Дисциплинарная ответственность сотрудников ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 02:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования: обоснование и разработка логически взаимосвязанных теоретических выводов относительно особенностей правового регулирования дисциплинарного производства в ОВД с формулированием предложений и рекомендаций по совершенствованию действующих нормативных актов.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Автор же разделяет точку  зрения О.Е. Севастьянова, который предлагает под служебной дисциплиной понимать сложившееся на основе внутренних убеждений сознательное отношение сотрудников ОВД к законам, трудовому распорядку, требованиям Кодекса чести сотрудника ОВД, а также привычки управлять своим поведением в любой обстановке в соответствии с этими требованиями11

Определяющим фактором, обеспечивающим служебную дисциплину в оперативно-служебной деятельности ОВД, является воспитательная работа с личным составом. В настоящее время система воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел не вполне соответствует современному этапу развития Министерства. Партийно-политическая работа советского времени была недостаточно эффективна и зачастую формальна. В настоящее время статистика нарушений законности и служебной дисциплины сотрудниками ОВД имеет многолетнюю положительную тенденцию. Меры воспитательного воздействия и формы их реализации не в полном объеме соответствуют предъявляемым требованиям, потребностям оперативной обстановки и качественному составу кадров.

Среди причин имеющихся  недостатков отмечается недооценка руководителями доброжелательного отношения и внимательной работы с кадрами, качественного формирования профессионального корпуса, укрепления дисциплины и законности, утрата чувства личной ответственности за состояние, организацию и эффективность воспитательной работы с подчиненными. Очевидно, что необходима глубокая модернизация воспитательной работы с личным составом ОВД. Приказ МВД России от 01 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и утверждение Программы комплексного реформирования воспитательной работы на 2007 - 2009 годы начали принципиально новый период развития.

Одна из первоочередных задач кадрового аппарата и руководителей всех звеньев - это восстановление авторитета милиции в российском обществе, пресечение фактов нарушения законности и коррупции. Необходимо качественно, по конкурсу, с учетом программы профессиональной ориентации и патриотической основы подбирать сотрудников, принимаемых на службу. Оценка эффективности такой работы это:

- результативность выполнения  оперативно-служебных задач;

- воздействие на морально-психологический  климат подразделений;

- состояние служебной  дисциплины и законности среди личного состава.

Основным направлениям ее осуществления является:

1. Пропаганда Присяги,  уставов ОВД и приказов МВД России.

На основе Присяги, уставов и приказов МВД России должны быть созданы те механизмы, через которые государство реализует свою обязанность – «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина». Важно чтобы воспитательная работа строилась дифференцированно и охватывала весь личный состав. Принципиальность руководителя в оценке действий личного состава обеспечивается личным примером, высокой требовательностью к подчиненным. Для этого необходимо использовать весь арсенал средств, форм и методов работы: социально-гуманитарную подготовку рядового и начальствующего состава, лекции, доклады, информации, встречи с известными людьми, тематические вечера и другие.

2. Правовое воспитание  представляет собой целенаправленный  процесс, направленный на формирование правосознания и правовой культуры сотрудников, глубокого уважения и сознательного исполнения законов, уставов и других нормативно-правовых актов. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в ОВД формируется на основе положений Конституции Российской Федерации, исходя из требований закона Российской Федерации «О милиции», Концепции развития ОВД и ВВ МВД Российской Федерации, Кодекса чести рядового и начальствующего состава ОВД Российской Федерации.

В начале XXI столетия требования к вопросам воспитания личного состава  значительно возросли. Очевидно, что имеющиеся в воспитательной работе «слабые места» становятся тормозом в успешном выполнении задач, возложенных на МВД России. Сегодня воспитательная работа рассматривается как важнейшая составная часть государственной кадровой политики, а достижение воспитательных результатов было отнесено к числу приоритетных. Главная цель воспитательной работы - «формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, моральной и психологически устойчивой личности сотрудника». На заседании коллегии МВД России в 2006 г. Министр внутренних дел отмечал: «Сегодня нужны не только профессионалы, но и, прежде всего, люди с высокими морально-нравственными качествами. Отсюда необходимы дальнейшие коррективы системы подготовки и воспитания кадров».

Таким образом, совершенствование  правового обеспечения воспитательной работы в ОВД является действенным инструментом ее развития.

3. Поддержание в органе  внутренних дел уставного порядка,  т.е. постоянная, четкая регламентация по месту и времени повседневной деятельности сотрудников, коллективов, служб и подразделений в строгом соответствии с требованиями уставов, приказов МВД России и т.д. Систематически повторяемое действие, протекающее в установленном порядке и в строго определенное время, способствует формированию у работников устойчивых привычек организованности, пунктуальности, безупречного поведения.

