Банковские кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого раз-витого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государ-стве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осущест-вляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Файлы: 1 файл

Курсовая Банковские кризисы.docx

— 116.68 Кб (Скачать)

Технология быстрого реагирования в условиях нестабильности. Оценка уровня нестабильности, определение наличия и степени кризиса для принятия решений об адекватных антикризисных мерах (Приложение 9) производится следующим образом:

  • все службы банка при наличии у них информации о возникновении или усилении влияния одного или нескольких факторов финансового кризиса обязаны сообщить ее своему непосредственному руководителю и в управление риск-менеджмента;
  • при наличии критических значений у основных факторов кризиса Управление риск-менеджмента выносит на рассмотрение Правления информацию о сложившейся на рынке ситуации.

Правление принимает решение:

    • о сложившейся на рынке кризисной ситуации;
    • о степени кризиса;
    • о введении в действие соответствующей стратегии антикризисного управления;
    • о придании Управлению риск-менеджмента статуса антикризисного комитета.

При этом непосредственная оценка параметров кризиса предусматривает:

  • оценку вероятных признаков угрозы кризиса;
  • повышенный уровень бдительности при мониторинге внешней и внутренней среды с целью раннего обнаружения признаков кризисной ситуации;
  • выявление отклонений параметров ситуаций от нормы, выявление слабых сигналов;
  • установление причинно-следственных связей и прогнозирование возможных направлений развития кризиса, масштабов потенциальных потерь;
  • определение и оценивание факторов, влияющих на развитие кризисной ситуации, выяснение их связей и взаимосвязей;
  • создание необходимых обратных связей для отслеживания состояния и развития кризисного явления.

Как видно из рисунка 2 Приложения 9 все используемые мероприятия по выходу из кризиса можно разделить на оперативные и стратегические [28].

Определение уровня риска  для различных кризисных ситуаций представлены в Приложение 10.

В области повышенного, критического и недопустимого риска необходимо рассмотрение различных вариантов поведения системы. Наиболее удобно с этой целью использовать метод сценариев — способ декомпозиции (упрощения), предусматривающий выделение набора отдельных сценариев развития событий, в совокупности охватывающих все возможные варианты будущего. Для применения метода сценариев необходимо осуществить построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев, а также спрогнозировать в рамках каждого конкретного сценария возможную последовательность событий.

Рассмотрим регламент  работы банка в условиях кризисного управления. На период кризиса в  банке создается чрезвычайный антикризисный  комитет в составе всех членов Правления и руководителей подразделений  риск-менеджмента и финансово-экономического департамента. Антикризисный комитет  наделяется следующими полномочиями на период кризиса:

  • выбор стратегии и тактики антикризисного управления;
  • формирование модели антикризисного управления (комплекс конкретных мер по нейтрализации кризиса в зависимости от его уровня);
  • постоянный мониторинг эффективности принятой стратегии, тактики и модели антикризисного управления;
  • внесение изменений в выбранную стратегию и корректировка модели антикризисного управления;
  • участие в принятии решений других комитетов банка, непосредственно касающихся антикризисного управления, а также имеющих возможность повлиять на финансовое состояние банка (разработка новых продуктов, решающих проблемы выхода из кризиса, лимиты на банки-контрагенты и т.д.);
  • принятие решений о невыполнении требований регулятивных органов;
  • определение полномочий подразделений банка;
  • принятие решений по вопросам финансового характера, выходящим за пределы полномочий финансово-экономического департамента и других подразделений банка [30].

