Банковские кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого раз-витого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государ-стве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осущест-вляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Файлы: 1 файл

Курсовая Банковские кризисы.docx

— 116.68 Кб (Скачать)

Качественный анализ может  быть полезен и по другим причинам:

  1. одно и то же отклонение величины индикатора может быть обусловлено как изменением фундаментальных характеристик функционирования финансового рынка или экономики страны, так и случайным статистическим выбросом;
  2. рост отклонения фактического значения индикатора от порогового значения в «спокойной» обстановке представляет собой большую угрозу для устойчивости финансового рынка, чем аналогичное изменение в послекризисный период.

В заключении следует сказать, что создание эффективной системы  ранней идентификации угрозы возникновения валютных и банковских кризисов имеет существенную коммерческую ценность. Это связано с тем, что идентификация предкризисной ситуации должна позволить банку своевременно осуществлять перестройку своих активов и обязательств таким образом, чтобы минимизировать финансовые потери. А государству своевременно осуществить действия, направленные на упреждение или разрешение банковских кризисов.

 

 

3.2 Способы, направленные на упреждение и разрешение банковских кризисов

 

Власти заинтересованы в том, чтобы  система банковского надзора  обеспечивала максимально быстрое  и точное предупреждение о любых  надвигающихся трудностях. Стремительные  упреждающие действия могут иногда предотвратить кризис или, по крайней мере, ограничить его влияние.

При выработке решения о том, какие следует осуществить действия (и следует ли вообще предпринимать  что-либо), когда банк или группа банков попадает в затруднительное положение, органы государственной власти могут использовать все пункты, или часть их них, перечень которых представлен в Приложении 8.

Закрытие или ликвидация могут  оказаться неизбежными. В противном  случае стратегия выживания может  включать перенос долгов, слияние, поглощение (другим банков, но в качестве последней меры, возможно, правительством), приватизацию (если банк в настоящее время находится в государственной собственности) или какие-либо другие методы рекапитализации или реорганизации. Можно отметить две области, требующие осторожного отношения:

если существует намерение сохранить  банк, то работа только по проблемам, накопленным с прошлого, т.е. существующих неработающих долгов, будет недостаточной; необходимо, чтобы поток операций в будущем стал прибыльным, а это может предполагать значительные изменения в стратегии, управлении и в банковской культуре;

любое решение об изменении собственности  должно учитывать качество потенциального владельца в плане технической возможности контролировать работу банка, личной целостности и наличия финансовых ресурсов; редко бывает приемлемым для властей просто передать контроль над банком первому покупателю, который предоставит средства для покрытия отправной цены поглощения банка; в случае приватизации банка следует проявлять особую осторожность, чтобы не попасть в западню презумпции, что частная собственность обязательно означает эффективное управление.

При любом решении таких проблем  особое значение приобретает работа с неработающими активами. Если их оставить на балансе, то это может оказаться тяжёлым бременем для банка: может потребоваться направить ограниченные управленческие ресурсы на сбор этих долгов или на участие в управлении компаниями-должниками или их ликвидации, к чему управляющие банком могут быть не готовы.

Некоторые сотрудники банка могут  нести частичную ответственность  за текущие проблемы или иметь  личные связи с должником, в обоих  случаях они не будут наиболее подходящими кандидатами для  выполнения принятых решений. К тому же банк-должник может задолжать  деньги нескольким банкам, и в этом случае коллективный подход, предполагающий создание органа для выработки решений, может помочь максимизировать возврат средств. Более того, неопределённость, окружающая возможный возврат кредитов, может создавать для банка постоянные проблемы в области, например, оценки и создания резервных фондов, если кредиты останутся в бухгалтерских книгах банка.

С другой стороны, возможно, банк лучше других знает свою клиентуру, и поэтому находится в наиболее выгодном положении для возврата предоставленных кредитов, и в этом случае плохо работающие кредиты следует оставить на его балансе. Компромиссным решением может быть размещение кредитов в «госпитальном» банке, но сохранение полномочий по их сбору в руках исходного банка, являющегося агентом «госпитального» банка. Баланс аргументов относительно трактовки неработающих кредитов может зависеть от конкретных обстоятельств в каждом случае, но в большинстве из них, в особенности, если проблема является системной, а не единичным случаем, опыт показывает, что создание независимой организации для разрешения проблем является предпочтительным. [46]

В соответствии с ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации Банк России является органом регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций. Главной целью надзорной  деятельности ЦБ РФ является поддержание  стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

предупреждать возможность возникновения  системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

защищать интересы вкладчиков и  кредиторов;

не допускать монополизации  финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

способствовать повышению эффективности  банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского  регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

макроэкономическая ситуация в  стране, состояние банковской системы;

социально-экономические приоритеты развития общества;

совершенство законодательной  базы;

проводимая Банком России кредитная  политика;

степень независимости Банка России от органов законодательной и  исполнительной власти;

исторически сложившиеся особенности  организации банковского надзора  в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации  банковского регулирования и надзора:

под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

независимое агентство, несущее ответственность  перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная  Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер  денежного обращения (КДО), Федеральный  Комитет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более  либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор».

Механизм регулирования и надзора  представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и  надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают, в  основном, косвенное воздействие  на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный  метод путем издания специальных  инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним  относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию  контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзор за деятельностью кредитных  организаций может осуществляться в следующих формах:

анализ отчетности КБ, регулярно  представляемой в Банк России в установленном  порядке;

проверка отдельных направлений  деятельности или кредитной организации  в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

проведение внешнего аудита аудиторской  фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации  обязаны осуществлять внутренний аудит  и контроль своими силами и публиковать  заверенные аудиторской фирмой балансы  и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной  деятельности Банк России выявил нарушение  коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право, взыскать штраф, назначить временную администрацию для управления проблемным банком и отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Основные тенденции развития банковского  регулирования и надзора в  России:

постепенный переход на международные  стандарты регулирования и надзора;

введение системы «раннего оповещения»  и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных  организаций;

переход на международные стандарты  бухгалтерского учета и отчетности;

укрепление банковского менеджмента;

совершенствование методов банковского  регулирования и надзора.

ограничение деятельности финансово-несостоятельных  КБ.

Совершенствование регулирования  и надзора Банк России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью», сформированными Базельским комитетом.

 

 

3.3 Сущность банковского кризис – менеджера

 

Банковский кризис-менеджмент - это комплексная программа, обеспечивающая снижение последствий реализации рисков при наихудшем сценарии развития событий в условиях глубокой экономической рецессии.

В кризис-менеджмент - самостоятельная сфера банковской деятельности, цель которой - снижение последствий кризиса, а не исключение его причин.

Взаимосвязанными элементами банковского кризис-менеджмента  являются цели, принципы, функции, критерии, организационно-правовые, финансово-экономические  и методические средства. Все они  включены в обеспечивающую и функциональную части системы управления рисками. Обеспечивающая часть состоит из подсистем организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния банка, контроля и своевременного предупреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности.

Особое значение в организации  кризис-менеджмента является диагностика  кризиса. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются анализ финансового состояния банка и его прогноз на предстоящий период, своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций, мониторинг внешней и внутренней среды банка и прогноз ее развития.

В целях своевременной  диагностики банковского кризиса, прежде всего, осуществляется мониторинг внешних и внутренних условий деятельности банка (выявление, анализ и прогнозирование). С этой целью осуществляются сбор и обработка информации, формирование и накопление баз данных, анализ информации, оценка факторов кризиса. При этом необходимо уделить особое внимание быстроте, полноте, корректности проведенной работы.

Также для диагностики  потенциальных кризисов следует  провести экспертное оценивание некоторых  характерных показателей. Экспертный анализ можно расширить в зависимости  от конкретной ситуации и других факторов, весомых с точки зрения риска. При анализе кризисных явлений  характерными являются: финансово-экономические  показатели, оценка действий руководства и сотрудников, другие показатели. Результаты экспертного оценивания оформляются в виде аналитической записки, справки, прогноза или рекомендаций. На следующем этапе эти материалы могут использоваться в качестве исходных данных для выработки стратегии преодоления кризиса.

Стадии кризиса можно  описать следующим образом:

  • потенциальный кризис - наличие возможности кризиса, но отсутствие достоверных симптомов кризиса;
  • скрытый кризис - характеризуется скрытым уже имеющимся кризисом или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействие которого не может быть определено имеющимся в наличии стандартным инструментарием;
  • острый преодолимый кризис - непосредственное ощущение негативного воздействия;
  • острый непреодолимый кризис - усиление интенсивности направленных против банка негативных воздействий, при которых требования для преодоления кризиса значительно превышают имеющийся потенциал.

Вариантами банковского  кризиса являются:

  • стратегический кризис (угроза потенциалу развития);
  • кризис результатов (угроза финансовым результатам деятельности, их потеря, дефицит баланса - превышение пассивов над активами);
  • кризис ликвидности (опасность потери ликвидности вследствие превышения пассивов над активами) [28].

Информация о работе Банковские кризисы