Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Файлы: 1 файл

Диплом Анна 04.05.2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Взносы на профессиональное пенсионное страхование начисляется на все виды выплат, начисленных непосредственно за работу в данных условиях. 

Одновременно с предоставлением  отчета 4-Фонд предприятия предоставляет отчет по профессиональному пенсионному страхованию 4-Платежи, с указанием расшифровки начисленных взносов в разрезе применяющих тарифов.

Все отчеты в Фонд социальной защиты предоставляются в электронном  виде, через Корпоративный портал Фонда:  http://portal.ssf.gov.by.

Системы электронного предоставления деклараций и отчетов, позволяет  не только экономить время работников бухгалтерии, но и позволяет оперативно устранять выявленные ошибки, допущенные при составлении деклараций или  отчетов, так как данные комплексы  обладают функцией логического контроля.

В бюджетно-налоговой политике Республики Беларусь происходят кардинальные изменения. За последние пять лет было отменено значительное количество налогов. Такое изменение в налоговой политике страны не могло не затронуть и ОАО ГЛЗ «Центролит» как налогоплательщика, обеспечивающего поступления денежных средств не только в местный бюджет, но и в республиканский.

Анализ налогов и  сборов, уплачиваемых предприятием в  бюджет, позволяет определить, какой удельный вес они имеют в общей сумме уплачиваемых предприятием налогов  (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8 – Структура и динамика налогов и сборов, уплачиваемых за период 2010-2011гг.

  

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение

Темп изменения, %

сумма, млн р.

удельный вес, в %

сумма, млн р.

удельный вес, в %

по сумме,

млн р.

по удельному весу, п.п

1. Налог на добавленную стоимость (подлежащей уплате в бюджет)

-238

-3,7

-108,7

-1,4

129,3

2,3

45,67

Справочно:

             

Налог на добавленную стоимость (общая сумма);

8477,5

 

9701,2

 

1223,7

0

114,43

Сумма налоговых вычет  по налогу на добавленную стоимость

9594,2

 

10788,8

 

1194,6

0

112,45

2. Налог на прибыль

833

13

861

10,9

28

-2,1

103,36

3. Налог на недвижимость

369,5

5,8

390

4,9

20,5

-0,9

105,55

4. Земельный налог

258,8

4

786,8

10

528

6

в 3 раза

5. Экологический налог

19,8

0,3

19,2

0,2

-0,1

-0,6

96,97

6. Страховые взносы в фонд социальной защиты населения

5108

79,5

5888

75,6

780

-4,9

115,27

7. Отчисления в инновационный фонд

69

1,1

62

0,8

-7

-0,3

89,86

Итого

6420,1

100,0

7898,3

100,0

     

 Примечание – Источник: таблица составлена на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и отчетов в Фонд социальной защиты населения 2010-2011 гг.(приложения Ю, Я, 1).

 

Так, анализ структуры  и динамики, уплаченных предприятием в 2010-2011 гг., показал, что наибольший удельный вес приходится на  страховые взносы в Фонд социальной защиты населения. Их доля составляет более 70%.

Почти равный удельный вес  имеют налог на прибыль и земельный  налог: за 2011 год они составили 10%. Незначительная доля в общей сумме налоговых платежей приходится на экологический налог и  на инновационные отчисления – до 1%.

В динамике, структура  налогов и сборов, уплачиваемых предприятием, претерпела за 2011 год незначительные изменения. Так, сумма налога на прибыль за 2011 год выросла на 28 млн р. или на 3,36 %. При этом удельный вес в общем объеме налоговых платежей уменьшился на 2,1 процентный пункт. 

Сумма налога на недвижимость выросла на 20,5 млн р. или на 5,55 %. Однако, удельный вес снизился на 0,9 процентных пункта. Рост суммы налога вызван переоценкой и модернизацией задний и сооружений, числящихся на балансе предприятия, произведенной в 2011 году.

Сумма экологического налога (налог на добычу (изъятие) природных  ресурсов и налога на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух) снизилась на 0,6 млн р., темп снижения составил 96,97 %, удельный вес также снизился на 0,1процентный пункт.

Уменьшение суммы налогов  произошло и по инновационным  отчислениям: за 2011 год сумма отчислений снизилась на 7 млн р., темп снижения составил 89,68 %. Так же произошло и снижение его удельного веса в общей сумме налоговых платежей.

Сумма страховых взносов  в Фонд социальной защиты населения  выросла на 780 млн р. или  на 5,27 %. Рост суммы взносов, главным образом, вызван ростом в 2011 году фонда заработной платы, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом, за 2011 год удельный вес взносов в общем сумме налоговых платежей, снизился на 5,1 процентный пункт и составил 74,5% против 79,6% за 2010 г.

