Банковские кризисы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого раз-витого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государ-стве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осущест-вляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Файлы: 1 файл

Курсовая Банковские кризисы.docx

— 116.68 Кб (Скачать)

Введение

 

Банковская система - это важнейшая  сфера национального хозяйства  любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Находясь в центре экономической  жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между  промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это  атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной  страны, сфера их деятельности не имеет  ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании  рыночных отношений в стране. В настоящее время как аксиома воспринимается тот факт, что развитие рыночных отношений, базирующихся на свободной конкуренции, немыслимо без разнообразного и качественного предоставления субъектам рынка банковских услуг.

Создание устойчивой, гибкой и эффективной  банковской инфраструктуры – одна из важнейших и в тоже время  сложных задач экономической  реформы в России. Именно банковская система при правильном управлении и устранении всех сдерживающих ее развитие проблем может стать ведущим звеном в осуществлении экономической политики, обеспечивающей экономический рост.

Банковская система непосредственным образом связана с экономикой страны и негативные тенденции в экономике закономерным образом отражаются и на банковской системе, в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не отражаться на экономике.

В наиболее общем виде банковский кризис можно определить, как неспособность  банковской системы выполнять свои основные функции аккумуляции и  мобилизации временно свободных  денежных средств, предоставления кредитов, проведения расчетов и платежей в  экономике страны. Мировой опыт банковских кризисов обширен. В течение XX века практически не осталось страны, не испытавшей его в той или иной мере.

Последствия, которые влекут за собой  банковские кризисы, делают актуальными  проблемы, посвященные изучению факторов, являющихся предпосылкой для нарастания негативных тенденций в банковском секторе, выявлению и изучению непосредственных причин современных банковских кризисов, форм их проявления и последствий, а также для выработки адекватных программ антикризисного регулирования банковской деятельности.

Цель данной работы – изучить  причины и факторы возникновения  современных банковских кризисов и  возможности их прогнозирования  с использованием элементов математического моделирования.

В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть причины и факторы  современных банковских кризисов, а  также их типы и формы;

ознакомиться с элементами банковского  кризис-менеджмента;

проанализировать развитие банковской системы России во время кризиса;

рассмотреть особенностей развития банковских кризисов в мировой практике;

ознакомиться с подходами к  прогнозированию банковских кризисов.

Структура работы обусловлена поставленными  в исследовании задачами. Курсовая работа состоит из трех глав.

В первой главе рассматриваются  кризисные явления в банковском секторе, как в мировой, так и в современной банковской системе Российской Федерации.

Во второй главе рассматриваются  теоретические аспекты банковских кризисов.

Третья часть затрагивает проблемы прогнозирования регулирования и выхода из банковского кризиса.

При написании курсовой работы были использованы учебная литература, периодические издания, интернет, справочно-консультационная система.

 

 

1 Кризисные явления в банковском  секторе

 

 

    1. Мировые банковские кризисы

 

Историки в сфере финансов зафиксировали, что с конца 70-х  годов ХХ века системные банковские кризисы потрясали национальные экономики более 70 стран мира. Всемирный банк в своем докладе 2003 года (World Bank, Gerard Caprio и Daniela Klingebiel) насчитал 117 локально-национальных кризисов.

Наиболее значительные банковские кризисы начала ХХI века выглядят следующим  образом:

Турция, 2000–2001. Банкротство  трех крупных государственных банков, кризис ликвидности в банковской сфере, отток спекулятивных средств  с национального финансового рынка, девальвация лиры на 40% за первые три месяца.

Аргентина, 2001–2002. С начала 1990-х годов Аргентина была полигоном  экономических реформ для МВФ, МБРР и других международных институтов и даже ставилась в пример прочим развивающимся странам в качестве «экономического чуда». С началом кризиса рухнул курс песо, были заморожены счета в банках, начался массовый отток капиталов за рубеж, президент и правительство были отправлены в отставку.

Бразилия, 2002. Обвал курса  реала, рост инфляции, скачкообразный рост внешнего долга, который в 2003 году составил свыше 260 миллиардов долларов, причем затраты на его обслуживание поглощали 64% ВВП [28].

Рассмотрим более подробно каждый из выше перечисленных кризисов.

Следует отметить, что кризисная  ситуация в банковском секторе Турции созревала постепенно и не возникла сама по себе, а явилась результатом  более общего макроэкономического кризиса. В последние два-три года функционирование кредитно-банковской системы Турции происходило на фоне ухудшившегося экономического положения и внешней торговли страны. Это, естественно, отразилось на деятельности банков и формировании конъюнктуры внутреннего кредитного рынка. В частности, в течение 1999 - 2001 гг. на рынке преобладали высокие ставки банковских кредитов, достигавшие 35-40 %. Возрастание стоимости кредитов еще больше усиливали застой в отдельных, и, прежде всего, в экспортоориентированных отраслях. В условиях низкого спроса на кредитные ресурсы многие банки стали отвлекаться от работы в реальном секторе экономики, предпочитая, заниматься всевозможными спекулятивными сделками и зарабатывать «быстрые деньги» на инфляции. Кроме того, все чаще появлялась информация о том, что через отдельные турецкие банки стал увеличиваться отток из страны капитала в различные оффшорные зоны.

Особенно усилились эти  тенденции в 2000 г. и начале 2001 г., когда  и без того напряженный финансово-кредитный рынок в конце года пережил серьезное потрясение. Следует отметить, что в отличие от 1998 г., когда на ухудшение экономического положения Турции повлияли азиатский и российский финансовые кризисы, дестабилизация финансово-кредитного рынка страны конца 2000 – начала 2001 гг. - это один из результатов все более усиливающегося несоответствия этого рынка потребностям реального сектора экономики.

Постепенно сложилась  такая ситуация, когда экономика  и финансовый сектор практически  стали функционировать автономно  друг от друга, по своим законам и  правилам, а точнее без правил.

Положение в банковском секторе  и участившиеся жалобы бизнесменов  вынудили правительство еще в  середине 1999 г. образовать независимый  орган по усилению государственного вмешательства в деятельность финансовых и банковских инспекторов страны – «Совет по контролю и совершенствованию банковской системы» во главе с бывшим министром финансов З. Темизелем.

В 2000 г. в условиях нарастания негативных процессов, а именно неспособности  и нежелании банков финансировать  конкретные производственные сектора  экономики, турецкая администрация вынуждена была принять более жесткие меры как административного, так и рыночного характера. Катализатором принятия подобных мер послужила необходимость реализации рекомендаций и требований МВФ в рамках подписанной в 1999 г. совместной программы по стабилизации экономики Турции, от успешного выполнения которой во многом зависело получение кредитов от этой финансовой организации.

Началом государственного вмешательства  в банковскую систему послужило  принятое в ноябре 2000 г. решение ЦБ Турции об усилении контроля и ограничении доступа на рынок местной валюты - турецкой лиры - для приведения в соответствие с долларовой массой, обращающейся как в форме наличности, так и в форме ссудного капитала. Этим преследовались несколько целей краткосрочного и долгосрочного характера: сужение возможностей для деятельности т.н. банков-пирамид, стимулирование процесса их банкротства, возврат твердой валюты из-за рубежа, формирование такой конъюнктуры кредитного рынка, когда невыгодно, а в отдельных случаях рискованно будет заниматься всевозможными спекулятивными операциями.

В краткосрочном плане  эффект не заставил себя долго ждать. Нехватка местной валюты привела  к резкому возрастанию процентных ставок на межбанковском кредитном  рынке, вследствие чего у ряда банков начались серьезные проблемы с ликвидностью. В результате шесть банков, включая и довольно крупный «Демирбанк», оказались на грани банкротства и были переведены в резервный фонд при «Совете по контролю за деятельностью банков», где еще с конца 1999 г. находятся пять других банков. Кроме этого у коммерческого банка «Парк Ятырым Банкасы», занимающего 61 место среди 81 банка страны, была отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности, что фактически означало его банкротство.

Решительные меры, предпринятые турецкой администрацией, получили должную  оценку со стороны МВФ и других международных финансово-банковских институтов. Для поддержания действий турецких властей по дальнейшему  совершенствованию банковской системы, улучшения валютно-финансового положения страны уже в середине декабря 2000 г. МВФ, МБРР и ряд западных банков приняли решение о выделении Турции кредитов общим объемом более 12,4 млрд. долл., в т.ч. МВФ - 10,4 млрд. долл.; МБРР - 1,028 млрд. долл. и синдицированный кредит западных банков - 1,0 млрд. долл.

Тем не менее, последствия  нарушения нормального функционирования банковской системы вскоре дали о  себе знать. Расширяющийся процесс  ухудшения ликвидности банков, при усилении контроля со стороны ЦБ за потоками инвалюты, привел к резкому возрастанию на рынке потребности в свободно конвертируемой валюте. Только в первой половине февраля 2001 г. ЦБ Турции было продано более 5 млрд. долл. США. В складывающихся условиях в конце февраля правительством было принято решение о введении плавающего валютного курса, что мгновенно привело к резкому обесцениванию турецкой лиры и ее фактической девальвации более чем на 40% [28].

Банковские кризисы были чрезвычайно широко распространены в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, именно к этим странам относится Аргентина и Бразилия. В Приложении 1 перечислены основные банковские кризисы стран Латинской Америки.

В действительности они, по-видимому, испытали непропорционально большое  количество кризисов по сравнению со странами на сопоставимом уровне развития в других регионах. Кроме того, озабоченность вызывают частота и тяжесть этих кризисов и их тенденция к повторению.

Почти во всех случаях банковский кризис означал значительное перераспределение благосостояния и приводил к общему снижению доходов и благосостояния.

Опыт шести латиноамериканских стран (Аргентины, Доминиканской Республики, Колумбии, Мексики, Уругвая и Эквадора), испытавших банковские кризисы за последние 10 лет, показывает, насколько серьезным  и внезапным может быть такое  воздействие. В течение года после кризисов в этих странах отношение государственного долга к ВВП возросло в среднем примерно на 40 процентных пунктов. Около 20 процентных пунктов этого прироста составляли первоначальные затраты бюджета на урегулирование банковских кризисов. Таким образом, за очень короткий срок банковский кризис может свести на нет значительную часть достижений многих лет разумного макроэкономического (в особенности фискального) управления, как это произошло, например, в Доминиканской Республике.

Кризисы влекут за собой  и долгосрочные издержки. Институциональные  характеристики, препятствующие оптимальной банковской практике, также взаимодействуют друг с другом и с внешними шоками, которым подвергается страна, и, возможно, являются одной из причин того, что некоторые страны подвержены многократным кризисам. Проявления этой динамики включают, например, низкие нормы сбережения, очень ограниченные долгосрочные финансовые отношения, зависимость от внешнего финансирования, высокие процентные спреды, долларизацию и тяжелое бремя долга государственного сектора. Коренной причиной является общее недоверие к финансовой системе, которое во многом можно объяснить значительным отрицательным уровнем процентных ставок в прошлые периоды, снижением реального курса валюты, слабым бухгалтерским учетом и ограниченными правами кредиторов, отрицательными налоговыми стимулами к сбережению (такими как налоги на финансовые операции) и банковскими кризисами с последующими неудачными попытками санации (например, с блокированием и затем разблокированием вкладов, как в Эквадоре в конце 1990-х годов).

В этих условиях недальновидности политики и слабого финансового  посредничества изъятие вкладов быстро приводит к сокращению кредитования, что может еще более ухудшить ситуацию, поскольку фирмы лишаются оборотного капитала, а объем инвестиций ограничен. Страны этого региона нередко испытывали ужесточение доступа к кредитам, когда чистое кредитование частного сектора резко сокращалось, тем самым усиливая вероятность и ожидаемую остроту банковских кризисов и порождая порочный круг.

Информация о работе Банковские кризисы