Анализ конкурентной позиции торговой компании на товарном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 20:48, реферат

Краткое описание

В данной работе была разработана стратегия дальнейшего развития ООО «Элита 98» сети супермаркетов «Командор». Для этого была проанализирована ситуация на рынке продовольственного ритейла Красноярска, определена конкурентная позиция «Командора», выявлены возможности организации и угрозы, существующие для нее во внешней среде. Анализ показал, что «Командор» занимает лидирующую позицию на рынке, причем, это признают и основные его конкуренты. Тем не менее, принимая во внимание угрозы, имеющиеся на данный момент во внешней среде, нельзя с уверенностью говорить о том, что предприятие и дальше сможет успешно сохранять такую же значительную долю рынка, стойко выдерживая нападки растущего числа конкурентов. Сведения, собранные в процессе исследования внешней среды компании «Командор», легли в основу принятия решения о выборе именно оборонительной стратегии для дальнейшего развития организации.

Оглавление

1. Теоретические основы изучения конкурентной позиции торговых предприятий.
1.1. Понятие и виды конкуренции.
1.2. Определение конкурентных преимуществ.
1.3. Выбор и построение конкурентной стратегии компании.
2. Анализ конкурентной позиции ООО «Элита 98» сети супермаркетов «Командор» на рынке.
2.1. Анализ внутренней среды предприятия.
2.2. Анализ возможностей и угроз из внешней среды.
2.3. Сравнительная оценка конкурентной силы ООО «Элита 98» сети супермаркетов «Командор».
3. Разработка стратегии развития ООО «Элита 98» сети супермаркетов «Командор».
3.1. Выбор стратегии развития организации.
3.2. Мероприятия по реализации разработанной стратегии.
3.3. Экономическая эффективность разработанных мероприятий.
4. Заключение.
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Ст.пл. Фролов А..docx

— 88.29 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Факультет экономики

 

 

Реферат на тему:

«Анализ конкурентной позиции торговой  компании на товарном рынке».

 

 

 

 

Выполнил:

 студент 2 курса

группы Т-21

Фролов Андрей Геннадьевич

Проверил:

Эфендиев Умар Нариманович

 

 

 

 

 

Рязань 2014

План реферата.

  1. Теоретические основы изучения конкурентной позиции торговых предприятий.
    1. Понятие и виды конкуренции.
    2. Определение конкурентных преимуществ.
    3. Выбор и построение конкурентной стратегии компании.
  2. Анализ конкурентной позиции ООО «Элита 98» сети супермаркетов «Командор» на рынке.
    1. Анализ внутренней среды предприятия.
    2. Анализ возможностей и угроз из внешней среды.
    3. Сравнительная оценка конкурентной силы ООО «Элита 98» сети супермаркетов «Командор».
  3. Разработка стратегии развития ООО «Элита 98» сети супермаркетов «Командор».
    1. Выбор стратегии развития организации.
    2. Мероприятия по реализации разработанной стратегии.
    3. Экономическая эффективность разработанных мероприятий.
  4. Заключение.
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы изучения конкурентной позиции торговых предприятий.

1.1. Понятие и виды конкуренции.

Понятие конкуренции.

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

•  наличием множества равноправных рыночных субъектов;

•  полной экономической обособленностью каждого из них;

•  зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

•  противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) иенам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послетор-говое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» — без сговора — соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

•  формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;

•  организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;

•  создание конкурентоспособной продукции;

•  сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;

•  создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:

•  обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

•  стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

•  дифференциация  товаропроизводителей  (одни   выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);

•  давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

•  ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

•  стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства.

Он делится на четыре фазы:

•  внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

•  роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

•  зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

• старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Виды конкуренций.

Различают конкуренцию:

1)  функциональную (это конкуренция определенного товара);

2)  видовую (по цене и качеству);

3)  межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4)  внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в томе III «Капитала».

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

а)  большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется по-липолией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция — абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение;

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в)  единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Основные характеристики рынка:

            Совершенная конкуренция;

            Монополистическая  конкуренция;

            Чистая монополия.

Число фирм в отрасли:

            Очень велико (стремится к бесконечности);

            Велико;

            Одна.

Самостоятельность политики:

            Фирмы действуют самостоятельно, так как предсказать реакцию  конкурентов невозможно;

            Фирма действует самостоятельно, так как ей не с кем считаться.

Барьеры для вступления в отрасль новых производителей:

            Отсутствуют;

            Слабые;

            Непреодолимые.

Эластичность спроса на продукцию отрасли:

            Небольшая;

            Средняя;

            Наименьшая.

Получение фирмой экономической прибыли:

            В долгосрочном периоде экономической  прибыли нет;

            Фирма может постоянно получать  экономическую прибыль.

Соотношение цены и предельных издержек:

            Цена равна предельным издержкам (Р=МС);

            Цена превышает предельные издержки (Р > MQ).

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.                           

Основные методы добросовестной конкуренции:

•  повышение качества продукции;

•  снижение цен («война цен»);

•  реклама;

•  развитие до- и послепродажного обслуживания;

•  создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

•  экономический (промышленный шпионаж);

•  подделка продукции конкурентов;

•  подкуп и шантаж;

•  обман потребителей;

•  махинации с деловой отчетностью;

•  валютные махинации;

•  сокрытие дефектов и т.д.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. А так как MR = МС, aAR = P (см. п. 3 гл. 6), то Р = AR = MR. Фирма максимизирует прибыль в т. ? кривых предельной выручки MR и предельных издержек МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность

Основным критерием оценки того или иного действия, как эффективного так и неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Согласно этому критерию, экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Фирма может продать по этой цене любое количество товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит как кривая рыночной цены или MR (см. рис. 7.1). Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Информация о работе Анализ конкурентной позиции торговой компании на товарном рынке