Снижение удельных весов  в общей сумме налогов, подлежащих уплате, вызвано ростом доли земельного налога. Так, в сравнении с 2010 г. сумма  земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2011 год выросла на 528 млн р. или в 3 раза.  Такой рост, вызван существенным увеличением кадастровой стоимости земельных участков и повышения ставок земельного налога за 2011 год. В связи с этим, удельный вес земельного налога увеличился на 6 процентных пунктов.

Анализ структуры и  динамики налогов, уплачиваемых из выручки, представлен в таблице 2.9.

 

 

Таблица 2.9 – Структура и динамика налогов, уплачиваемых из выручки ОАО ГЛЗ «Центролит» за 2010 и 2011гг.

 

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение

Темп изменения, % 

сумма, млн р.

удельный вес, в %

сумма, млн р.

удельный вес, в %

по сумме, млн р.

по удельному весу, п.п

в сумме  налогов  и сборов

в выручке от реализации

в сумме  налогов  и сборов

в выручке от реализации

в сумме  налогов  и сборов

в выручке от реализации

1 Выручка от реализации

84765

   

76455

   

-8310

0

0

90,2

2 Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации, всего

8477,53

 

10

9701,2

 

12,7

1223,67

0

2,7

114,4

2.1 Налог на добавленную стоимость (начисленный)

8477,5

100

10

9701,2

100

12,7

1223,7

0

2,7

114,4

2.1.1 Справочная информация: Налог на добавленную стоимость (подлежащий уплате в бюджет)

-238

   

-108,7

   

129,3

0

0

45,7


   Примечание – Источник: таблица составлена на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) за  2010 и 2011 гг. (приложение Ю)

 

Из таблицы 2.9 видно, что на предприятии из выручки в 2010 году уплачивалось два вида налога: налог на добавленную стоимость и налог на услуги. При этом, основным налогом являлся налог на добавленную стоимость, его удельный вес составлял почти 100% в общей сумме налогов уплачиваемых из выручки. В сумме выручки, налог на добавленную стоимость составляет 10%, на налог на услуги приходился удельный вес, практически равный нулю.

За 2011 год, в связи с  отменой с 01.01.2011 года налога на услуги, предприятие из выручки уплачивает только налог на добавленную стоимость. При этом, сумма начисленного налога на добавленную стоимость, за 2011 год выросла на 1223,67 млн р. темп роста - 114,4 %. Удельный  вес налога на добавленную стоимость в выручке предприятия, за счет роста начисленной суммы налога на добавленную стоимость и отмены налога на услуги, вырос на 2,7 процентных пункта и составил 12,7%.

Некоторые изменения  произошли в структуре налогов  и отчислений, относимые на расходы предприятия (таблица 2.10).

Из анализа таблицы 2.10, видно, основная доля налоговых платежей приходится на отчисления в Фонд социальной защиты. Его удельный вес в общей сумме налогов и сборов за 2009 год составил 93,6%, в сумме расходов – 7,5%. За 2011 год за счет роста фонда заработной платы, сумма отчислений увеличилась на 780  млн р., темп роста отчислений – 115,3 %, увеличилась и его доля в общей сумме расходов на 1,2 процентных пункта и составила за 2011 год 8,7%. Однако, за 2011 год удельный вес отчислений в Фонд социальной защиты в общей сумме налогов и сборов снизился на 6,2 процентных пункта и составил 87,4%. Такое снижение удельного веса в обшей сумме налогов, вызвано, резким ростом за 2011 год доли земельного налога на 7 процентных пункта с 4,7% за 2010 год до 11,7% за 2011 год. Доля земельного налога в общей сумме расходов, также выросла, но незначительно – на 0,8 процентных пункта (с 0,4% за 2010г. до 1,2% за 2011год.)

В целом по предприятию доля налогов  приходящихся на сумму расходов, за исследуемый период 2010-2011гг., выросла  незначительно. Прирост за 2011 год составил 1,9 процентных пункта: с 8% за 2010г. до 9,9% за 2011г., за счет роста доли земельного налога и отчислений в Фонд социальной защиты населения.

 

 

 

 

 

Таблица 2.10 – Структура и динамика налогов и сборов, относимых на расходы на производство и реализацию ОАО ГЛЗ «Центролит» за 2010 и 2011гг. 

 

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение

Темп изменения, %

сумма, млн р.

удельный вес, в %

сумма, млн р.

удельный вес, в %

по сумме, млн р.

по удельному весу, п.п

в сумме  налогов  и сборов

в выручке от реализации

в сумме  налогов  и сборов

в выручке от реализации

в сумме  налогов  и сборов

в выручке от реализации

1. Расходы на производство и реализацию

68210

   

67799

   

-411

0

0

99,4

2. Налоги, относимые на  расходы на производство и реализацию

5456,3

 

8

6737,6

 

9,9

1281

0

1,9

123,5

2.1. Земельный налог

258,8

4,7

0,4

786,8

11,7

1,2

528

7

0,8

304

2.2. Экологический налог

19,8

0,4

0

19,2

0,3

0

-0,6

-0,1

0

97

2.2. Налог за добычу  природных ресурсов

0,7

0

0

0,8

0

0

0,1

0

0

114,3

2.3 Страховые взносы в фонд социальной защиты населения

5108

93,6

7,5

5888

87,4

8,7

780

-6,2

1,2

115,3

2.4 Инновационный фонд

69

1,3

0,1

62

0,9

0,1

-7

-0,4

0

89,9


Примечание – Источник: таблица составлена на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и отчетов в Фонд социальной защиты населения 2010 и 2011 гг. (приложения Я, 1)

 

В таблице 2.11 проведем анализ структуры и динамики налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли.

