Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Файлы: 1 файл

Диплом Анна 04.05.2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ                                                                                

3.1 Направления  совершенствования налогового механизма  Республики Беларусь

 

 

Однозначно оценить итоги исполнения бюджета за прошлый год непросто.

К положительным моментам можно  отнести позитивное влияние бюджета на развитие экономики и уровень жизни народа. Постоянно шло повышение доходов занятых в бюджетной сфере, в полном объеме из бюджета выделялись средства на выплату пенсий, стипендий и других трансфертов населению, улучшились показатели экономической безопасности страны, выполнены обязательства по субвенциям и субсидиям перед областными бюджетами, развивался рынок ценных бумаг, велась работа по повышению эффективности государственных расходов.

В создавшихся условиях особую актуальность приобретает вопрос эффективного формирования доходной части государственного бюджета.

Наиболее важной частью являются налоговые  доходы. Это подтверждается официальной статистикой.

Одним из основных направлений бюджетно-налоговой  политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. В последнее время предпринят ряд шагов, обеспечивающих это направление.

Налоговая нагрузка без социальных платежей колеблется в пределах 30%.

Унификация налогового законодательства также является одним из приоритетов налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных и ратифицированных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства.

В то же время необходимо отметить недостаточность данных мер, т.к. реальность унификации налогообложения можно  оценить по созданию одинаковых условий хозяйствования для экономических субъектов и в первую очередь - по выравниванию уровня налогообложения.

Одной из остро обсуждаемых направлений  совершенствования бюджетно-налоговой политики является вопрос снижения доли косвенного налогообложения (налогов с оборота), поскольку они распространяются на широкий круг товаров, работ и услуг, всегда более доходны и легко собираемы, но именно такие налоги оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.

Необходимость проводить реформы основных налогов исходит из принципа снижения ставок при одновременной отмене всех не связанных с моделями их построения льгот. Данный подход отражает и общепринятый в мировой практике механизм снижения налоговой нагрузки, когда в качестве мер такого снижения применяется либо отмена (сокращение количества) применяемых налогов и сборов, либо снижение их ставок.

Но при этом одновременно должны предприниматься меры по расширению налоговой базы остающихся налогов и сборов, что обеспечивает реальное увеличение текущих доходов бюджета. Только в этом случае снижается налоговая нагрузка и одновременно сохраняются необходимые бюджетные поступления. Причем общеизвестно, что расширение налоговой базы значительно доходнее для бюджета по сравнению с введением новых налогов и повышением их ставок.

Расширение налоговой базы, возможное  только за счет отмены и упорядочения налоговых льгот, а также усовершенствования моделей построения и механизмов взимания каждого из основных налогов, дает в 2-3 раза больший эффект по сравнению с изменением их ставок. Тем более в наших условиях, когда налоговые освобождения предоставляются не в форме освобождения от начисления налога, а значит, его включения в цену, а в форме освобождения от уплаты налога. В этом случае предприятия, которым предоставлены льготы, как бы подменяют собой государство и без согласия на то реальных налогоплательщиков (населения) лишают их части доходов, идущих на общенациональные нужды. Эти освобождения, ни в коей мере не снижая налогового давления и не обеспечивая условий для экономического роста, ведут только к реальным потерям бюджета.

Таким образом, подходы к реформированию действующей налоговой системы, основанные только на корректировке ставок налогов без изменения моделей их построения и пересмотра сложившейся системы налоговых льгот, а главное, на сохранении оборотных сборов и отчислений, совершенно бесперспективны. Они не смогут обеспечить ни реального снижения налогового давления, ни вполне возможного при таком снижении увеличения текущих доходов бюджета.

Одной из важных  проблем в современной  системе  налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Хотя в этом направлении уже проведены значительные реформы, однако остаются «болезненными» ряд налогов, и, в первую очередь, на прибыль. Было бы целесообразно в качестве  эксперимента ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда  при увеличении суммы налогооблагаемой  прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.

