на изменение  среднегодовой выработки работника………………………………………………………………………….  
27
3.6. Анализ  состава фонда оплаты труда и выплат социального характера…. 28
3.7 Оценка  соотношения темпов прироста  средней заработной платы и  производительности труда……………………………………………………….  
29
 
Раздел 4. Анализ затрат на производство и реализацию продукции…………
 
31
4.1. Анализ динамики затрат на рубль товарной продукции………………….. 31
4.2. Оценка  влияния факторов на изменение  затрат на рубль товарной продукции…………………………………………………………………………  
31
4.3. Анализ  динамики и структуры затрат  на производство по элементам….. 32
 
Раздел 5. Анализ финансового состояния………………………………………
 
34
5.1. Анализ  динамики и структуры имущества  предприятия…………………. 34
5.2. Анализ  динамики и структуры источников  формирования средств предприятия……………………………………………………………………….  
35
5.3. Анализ  финансовой устойчивости предприятия………………………….. 37
5.4. Анализ  платежеспособности предприятия………………………………… 39
 
Раздел 6. Анализ финансовых результатов……………………………………..
 
41
6.1. Анализ  динамики финансовых результатов……………………………….. 41
6.2. Оценка  влияния факторов на изменение финансового результата от продаж……………………………………………………………………………..  
41
6.3. Анализ  динамики показателей рентабельности…………………………… 42
6.4. Оценка  влияния факторов на изменение  рентабельности продаж……….. 43
 
Заключение 
 
44
Список  использованной литературы 46
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

Изучение  явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам

термин "анализ" происходит от греческого слова "аnalyzis", что в переводе  означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Например, чтобы понять сущность себестоимости  продукции, необходимо знать не

только  из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат. Чем детальнее будет разложен прирост себестоимости по элементам и факторам, тем больше мы будем знать об этом экономическом явлении и более эффективно управлять процессом формирования себестоимости продукции.

Вместе  с тем нужно заметить, что многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Довольно часто возникает потребность использования других способов, соответствующих человеческому мышлению. Таким образом, под анализом в широком, плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

В науке  и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования.

Без анализа  сегодня вообще невозможна сознательная деятельность людей. Характеризуя историческую границу возникновения анализа, Ф.Энгельс писал: “Уже разбивание ореха есть начало анализа”. Сегодня нужно отличать общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне (на уровне общественно-экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей), и конкретно-экономический анализ на микроуровне — анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных предприятий. Если общетеоретический экономический анализ как научный подход значительное развитие получил в трудах экономистов еще прошлого столетия, то анализ хозяйственной деятельности как наука (специальная отрасль знаний) выделился сравнительно недавно. Становление АХД обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний.

Перспективы развития АХД в теоретическом  направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др. Кроме того, развитие анализа зависит и от запросов практики. В условиях командно-административной системы управления он не находил достаточно широкого применения, так как не было нужды обосновании управленческих решений на местах, все решения исходили сверху.

Что касается перспектив прикладного характера, то АХД постепенно займет ведущее место в системе управления. Этому содействуют преобразования, которые происходят в нашем обществе. Совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция предприятий и форм собственности будут содействовать повышению заинтересованности в этой науке.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для

правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

     По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

     По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный)

и последующий (ретроспективный, исторический).

     Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления

хозяйственных операций. Он необходим для обоснования  управленческих решений и

плановых  заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого

выполнения  плана, предупреждения нежелательных  результатов.

     Последующий (ретроспективный) анализ проводится после свершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполне6нием плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.  Перспективный и ретроспективные анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу даёт именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа. От глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят  результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки и т. д.). Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

     Итоговый (заключительный) ан6ализ проводится за отчётный период времени

(месяц,  квартал, год). Его ценность в  том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчётным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

     По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия. Важное значение имеет классификация АХД по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

     технико-экономический анализ, которым занимаются технические содержанием является изучение взаимодействия технических и службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

     финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

     управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

    социально-экономический анализ (экономические службы управления,

социологические лаборатории, статистические органы) изучает  взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

     экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

     экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды

и затратами  на экологию;

     маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешне функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

     По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

     При сопоставительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.

     Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

     Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Информация о работе Анализ явления природы и общественной жизни