 

Таблица 2.11 – Структура и динамика налогов и сборов, уплачиваемых из               прибыли ОАО ГЛЗ «Центролит» за 2010 и 2011гг.

 

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение

Темп изменения, %

сумма, млн р.

удельный вес, в %

сумма, млн р.

удельный вес, в %

по сумме

по удельному весу, п.п

в сумме  налогов  и сборов

в прибыли

в сумме  налогов  и сборов

в прибыли

в сумме  налогов  и сборов

в прибыли

1. Прибыль

1168

   

3654

   

2486

0

0

в 3 раза

2. Налоги и сборы,  уплачиваемые из прибыли

1202,5

 

103

1251

 

34,2

48,5

0

-68,8

104

2.1. Налог на прибыль

833

69,3

71,3

861

68,8

23,6

28

-0,5

-47,7

103,4

2.3. Санкции за нарушение налогового законодательства

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Примечание – Источник: таблица составлена на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) за  2010 и 2011 гг.

 

Из таблицы 2.11 видно, то предприятие из прибыли уплачивает два вида налога: налог на прибыль и налог на недвижимость. При этом необходимо отметить, что за 2010-2011 год  структура налогов существенно не изменялась, и в целом, удельные веса налогов сохранялись.

Так, наибольший удельный вес в  общем объеме налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, приходится на налог на прибыль: в 2010г.– 69,3%, при этом, его удельный вес в сумме прибыли составлял 71,3%. За 2011 год сумма налога на прибыль выросла  на 28 млн р. темп роста составил 103,4 %. Тем не менее, несмотря на рост суммы налога на прибыль, его удельный вес в общей сумме  налогов, уплачиваемых из прибыли снизился на 0,5 процентных пункта и составил 68,8%. К сумме прибыли, удельный вес налога на прибыль  так же снизился на 47,7 процентных пункта и составил 23,6%.

Налог на недвижимость за 2010 год в  общей сумме налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли составил 30,7%, в сумме прибыли 31,6%. За 2011 год, за счет роста суммы начисленного налог на недвижимость на 20,5 млн р.(темп роста 105,5 %) удельный вес налога в общей сумме налогов, вырос на 0,5 процентных пункта и составил 31,2%. По отношению к прибыли, его удельный вес за 2011 год снизился на 20,9 процентных пункта - до 10,7%.

В целом по предприятию, удельный вес  в сумме прибыли общей суммы  налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, несмотря на ее рост на 2486 млн р. или 3 раза, и роста суммы начисленных налогов на 48,5 млн р. (темп роста 104 %), снизился на 68,8 процентных пункта и составил за 2011 год 48,5%.

При анализе, налогов и сборов, уплачиваемых предприятие за 2010 и 2011 год, по источникам их уплаты, установлено, что в общей сумме налогов и сборов по предприятию, наибольший удельный вес составляют начисленные налоги и сборы, подлежащие уплате из выручки предприятия – более 50%                    (таблица 2.12).

При этом, несмотря на рост суммы  налогов  и сборов, уплачиваемых из выручки, за 2011 год на 129,3 млн р., их удельный вес увеличился на 2,3 процентных пункта с минус 3,7% за 2010 год до минус 1,4% в 2011 году. Увеличение доли, вызвано ростом налогов и сборов, относимых на расходы предприятия и их удельного роста на 0,5 процентных пункта и снижением объема налогов уплачиваемых из прибыли на 2,8 процентных пункта.

Следующими по величине удельного  веса, в общем объеме налоговых  платежей предприятия, являются налоги и сборы, относимые на расходы на производство и реализацию. Их удельный вес за 2010 год составлял 85%. За счет роста, суммы начисленных налогов за 2011 год на 1281,3 млн р. (темп роста 123,48 %) их доля выросла на 0,5 процентных пункта. Рост удельного веса данного вида налогов, так же способствовал снижению удельного веса и налогов уплачиваемых из прибыли.

Доля налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, в общей сумме налоговых начислений за исследуемый период 2010 и 2011гг. составляет около 16%. Так, за 2010 год их доля составляла 18,7%. Тем не менее, несмотря на рост суммы налоговых начислений за 2011 год на 48,5 млн р. (темп роста при этом составил 104,03 %), их доля снизилась на 2,8 процентных пункта и составила 15,9%.

Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь