Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента продукции ООО «ЖБИ - 5

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы: «Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента продукции ООО «ЖБИ - 5» необходим для выявления убыточных направлений, а также для определения перспективных направлений в деятельности организации.
Целью курсовой работы является анализ объема производства, продаж и ассортимента ООО «ЖБИ – 5» и определение дальнейших перспектив развития предприятия.

Оглавление

Введение 3
1 Роль комплексного экономического анализа в управлении организации 6
1.1 Предмет комплексного экономического анализа и его научный потенциал
6
1.2 Виды экономического анализа 11
1.3 Задачи экономического анализа 15
2 Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента ООО «ЖБИ – 5»
17
2.1 Анализ производства и продаж товаров ООО «ЖБИ – 5» 17
2.2 Ассортиментная политика и планирование ассортимента 24
2.3 Анализ выполнения плана ООО «ЖБИ – 5» по номенклатуре и ассортименту
27
2.4 Анализ выполнения структуры и структурных сдвигов на производство товаров
29
3 Анализ факторов и резервов увеличения объема производства, продаж и ассортимента изделий ООО «ЖБИ – 5»
35
3.1 Анализ ритмичности производства ООО «ЖБИ – 5» 35
3.2 Анализ факторов увеличения объемов продаж ООО «ЖБИ – 5»
38
Выводы и рекомендации 41
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

     Темпы роста объема производства товаров, повышение их качества непосредственно влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность. Анализ выпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Особенно важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, поскольку это гарантирует сбыт продукции и своевременную ее оплату.

     Анализ  ассортимента производимых товаров состоит в основном в установлении параметров — распространенности, однородности, степени устаревания. Расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения заказчиков с различными потребностями. Изучение степени устаревания товаров стимулирует деятельность по разработке и выводу на рынок новых товаров.

      В экономическом анализе хозяйственной  деятельности применяются интегральное и дифференциальное исчисление, математические теории игр и массового обслуживания, линейное, динамическое программирование и др. 

    1. Задачи  экономического анализа
 

      Задачи  экономического анализа определяются в первую очередь содержанием данной науки. Эти задачи сводятся к следующему.

      Первая  задача – повышение обоснованности плановых решений по количеству, структуре и качеству выпускаемой продукции (выполнения работ и оказания услуг) с точки зрения выявления и удовлетворения спроса, бесперебойности, ритмичности производственных процессов, а также контроля и всесторонней оценки результатов исполнения планов.

      Продолжая и завершая контрольные функции  учета, используя данные бухгалтерского и статистического учета, материалы  других источников, экономический анализ характеризует выполнение заказов  и планов, как в текущем периоде, так и по завершении отчетного периода, выявляет отклонения от плановых предположений, их причины и следствия.

      В организации при оценке выполнения плана основное внимание обращается на объем оптовой и розничной  продаж, ассортиментную структуру, рациональное соотношение запасов, поступление и выбытие материальных ценностей. Очень важно, чтобы анализ осуществлялся оперативно, в ходе выполнения плановых заданий. Только в этих условиях можно в текущем порядке выявить и устранить отрицательные моменты в работе организации. Анализ по истечении отчетного периода имеет большое значение в плане констатации фактов для дальнейших оценок деятельности организации на перспективу.

      Вторая  задача - оценка использования организациями своих материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наиболее рациональное и эффективное использование ресурсов - важнейшая экономическая задача.

      На  основе экономического анализа дается оценка эффективности использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Третья задача - оценка финансовых результатов деятельности организаций, соизмерение доходов и расходов.

      При оценке финансовых результатов деятельности организаций используются в органической увязке количественные и качественные показатели. Так, размер прибыли организации в промышленной сфере определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Прибыль организации зависит как от выполнения плана продаж (по объему и структуре), так и от фактически сложившейся структуры затрат, от соблюдения режима экономии, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

      Правильная  оценка соблюдения принципов коммерческого  расчета и финансовых результатов  требует подразделения факторов, оказавших влияние на исследуемые  показатели, на зависящие и независящие  от организации. Если произошло, например, изменение цен (что от организации, как правило, не зависит), то соответственно изменяются и финансовые результаты.