Регрессия ставок могла бы привести к стимулированию  капитальных  вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не должны сокращаться, так как сумму платежей в бюджет  определяет не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом  случае будет иметь тенденцию к росту.

В рамках работы по снижению налоговой  нагрузки на экономику и дальнейшему упрощению налоговой системы с 2012 года Законом «О бюджете на 2012 год предусматривается снижение ставки налога на прибыль с 24% до 18% с одновременным изменением подходов к налоговому стимулированию инвестиций за счет отказа от действующего освобождения от налогообложения прибыли, направленной на капитальные вложения, и введения для целей налогообложения системы ускоренной амортизации, а также механизма переноса убытков на будущие прибыли без количественных ограничений.

Кроме того, особое внимание необходимо уделить и регулированию налоговой поддержки малого бизнеса, который сейчас создает новые рабочие места, в том числе для инвалидов и домохозяек, экономит пособия по безработице, дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства, создает новые формы обслуживания населения. Здесь также проделана достаточная работа, особенно в отношении субъектов хозяйствования созданных в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек. Однако, острым остается вопрос налогообложения малого бизнеса в более крупных населенных пунктах. В отношении этой категории плательщиков, также целесообразно проводить более гибкую систему налоговых ставок на прибыль, систему льгот и налоговых премий в контексте видов деятельности, особенно в сфере венчурной деятельности. Предусмотреть особый режим налогообложения для фирм и индивидуальных предпринимателей, которые создают свой бизнес на основе инвестиционных проектов, через кредитование специальных кредитно-финансовых учреждений,  а также за счет бюджетного субсидирования. Это позволит не только обеспечить занятость населения, но и вывода малого бизнеса из тени.

К основным направления совершенствования  налогового механизма можно также  отнести дальнейшие мероприятия  по сокращению числа налогов, путем их укрупнения или отмены некоторых, не приносящих значительных поступлений; создание рациональной системы льгот и отмены льгот, которыми в основном редко используются.

Так, например, можно объединить земельный  и экологический налоги, определив  регрессивную ставку, в зависимости  от облагаемой базы (природные ресурсы, использование недр, земли, выбросы загрязняющих веществ); реконструировать смешанные и прочие налоги путем включения их облагаемую базу в состав основных налогов, с некоторым снижением ставки последних.

На сегодняшний день уровень  налогообложения фонда оплаты труда  составляет около 13% ВВП, т. е. почти треть всей налоговой нагрузки на экономику.

Перспективной мерой является освобождение фондов оплаты труда предприятий и организаций от чрезмерной налоговой нагрузки. В том, что она чрезмерна, убедиться нетрудно. В государственные социальные внебюджетные фонды уходит 39% фонда оплаты труда. Для того чтобы повысить зарплату рабочим и служащим, работодатель должен изыскать денежные ресурсы почти в 1,4 раза больше, чем требуется для простого увеличения зарплаты. Не удивительно, что она растет весьма медленно, а ее немалая часть имеет скрытую форму.

В мероприятиях по совершенствованию  налоговой системы подоходному  налогу уделяется незаслуженно мало внимания. В то же время реформирование его, предусматривающее увеличение доходов граждан, даст возможность, во-первых, снизить бюджетную нагрузку, во-вторых, - вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики. Немаловажным, на наш взгляд, представляется выбор приоритетов в предоставлении налоговых льгот и вычетов с целью стимулирования инвестиционной и профессиональной деятельности граждан. Налоговые вычеты на платное образование, повышение квалификации и платные медицинские услуги для налогоплательщика и членов его семьи позволят снизить объем государственных расходов на финансирование непроизводственной сферы.

Оптимизация налоговой нагрузки на предприятия будет способствовать отказу предприятий от использования  различных схем, как законных, так и незаконных, ухода от уплаты налога. В свою очередь, это должно привести к увеличению налоговых поступлений, несмотря на отмену некоторых налогов или снижения их процентной ставки. 