Антикризисное воздействие включает, прежде всего, следующий комплекс мер по нейтрализации финансового кризиса:

1. Предотвращение риска  ликвидности:

  • ужесточение норматива обязательного резервирования;
  • снижение остатков наличности в кассах структурных подразделений банка;
  • введение очередности и ужесточение регламента прохождения платежей;
  • централизованное управление движением платежей по системе;
  • ручной режим ведения денежных потоков крупных и средних клиентов, составление графиков прихода и ухода средств, рассрочка ухода средств;
  • пересмотр лимитов разрыва ликвидности;
  • постоянный мониторинг ликвидности, прогнозирование больших разрывов, планирование и реализация мер по их сокращению через ужесточение контроля над своевременным возвратом вложенных средств;
  • использование возможности досрочного изъятия вложенных средств и отсрочки привлеченных средств;
  • добавление в кредитный договор пункта о досрочном востребовании кредита у клиента;
  • реструктуризация межбанковской задолженности, уменьшение кредитного риска;
  • пересмотр лимитов на банки-контрагенты;
  • оформление дополнительного обеспечения по кредитам;
  • прекращение бланкового кредитования;
  • сокращение кредитных лимитов или мораторий на кредитование по всей системе банка;
  • запрет на пролонгацию кредитов и отсрочку процентов.

2. Снижение валютного  риска:

  • переход из мягких валют в твердые;
  • прекращение валютообменных операций за исключением операций перехода в наиболее устойчивые валюты;
  • максимальное хеджирование обесценивания национальной валюты, но не в ущерб ликвидности.

3. Контроль процентного  риска:

  • возможность значительного процентного GAP на короткие сроки (3-6 месяцев) и недопустимость на длительные сроки;
  • контроль над эластичностью процентных ставок по активным операциям (особенно в случае пролонгации) по отношению к стоимости ресурсов и уровню риска;
  • ежемесячная уплата процентов по активным операциям.

4. Общебанковские и организационные  меры:

  • ограничения или мораторий на инвестиции и капитальные вложения;
  • мораторий на выкуп акций;
  • фиксация устных договоренностей в документальной форме;
  • работа с вкладчиками (специальная подготовка персонала банка);
  • улучшение для вкладчиков условий привлечения ресурсов;
  • внедрение новых, привлекательных в условиях кризиса, банковских продуктов;
  • введение рассрочки погашения депозитов и вкладов;
  • сокращение бюджетных расходов, введение моратория на незащищенные статьи, пересмотр мотивации, сокращение штатов [15].

В условиях кризиса необходимо заново определить полномочия коллегиальных  органов, топ-менеджмента и руководителей среднего звена, перераспределить ответственность между руководством и исполнителями. На период действия кризиса вводится жесткий контроль исполнения всех распоряжений антикризисного комитета, управления риск-менеджмента и других коллегиальных органов, а также соблюдения всех установленных внутренних лимитов и нормативов.

План непрерывности деятельности. Основным инструментом банковского  кризис-менеджмента является документ под названием План непрерывности  деятельности (английская аббревиатура BСP - Business Continuity Planning). BСР регламентирует действия банка в случае реализации потенциала рисков, направляет его усилия на минимизацию негативных последствий, ускорение восстановления ликвидности и финансовой устойчивости. Фактически, разработка такого плана является подготовкой к возможному кризису. В зависимости от величины и спектра направлений деятельности банка, кризисное планирование может осуществляться на общем уровне, либо, что более характерно, в разрезе банковских подразделений и продуктов. При этом возможны варианты разработки планов «сверху вниз», т. е. от общего профиля рисков банка к рискам отдельных подразделений и банковских бизнес-процессов, и «снизу вверх», на основе агрегирования рисков отдельных банковских подразделений.

Крупные западные банки реализуют  эту программу в несколько  этапов:

  • анализируют банк с точки зрения подверженности рискам;
  • разрабатывают нормативно-методологическую базу кризис-менеджмента;
  • формируют ВСP по банковским подразделениям, продуктам и для банка в целом.

Анализ включает классификацию  и описание бизнес-процессов банка, описание ключевых функций, профиля  рисков по банку в целом и в  разрезе банковских подразделений, оценку возможных последствий наступления рисковых событий (угрожающее снижение ликвидности, приостановка деятельности, снижение эффективности, потеря деловой репутации, претензии третьих лиц и т. д.), в т. ч. количественную оценку потерь. Нормативно-методологическая база состоит из методик оценки стоимости активов банка, угроз и уязвимостей, ущерба в случае кризиса, описаний возможных сценариев кризиса, регламента разработки, утверждения и внедрения планов непрерывности деятельности; регламента поддержки планов непрерывности.

Успешность ВСР достигается  при условии всеобъемлющего охвата всего спектра банковских рисков. К примеру, в отношении операционных рисков банки подготавливают систему соответствующих антикризисных мероприятий на основе классификации, рекомендуемой Базельским комитетом по банковскому надзору. С этой целью анализируют каждый подвид рисков. Например, для изучения внутреннего мошенничества рассматриваются: убытки, связанные с мошенническими действиями, или умышленными нарушениями (попытками нарушения) законов, нормативных актов, внутренних инструкций, совершенные при участии сотрудников, а также несанкционированная деятельность, связанная с превышением лимитов, совершением операций с превышением или в отсутствие полномочий, преднамеренной неверной оценкой позиций.

Необходимым элементом ВСР  служит координация одновременных  действий как внутри банка (на стыке  полномочий различных банковских подразделений), так и, в случае необходимости, во взаимодействии с внешними контрагентами. Для этого западные банки зачастую предусматривают привлечение третьих лиц для урегулирования специфических кризисных ситуаций, с которыми банк не может справиться самостоятельно. Это могут быть, например, агентства по связям с общественностью для обеспечения контрмер против негативной публичной информации, независимые эксперты по кризис-менеджменту для общей координации работ по минимизации последствий кризиса. В ряде случаев расходы на привлечение таких организаций могут быть застрахованы.

В целом банковский кризис-менеджмент, как и риск-менеджмент, в мировой  практике обычно привязан к той или иной методологии и модели: CreditRisk +(CSFP, 1997); CreditMetrics (J.P. Morgan, RMG Corporation, 1997); Portfolio Manager и Credit Monitor (KMV A ssociates, 1993); CreditPortfolio View (MsKinsey, 1998); Jarrow - Tumbull Model (Kamakura, 2003). Хотя каждая модель имеет свои особенности, тем не менее, все они позволяют определить распределение убытков (loss distribution) по портфелю (корзине) банковских рисков, а на основе этого вычислить общий ожидаемый убыток по портфелю при любом заданном доверительном интервале, изменчивости величины убытков и размере капитала, необходимого для поддержки портфеля.

 

 

 

 

Заключение

 

Учитывая развивающийся  характер российской экономики, вопросы  исследования банковских кризисов будут  еще долго оставаться актуальной темой для исследования.

Банковский кризис характеризуется  резким увеличением доли сомнительной и безнадежной задолженности  в кредитных портфелях банков, ростом их убытков в связи с  переоценкой непокрытых рыночных позиций, уменьшением реальной стоимости  банковских активов. Все это ведет к массовому ухудшению платежеспособности банков и отражает неспособность банковской системы осуществлять эффективное распределение финансовых ресурсов.

Причины и факторы банковских кризисов чрезвычайно разнообразны, однако можно выделить следующие  основные: либерализация внешнеэкономических  отношений и отсутствие макроэкономического  регулирования банковского сектора, спад производства, ухудшение платежеспособности предприятий-заемщиков банков, чрезмерная кредитная экспансия, инфляция, резкие колебания товарных цен, цен на финансовые активы, процентных ставок и т.д.

Выделяют следующие формы  банковских кризисов: латентный кризис представляет собой ситуацию, когда значительная часть банковских институтов несостоятельна, но продолжает функционировать, открытая форма кризиса - банковские банкротства, которым до Великой Депрессии предшествовали банковские паники, выражавшиеся в массовых изъятиях вкладов из банков, системный банковский кризис означает несостоятельность большей части банковской системы.

Характеризуя кризисные  моменты в развитии банковской системы  Российской Федерации, следует отметить кризис 1998 г. Взрыв прежней системы финансовых потоков, произошедший 17 августа 1998 г., образован тремя ключевыми событиями: единовременной масштабной девальвцией рубля, дефолтом по внутреннему государственному долгу, «дефолтом» по корпоративным долгам. Его краткосрочные последствия для банковской системы: масштабные потери банков, обусловленные девальвацией рубля.

Информация о работе Банковские кризисы