      Четвертая задача — выявление неиспользованных резервов.

      Выявление резервов в процессе экономического анализа происходит путем критической оценки принятых планов, сравнительного изучения выполнения планов различными подразделениями организации, однородными организациями данной системы, родственными организациями различных систем путем изучения и использования передового опыта внутри страны и за рубежом. 
 

      2 АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА,  ПРОДАЖ И АССОРТИМЕНТА 

    2.1 Анализ  производства и продаж товаров  ООО «ЖБИ – 5» 

      Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) –  это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

     По  степени готовности продукция подразделяется:

  • валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства, в том числе для внешнего оборота (продажи) и внутрипроизводственного потребления (оборота). В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характера и производственные услуги;
  • полуфабрикаты собственного производства, т.е. продукция, технологический процесс изготовления которой закончен в одном цехе или производстве и подлежит доработке в других цехах предприятия или за его пределами;
  • незавершенная продукция, т.е. незаконченная в процессе обработки продукция, находящаяся на различных стадиях производственного цикла изготовления продукции;
  • готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад и снабженная сдаточной документацией;
  • реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

     Анализ  объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.

      Базисные  темпы роста определяются относительно базисного периода:

    Тб=Vi / V0 * 100%,                                                                                        (1) 

    Цепные темпы роста – относительно предыдущего периода:

    Тц= Vi / V1 * 100%.                                                                                      (2)

     где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

     Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

     На  основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной: 

        ,                                                                                (3)

      ,                                                                                    (4)

      Тпр = Тср – 100 .                                                                                          (5) 

      В таблицах 2 и 3 приведен анализа темпов роста производства и продаж ООО «ЖБИ – 5» за 2008, 2009 и 2010года. 

        Таблица 2 - Анализ темпов роста производства и продажи товаров в сопоставимых ценах 
         

Годы Объем

производства,

тыс.руб.

Темпы роста, % Объем

продаж,

тыс.руб.

Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
2008 391123 100,00 100,00 463081 100,00 100,00
2009 461955 118,11 118,11 563089 124,60 124,60
2010 717416 155,30 131,49 701605 141,97 113,94
 

      Из  данных таблицы видно, что на основе базисных темпов роста за два года мы можем судить о том, что объем  производства ООО «ЖБИ – 5» увеличился в 2010 году на 55,3%, а объем продаж на 41,97%. Цепные темпы роста показывают, что в 2009 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 18,11%, а в 2010году на 31,49% относительно 2009 года. Наглядно эти процессы представлены на рисунке 1.

      

Рис. 1 - Динамика производства и продажи товаров ООО «ЖБИ – 5» 

      Цепные  темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 24,6% и 13,94% по годам  соответственно.  

    Таблица 3 - Анализ роста и прироста производства и продаж товаров ООО «ЖБИ – 5» за 2008 – 2010г.г.( %). 

Годы Цепные темпы  роста 

объема  производства

Цепные темпы  роста

объема  продаж

2008 100 100
2009 118 125
2010 131 114
Сумма 349 339
Среднеарифметическое (Тср) 116 113
Среднее значение 116,33 113
Прирост (Тпр) 16,33 13,00
 

      Из  данных таблицы 3 следует, что среднегодовое значение цепных темпов роста продаж ООО «ЖБИ – 5» ниже на 3,33%, чем производства продукции. Кроме того, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам, так, темп роста производства товаров в 2009году составил 18%, а продаж – 25%, в то время как в 2010 году - 31% и 14% соответственно. Среднеарифметическое значение также показывает превышение темпов роста объема производства над темпами роста объемов продаж на 3,33%. Объем продаж возрастал, но темпы роста его упали, что не позволило предприятию в 2010 году удержать превышение объемов продаж над объемом производства товаров. Это – тревожная ситуация, и данные говорят о наличии у предприятия проблем в маркетинговой сфере. Эти же выводы подтверждаются и показателями прироста.

     Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Информация о работе Анализ и управление объемом производства, продаж и ассортимента продукции ООО «ЖБИ - 5