Названные государственные органы совместным постановлением утвердили состав комиссии и Положение о совместной комиссии по контролю за выполнением плана доходов бюджета.

Таким образом, проблемы повышения доходной части государственного бюджета Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и расширения участия государства в экономической жизни страны в качестве самостоятельного субъекта хозяйствования. В существующих условиях обеспечить выполнение данной задачи возможно при использовании эффективного финансового менеджмента на государственном уровне, направленного на выбор оптимальной финансовой стратегии, управление финансовыми ресурсами, капиталом, привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе в сфере финансов и налогообложения.

Повышение доходной части бюджета  напрямую зависит от дальнейшего сокращения числа получателей и объема предоставления налоговых льгот, приводящих к потере 6-8% доходов бюджета ежегодно, реструктуризации бюджетных расходов, расширения неналоговых бюджетных доходов, оптимизации структуры органов госуправления.

Необходимо также подчеркнуть, что важнейшим условием увеличения доходной части бюджета является расширение налогооблагаемой базы путем  роста объемов производства и  реализации продукции, повышения ее конкурентоспособности как по качеству, так и по цене. Улучшение собираемости налогов и сборов, своевременность возврата бюджетных ссуд и банковских кредитов под гарантию Правительства также служит одним из факторов роста доходной части бюджета.

Кроме того, улучшение использования  государственной собственности, минимизации ряда льгот, недопущение нецелевого использования дополнительно полученных доходов бюджета.

Усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета, в частности, активизация процессов  разгосударствления и приватизации на новой основе, продажа принадлежащих государству акций, также окажет существенное влияние на расширение налогооблагаемой базы и, соответственно, увеличению доходов бюджета.

3.2 Пути  увеличения налоговых поступлений  в консолидированный бюджет Республики  Беларусь

 

 

Одним из перспективных направлений  увеличения доходной части государственного бюджета Республики Беларусь является дальнейшее повышение ставок налогов на автовладельцев и на использование ГСМ. С помощью этих изменений, а также введения прямых налогов непосредственно на пользователей автомобильных дорог необходимо организовать устойчивое финансирование автомобильных дорог в Беларуси.

Этот вариант реформирования будет соответствовать зарубежному опыту и общим мировым тенденциям совершенствования налоговых систем.

Дальнейшее развитие и совершенствование  системы финансирования автомобильных  дорог должно учитывать и предполагаемое вступление Республики Беларусь в ВТО. Должна быть предусмотрена гармонизация отечественных дорожных сборов со сборами, действующими в других странах.

Первые шаги в данном отношении  уже сделаны: например, утверждено Постановление  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 февраля 2005 г. № 5 «О внесении изменений и дополнения в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты налога с продаж автомобильного топлива». Согласно данному нововведению, в 2005 году налог с продаж автомобильного топлива взимается по ставке 25 процентов (увеличен с 20 процентов в 2004 году).

Объектом дополнительного налогообложения  могут быть только предприятия, не имеющие  кредиторской и дебиторской задолженности  и с наиболее рентабельной экономикой. Предварительно необходимо проанализировать финансово-хозяйственное состояние наиболее крупных промышленных предприятий. В случае если увеличение ставки налога на недвижимость негативно скажется на финансовом состоянии предприятий-плательщиков, необходимо внести соответствующие коррективы.

В порядке эксперимента такое решение было принято сессией Гомельского областного Совета депутатов в финансовом управлении Гомельского облисполкома в отношении находящихся в подчинении министерства промышленности и концерна «Белнефтехим» субъектов хозяйствования. В перечень предприятий, для которых ставка налога на недвижимость начиная с 2010 года будет увеличена, вошли РУП «БМЗ» (министерство промышленности), ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», РУП ПО «Белоруснефть», РУП «Гомельтранснефть», нефтепровод «Дружба» (концерн «Белнефтехим»).

Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь