Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента продукции ООО «ЖБИ - 5

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы: «Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента продукции ООО «ЖБИ - 5» необходим для выявления убыточных направлений, а также для определения перспективных направлений в деятельности организации.
Целью курсовой работы является анализ объема производства, продаж и ассортимента ООО «ЖБИ – 5» и определение дальнейших перспектив развития предприятия.

Оглавление

Введение 3
1 Роль комплексного экономического анализа в управлении организации 6
1.1 Предмет комплексного экономического анализа и его научный потенциал
6
1.2 Виды экономического анализа 11
1.3 Задачи экономического анализа 15
2 Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента ООО «ЖБИ – 5»
17
2.1 Анализ производства и продаж товаров ООО «ЖБИ – 5» 17
2.2 Ассортиментная политика и планирование ассортимента 24
2.3 Анализ выполнения плана ООО «ЖБИ – 5» по номенклатуре и ассортименту
27
2.4 Анализ выполнения структуры и структурных сдвигов на производство товаров
29
3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства, продаж и ассортимента изделий ООО «ЖБИ – 5»
35
3.1 Анализ ритмичности производства ООО «ЖБИ – 5» 35
3.2 Анализ факторов увеличения объемов продаж ООО «ЖБИ – 5»
38
Выводы и рекомендации 41
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

     Объем продаж в плане определяется как  стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товаров и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

      Анализ  продажи товаров железобетонных конструкций проводят на ООО «ЖБИ – 5», раз в квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. Анализа продаж товаров приведен в таблице 4.  

        Таблица 4 - Анализ соотношения планового и фактического объема   производства и продаж товаров в сопоставимых ценах 

Вид

товара

Объем производства, тыс.руб. Объем продаж, тыс.руб.
план факт отклонение 

(+, -)

в %

к плану

план факт отклонение 

(+, -)

в %

к плану

Сваи 337218 433600 96382 128,58 400211 434817 34606 108,65
Фундаментные  блоки 113934 131374 17440 115,31 122331 132211 9880 108,08
Продолжение таблицы 4
Колонны 39195 51325 12130 130,95 40921 42797 1876 104,58
Плиты перекрытия 59184 73362 14178 123,96 62538 63799 1261 102,02
Элементы  лестничной клетки 17297 22609 5312 130,71 20233 22102 1869 109,24
Стеновые  пенобетонные блоки 5833 5146 -687 88,22 5000 5879 879 117,58
Итого: 572661 717416 144755 125,28 651234 701605 50371 107,73
 

       Представленные  в таблице 4 данные позволяют сделать вывод о том, что ООО «ЖБИ – 5» в целом успешно справляется с планами производства и продаж, кроме отклонения от плана производства стеновых пенобетонных блоков в сторону снижения на 687 тыс.руб. Однако перевыполнение плана производства на 25, 28% не подкрепляется соответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 7,73%.

       Неубедительной  также представляется вся система  плановых показателей, поскольку они  значительно ниже фактических. Руководству ООО «ЖБИ – 5» следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж, поскольку занижение этих плановых показателей влечет за собой дефицитность планирования всех ресурсов, необходимых для реального обеспечения производства и продаж.

      Анализ выполнения плана по производству товаров приведен в таблице 5, где представлены показатели по каждому виду товара. Такая детализация позволяет определить виды товаров, по которым выполняется или не выполняется план производства. 
 
 
 
 
 

        Таблица 5 - Анализ выполнения плана ООО «ЖБИ – 5» по производству продукции в сопоставимых ценах за 2009 – 2010 года 

Вид

товара  

Объем производства товаров, тыс. руб. Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года Изменение фактического объема производства в  отчетном году
2009 год 2010 год относительно  плана относительно  прошлого года
план факт план факт тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Сваи 261230 276463 337218 433600 75988 129,09 96382 128,58 157137 156,84
Фундаментные  блоки 98520 101356 113934 131374 15414 115,65 17440 115,31 30018 129,62
Колонны 21220 24228 39195 51325 17975 184,71 12130 130,95 27097 211,84
Плиты перекрытия 36570 40097 59184 73362 22614 161,84 14178 123,96 33265 182,96
Элементы  лестничной клетки 14520 15991 17297 22609 2777 119,13 5312 130,71 6618 141,39
Стеновые  пенобетонные блоки 3600 3820 5833 5146 2233 162,03 -687 88,22 1326 134,71
Итого: 435660 461955 572661 717416 137001 131,45 144754 125,28 255461 155,30
 

      Анализ  выполнения плана производства и  продаж товаров проводится как в  целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели, т.е. достигать поставленные цели.

