Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 03:02, реферат

Краткое описание

Банковская система – это совокупность банковских учреждений. Следовательно, понятие кредитная система более широкое, так как включает банковскую и дает характеристику таким небанковским кредитным институтам, как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита, ломбарды, взаимные фонды, касса взаимопомощи, строительные общества, клиринговые центры, пункты проката и прочее. Построение кредитной системы зависит от конкретных общественно-экономических условий, при этом в мире на практике используются различные модели кредитных, в том числе банковских систем.

Файлы: 1 файл

Банковская система.docx

— 91.13 Кб (Скачать)

Как и при  совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют много  фирм и имеется достаточно свободный  вход в эту отрасль и выход  из нее. Все фирмы отрасли имеют  определенную возможность "назначать" цену на производимый ими товар, т.к. каждая фирма продает отличный продукт  от товаров других фирм.

Например, все  фирмы выпускают верхнюю одежду. Казалось бы товар один - мужские пальто, но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация товара, которая покрывает фирмам возможность манипулировать ценами, повышать или понижать их. В то же время, назначая цены, продавцы не могут не считаться со спросом и предложением, поэтому они вынуждены находить разумные решения между желанием продать подороже и стремлением увеличить объем продаж, т.е. найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен.

Отправным пунктом  ценообразования для товаропроизводителя  является динамика предельных издержек и спроса, изменяющихся во времени  вне зависимости от действий товаропроизводителей-конкурентов .В свою очередь, наличие массы производителей, выпускающих аналогичные товары, а также возможность относительно свободного входа в отрасль вносят в процесс ценообразования важный элемент конкуренции. Все это ведет к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Следовательно дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, но и достаточно различные для того, чтобы товаропроизводитель чувствовал некоторую свободу в отношении "назначения" цены на свой товар.

Наряду с монополистической  конкуренцией, существенное место среди  рыночных структур в современной  экономике занимает олигополия        

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения  продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла, мед и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных  товаров или их заменителей из других стран. Оба этих фактора могут  содействовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слияния. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия.

Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретения того или иного предприятия  либо полностью, либо частично путем  скупки контрольного пакета акций или  значительной доли капитала. Это отношение  между сильным и слабым конкурентами.

Слияние, как  правило носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая "война" В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных

конкурентов умножить свою рыночную силу.

Специфика олигополистической структуры рынка обуславливает  особенности рыночного поведения  хозяйственных субъектов и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке характеризуется многообразием форм своего проявления, но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа: ценовая конкуренция; тайный сговор в цене; лидерство в ценах; ценовая накидка.

Оценивая значения олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего  из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных  масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на положительную, так  и негативную оценку олигополий в  современной экономической жизни, следует признать объективную реальность их существования. Положительная оценка олигополистических структур связывается прежде всего с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополи-зированными структурами достигнуты значительные успехи в развитии научно-технического прогресса (аэрокосмическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополии обладают значительными финансовыми ресурсами, а также заметным отличием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступностью участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные фирмы, как правило, не обладают достаточными средствами для не привлекательных стимулов при реализации имеющихся разработок. Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами.

Это прежде всего  то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно, можно ожидать  таких же отрицательных последствий  как и при рыночной власти монополиста .Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и регулируется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и тем самым уходит из под контроля государства и создает видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремиться извлечь выгоду за счет покупателей .В конечном счете это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

В целом, когда  обращается внимание на оценку эффективности  олигополий, то отмечается, что последние  нередко заинтересованы в сдерживании  научно-технического прогресса, так  как они не будут спешить внедрять появившиеся "новинки" до тех пор, пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный  капитал. Такая политика препятствует моральному износу как машин и  оборудования, так и технологий и  продуктов.

Вышеизложенные  характеристики рыночных структур можно  записать кратко в следующие таблицы:

Краткая характеристика структур рынка. Таблица 4.

Чистая  конкуренция        

Характеризуется: 1. Множеством  мелких фирм. 2. Однородностью продукции. 3. Отсутствием затруднений  на вход и выход (из отрасли). 4. Равным доступом ко всем видам информации.

Монополистическая конкуренция        

Характеризуется: 1. Множеством  мелких фирм. 2. Неоднородностью продукции. 3. Отсутствием затруднений  на вход и выход (из отрасли). 4. Несколько ограниченным доступом к информации.

Олигополия (Дуополия)        

Характеризуется: 1. Небольшим числом крупных фирм. 2. Неоднородностью (или однородностью) продукции. 3. Возможными  затруднениями при выходе (из отрасли). 4. Несколько ограниченным доступом к информации.

Монополия        

Характеризуется: 1. Одной фирмой. 2. Уникальностью продукции. 3. Практически не преодолимыми барьерами на вход. 4. Несколько ограниченным доступом к информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного анализа мы выяснили, что конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

По состоянию  рынка конкуренция подразделяется на совершенную, несовершенную и регулируемую.

В экономике  принято разделять конкуренцию  по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и  конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Интенсивность конкуренции резко различается  на разных рынках. Американский экономист  М.Портер объединил силы, определяющие конкурентный климат в отрасли, в пять основных групп, по которым можно судить о средней прибыльности в отрасли. Это: новые конкуренты, товары-заменители, внутриотраслевая конкуренция, покупатели и продавцы.

Таким образом, концепция пяти сил конкуренции  – это инструмент, позволяющий  практически анализировать степень  интенсивности конкуренции на конкретном рынке.

Существует четыре возможные конкурентные структуры, опряделяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Каждая из которых характеризуется рядом произнаков:

Чистая  конкуренция – множеством мелких фирм; однородностью продукции; отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли) ; равным доступом ко всем видам инормации.

Монополистическая конкуренция – множеством мелких фирм; неоднородностью продукции; отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли) ; несколько ограниченным доступом к информации;

Олигаполия – небольшим количеством крупных фирм; неоднородностью (или однородностью) продукции; возможным затруднением при выходе (из отрасли); несколько ограниченным доступом к информации;

Чистая монополия  – наличием одной фирмы; уникальностью  продукции; непреодолимым барьером на вход; несколько ограниченным доступом к информации;

К сожалению  лишь недавно мы осознали необходимость  экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного  развития народного хозяйства.

Предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.

В целом же, эта  форма экономических отношений  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно  меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма  в экономической системе, и в  её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой 
 
 
 

Определение конкуренции как  экономического явления.          

  Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

      Но  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хзяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.         

 Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных  и рыночных отношений, а с  другой  - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.         

Информация о работе Банковская система