Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 03:02, реферат

Краткое описание

Банковская система – это совокупность банковских учреждений. Следовательно, понятие кредитная система более широкое, так как включает банковскую и дает характеристику таким небанковским кредитным институтам, как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита, ломбарды, взаимные фонды, касса взаимопомощи, строительные общества, клиринговые центры, пункты проката и прочее. Построение кредитной системы зависит от конкретных общественно-экономических условий, при этом в мире на практике используются различные модели кредитных, в том числе банковских систем.

Файлы: 1 файл

Банковская система.docx

— 91.13 Кб (Скачать)

С учётом охвата экономики выделяются:

1. Чистая монополия  (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);

2. Абсолютная монополия  (находится в руках государства или хозяйственных органов).

В зависимости  от причин возникновения различают  следующие виды монополий:

1. Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)

3 Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

    1. Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
    2. Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
    3. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
    4. Применяют более крупный капитал;
    5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

В условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция  носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией  о потребителях и потенциальных  конкурентах. Во-вторых, с помощью  рекламы монополия оказывает  существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для  крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия  через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных  учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают  уровень риска в процессе конкуренции  и обеспечивают получение монопольной  прибыли.

В экономике  принято разделять конкуренцию  по ее методам на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в  сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке  продукции; при реализации товара, который  не поддаётся перераспределению  с одного рынка на другой (транспортировка  скоропортящихся продуктов с  одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция  путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

Сильнейшим орудием  неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей иноформацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.        

К незаконным методам  неценовой конкуренции относятся  промышленный шпионаж, переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами, выпуск товаров, внешне ничем  не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.

II. Концепция пяти  сил конкуренции.

Ни одно предприятие  не может достичь превосходства  над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам  его продвижения на рынке. Необходим  выбор приоритетов и выработка  стратегии, в наибольшей степени  соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических  действий на рынке стратегия конкуренции  должна быть направлена на обеспечение  преимуществ над конкурентами в  долгосрочной перспективе, оцениваемой  в 3-5 лет.

Конкурентный  анализ включает два основных этапа:

• определение  главных конкурентных сил в отрасли;

• формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.

Признанным лидером  разработки конкурентного анализа  является профессор Гарвардской  школы бизнеса М. Портер, автор  основных моделей по определению  главных сил конкуренции и  вариантов конкурентных стратегий.

Доля рынка, уровень  прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам (таблица 3):

    • проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
    • угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
    • компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
    • воздействию продавцов (поставщиков);
    • воздействию покупателей (клиентов).

1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:

    • экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
    • дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);
    • потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций.
  • Таблица 3 Пять сил конкуренции
 
      • издержки  переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
      • необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;
      • политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.

    2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.

    Препятствиями на пути товаров-субститутов могут  стать:

      • проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
      • рекламные атаки на потребителей.
      • производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;
      • улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.

    3. Внутриотраслевая  конкуренция и  ее интенсивность.

    Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких  и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция  в отраслях, для которых характерны:

      • большое число конкурентов;
      • однородность выпускаемых товаров;
     
 

  наличие барьеров  снижения издержек, например стабильно высокие постоянные затраты;   высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли, не понеся при этом значительных убытков);

·  зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).

Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование  сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.

Один  из вариантов метода сравнительных преимуществ предложен российским экономистом А. Юдановьм. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа, различающихся характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к определенному типу биологического поведения и имеет соответственную аналогию.

Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью.

Гибкость  и приспособляемость  составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень  характерный для  российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную  кампанию в средствах  массовой информации, даже не называют характер своей деятельности, поскольку готовы использовать любую  новую возможность  получения прибыли.

Информация о работе Банковская система