      Из  данных таблицы 5 следует, что ООО «ЖБИ – 5» наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 115,65% до 184,71% для разных видов товаров. Кроме того, выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и в отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 130,95% до 88,22%. Отклонение итогового показателя составляет 125,28%.

      Анализ  показывает, что присутствуют как  ошибки планирования в сторону занижения  планов производства, так и нарушения  плановой дисциплины. По всем видам товаров, кроме стеновых пенобетонных блоков, планы не были напряженными. По стеновым пенобетонным блокам в 2009году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущего года. Этот показатель, естественно, является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 687 тыс. руб., т.е. на 11,78%.

      Представленная  в данной таблице 4 схема анализа выполнения плана по производству товаров дает много полезной информации как для маркетинговой деятельности, так и для организации производства ООО «ЖБИ – 5». В таблице отражаются сведения, позволяющие делать выводы о качестве планирования и плановой стратегии ООО «ЖБИ – 5».

     От  объёма производства и продажи товаров  зависят финансовые результаты организации, его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, анализ и корректировку плановых показателей необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.  

    2.2 Ассортиментная  политика и планирование ассортимента 

     Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых организацией-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

     Товарный  ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

     Ассортиментная  политика организации связана с  общей рыночной стратегией, и в рамках этой стратегии осуществляется формирование и совершенствование состава и структуры ассортимента выпускаемого товара. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства организации своего рода указателем общей направленности действий /11 С.125/.

     Важным  элементом ассортиментной политики является своевременное внесение в товар изменений, которые повышают его потребительскую ценность или расширяют круг его возможных потребителей (модернизация или модификация товара). Другой стратегический подход, направленный на сохранение или даже увеличение доли рынка, состоит в создании и введении на рынок новых товаров взамен исчерпавших свой жизненный цикл без существенных изменений в технологических процессах, характерных для данной организации. Такая политика рассчитана на определенный сегмент рынка, сформировавшийся круг покупателей, которые обрели доверие к торговой марке организации.

     Совершенствование ассортимента фактически сводятся к  проведению работ в следующих  направлениях:

  • разработка принципиально новой продукции, отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной патентами;
  • разработка продукции с улучшенными характеристиками относительно ранее выпускаемой;
  • разработка новых видов использования ранее выпускаемой продукции за счет ее модернизации или дополнительных приспособлений;
  • сокращение ассортимента выпускаемой продукции или снятия с производства продукции, не пользующейся спросом.

     Решения, касающиеся изменения ассортимента, связаны с формированием производственной программы. В части формирования ассортимента производственную программу можно характеризовать следующим множеством показателей:

    ПП = (H, A, Ni, S, ПМ, R)                                                                             (6)

     Н – номенклатура изделий организации;

     А – ассортимент;

     Ni – количество единиц товаров каждого наименования по всем позициям номенклатуры и ассортимента;

     ПМ – производственная мощность организации;

     R – производственные ресурсы.

     При формировании программы необходим  компромисс между разноплановыми интересами. Для производителя, с точки зрения себестоимости, в программу должно входить меньшее число продуктов. Для расширения программы требуется частая переналадка производства, возможно, переход от специализированного к многоцелевому оборудованию. Большое число продуктов означает малые серии, высокую штучную себестоимость, большие складские запасы в снабжении и сбыте, большую нагрузку на аппарат управления. На практике формировать производственную программу значительно труднее, чем ассортимент, поскольку эти решения зависят от возможностей производства.

     При разработке ассортиментной политики необходимо определить какие товары должны производиться в течение следующего планового периода, и в каком количестве, нужно ли начинать выведение нового товара на рынок и когда необходимо остановить производство и снять товар с рынка, как распределить мощности организации, чтобы достичь роста и использовать имеющиеся рыночные шансы.

     Новые товары должны вводиться своевременно, чтобы за счет их успеха можно было возместить спад сбыта других товаров.

     Планирования  ассортимента товаров – непрерывный  процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Оценка и пересмотр всего ассортимента, планирование и управление ассортиментом – неотъемлемая часть маркетинга.

     Важным  условием успешности планирования ассортимента является систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения.

      Таким образом, планированию и формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной политики, дающей научное обоснование и практически выполнимое представление о перспективном ассортименте организации, его оптимальном варианте, опирающемся на прогнозные данные относительно характера будущего спроса и потенциальных возможностей удовлетворять предполагаемый спрос. 
 

Информация о работе Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента продукции ООО «ЖБИ - 5