Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 03:02, реферат

Краткое описание

Банковская система – это совокупность банковских учреждений. Следовательно, понятие кредитная система более широкое, так как включает банковскую и дает характеристику таким небанковским кредитным институтам, как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита, ломбарды, взаимные фонды, касса взаимопомощи, строительные общества, клиринговые центры, пункты проката и прочее. Построение кредитной системы зависит от конкретных общественно-экономических условий, при этом в мире на практике используются различные модели кредитных, в том числе банковских систем.

Файлы: 1 файл

Банковская система.docx

— 91.13 Кб (Скачать)

Патиенты (хитрые лисы) -узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.

Виоленты (слоны, львы) -гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.

Эксплеренты (ласточки, мотыльки) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.

4. Сила воздействия  поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.

Сильные поставщики могут:

    • повышать цену на свои товары;
    • снижать качество поставляемых продуктов и услуг.

Сила поставщиков  определяется:

    • наличием крупных компаний-поставщиков;
    • отсутствием заменителей поставляемых товаров;
    • ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из неглавных заказчиков;
    • решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов;
    • способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции.

5. Сила воздействия  покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:

    • в давлении на цены в целях их снижения;
    • в требованиях более высокого качества;
    • в требованиях лучшего обслуживания;
    • в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.

Сила покупателя зависит от:

    • сплоченности и концентрированности группы потребителей;
    • степени важности продукции для покупателей;
    • диапазона ее применения;
    • степени однородности продукции;
    • уровня информированности потребителей;
    • других факторов.

Разрабатывая  конкретную стратегию, фирмы стремятся  найти и воплотить способ выгодно  и долговременно конкурировать  в своей отрасли. Универсальной  конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с  условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех.

III Анализ влияния  конкуренции на  структуру рынка

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного  количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению  рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).

Конкуренция - это  центр тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке; конкуренция между  потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Рассмотрим положение  предприятия и его поведение  в условиях различных структур рынка. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение  и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий  на состояние рынка.

При этом решающее значение имеет количество продавцов  и масштабы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок  и выхода из него, доступность информации и т.п. Знание структуры рынка  необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных  уровнях цен, и как поведут  себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Можно сказать, что структура рынка определяет степень его кон-курентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

Рассмотрим подробнее  их особенности.        

Рынок, на котором  преобладает чистая конкуренция – состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необхолдимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Спрос абсолютно эластичен. Рынок для каждой фирмы невелик. Новым фирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковы. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

Каждый товаропроизводитель  полностью подчиняется действию рыночных механизмов , т. е. власти рынка, который выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т. е. однородная продукция.

При рассмотрении рынка чистой конкуренции со стороны  спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как известно, цена на данном рынке  устанавливается и изменяется под  влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает заметного  влияния на общий объем предложения  и рыночную цену. Общее состояние  спроса на этом рынке характеризуется  нестабильностью под влиянием изменения  цены, т.е. кривая общего спроса обладает эластичностью по цене, но не обладает совершенной эластичностью, тогда  как последня характерна для кривой спроса отдельного предприятия.

Кривая рыночного  отраслевого спроса является нисходящей кривой, тем самым указывается  на зависимость объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого  предприятия, а всех предприятий, связанных  с рынком данного вида продукции.

Абсолютная или  чистая монополия возникает в  том случае ,когда одна фирма становится единственным производителем продукта , у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль , т.е. последняя представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. Следовательно, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия , что для отрасли и в целом. 

Поэтому, что  свойственно поведению предприятия , то характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию чистой конкуренции. Как мы уже знаем , в условиях чистой конкуренции положение предприятия , оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом рынке. Предмет монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него.

В отличие от фирм , действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.

При нисходящей кривой спроса на свой продукт как  на продукт отрасли фирма-монополист может вызывать изменение цены на него путем манипуляции количеством  его предложения . Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических , технических , юридических и других барьеров , препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль . Эти барьеры бывают очень серьезными , либо незначительными .

Ранее при анализе  рыночного поведения монополиста  мы исходили из допущения, что все  единицы продукции, продаваемые  на протяжении определенного периода  времени, реализуются по одной и  той же цене.

Реализация ценовой  дискриминации требует выполнения минимум двух условий. Во-первых покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные ими товары. Во-вторых продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из спроса на производимую продукцию. Тем покупателям, спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичней-более низкая цена.

При этом более  высокая цена устанавливается в  тех случаях, когда спрос на ее продукцию менее эластичен. Следует  отметить, что ценовая дискриминация  заключает в себе как и положительные так и отрицательные моменты. Поэтому оценка такой такой формы ценовой политики должна исходить из учета особенностей каждого конкретного случая.

Хорошо продуманная  система ценовой дискриминации  всегда будет давать фирме-монополисту  прибыль большую, чем в случае установления единой цены.

Ценовая дискриминация  нередко используется фирмами на Западе. В ряде случаев она носит  систематический характер, когда  фирма-продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту  жительства, характеру работы, и  реализует свои товары согласно этой градации.

Однако чаще всего к ценовой дискриминации  фирмы прибегает по мере необходимости  в ходе конкурентной борьбы с целью  привлечения дополнительных покупателей: устанавливаются скидки на крупные оп-

товые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. п.

Оценка ценовой  дискриминации неоднозначна. Во многих странах отдельные ее виды запрещены  законодательно. Например, в США  закон допускал фирме-производителю  продавать свой товар крупным  магазинам по ценам, уровень которых  ниже цен, установившихся в розничной  торговле (чтобы не допускать разорения  мелких магазинов).

В Канаде запрещается  ценовая дискриминация только в  тех случаях, когда товар одного качества и количества продается  по разным ценам.

Приступая к  рассмотрению монополистической конкуренции, после того как нами уже освоены  рыночные структуры с чистой конкуренцией и с чистой монополией, надо начать с того, что она является своего рода "золотой серединой" между  ними. Можно сказать что монополистическая  конкуренция не является ни совершенно конкурентной ни совершенно монопольной. Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает как минимум 25 субъектов. Хотя четких границ здесь нет.

Информация о работе Банковская система