4. Индивидуальная воспитательная  работа - двусторонний процесс. В  нем активно участвуют и воспитатели, и воспитываемые. Важнейшими условиями успеха в индивидуально-воспитательной работы являются: глубокое знание личности сотрудника его непосредственными начальниками; способность воспитателя аргументировано опровергнуть ошибочные взгляды сотрудника и убедить последнего в жизненной необходимости честно и старательно выполнять свой служебный долг. Проводя индивидуальную работу с сотрудником, воспитатель должен: хорошо изучить его достоинства и недостатки; следить за его настроением и влиянием на его окружающей среды; вовремя предупреждать проступки, а если они были им совершены, принимать действенные меры к его исправлению. Основной упор в работе по укреплению дисциплины и законности среди личного состава руководитель должен делать на индивидуальное воспитание подчиненных, обратив при этом особое внимание на лиц, склонных к совершению проступков, а также молодых сотрудников.

5. Использование сил общественности, коллектива органа (подразделения), т.е. мнение коллектива, его принципиальность в оценке своих членов, помощь им, единодушное осуждение проступка коллеги - все оказывает положительное воздействие на дисциплинированность и законность его деятельности. Подразумевается что, работая в хорошем, дружном коллективе, каждый сотрудник ощущает на себе его воспитывающее влияние, приобретает хорошие привычки поведения и служебного умения.

6. Совершенствование дисциплинарной практики, сложившейся в конкретном ОВД, положительный опыт применения к сотрудникам мер поощрения и дисциплинарного взыскания, являются основой укрепления служебной дисциплины и предупреждения ее нарушений. И здесь эффективность во многом зависит не только от педагогической обоснованности, но и от соблюдения установленного нормативными актами порядка применения поощрений и дисциплинарных взысканий. Анализ внутренней структуры порядка применения поощрений и дисциплинарных взысканий как правового явления дает возможность сформулировать его определение - это определенный Положением «О службе в органах внутренних дел МВД России» особый правовой механизм, который включает в себя условия, правила и средства регулирования правоотношений в сфере использования прямыми начальниками мер поощрения и взыскания. И здесь нужно учитывать:

- поощрения за успехи в служебной деятельности;

- взыскания за нарушение служебной дисциплины;

- субъект применения поощрения и взысканий;

- объект применения поощрения и взысканий;

- права и ответственности прямых начальников по применению поощрений и наложению взысканий;

- правила применения поощрений и наложения взысканий;

- исполнение дисциплинарных взысканий;

- снятие дисциплинарных взысканий;

- учет поощрений и дисциплинарных взысканий;

- обжалование дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарные взыскания, внутренне  согласованы между собой и  представляют определенную систему, что дает возможность применять их с учетом тяжести и характера проступка, степени вины нарушителя служебной дисциплины, особенностей его служебного положения и личности. Правильная дисциплинарная практика способствует предупреждению в органах и подразделениях правонарушений и происшествий, является основой воспитания одного из важнейших качеств, как отмечается в Приказе МВД России «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в ОВД», способность противостоять негативным влияниям на личность сотрудника.

7. Проведение системной, отлаженной профилактической работы, которая включает:

- работу с кандидатами на службу в ОВД и учебу в образовательные учреждения МВД России;

- изучение готовности переносить тяготы и лишения службы в ОВД;

- психологическое сопровождение кандидата при оформлении на службу и прохождении испытательного срока.

Действенным способом профилактики нарушений  является формирование общественного мнения, негативно оценивающего подобные нарушения, и обсуждение фактов недостойного поведения сотрудников на общих собраниях личного состава. Особое место занимает деятельность комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике.

8. Применение к сотрудникам мер морального и материального стимулирования, а также других специфических форм и методов укрепления служебной дисциплины и законности, направленных на повышение ответственности руководящего состава за этот участок работы, таких как:

- рассмотрение вопроса на оперативных и служебных совещаниях, заседаниях аттестационных комиссий, где руководители служб и подразделений отчитываются о своей работе с подчиненными;

- проведение внеочередных аттестаций отдельных категорий сотрудников;

- комплексное инспектирование и целевые проверки ОВД, имеющих низкие показатели в служебной деятельности и серьезные упущения в работе с личным составом;

- проведение «Дней дисциплины»;

- целевые выезды руководителей в отдельные подразделения в соответствии с графиком для бесед с личным составом;

- жесткий контроль со стороны кадровых и воспитательных подразделений за законностью наложения дисциплинарных взысканий;

- психологическое сопровождение сотрудников, склонных к нарушениям служебной дисциплины;

- привлечение СМИ к освещению профессиональной деятельности отдельных подразделений;

- исследование морально-психологического климата в подразделениях;

- контроль за сотрудниками в свободное время и часы досуга.

Таким образом, первоочередными  задачами проводимой воспитательной работы является:

- систематический мониторинг морально-психологического климата в подразделениях, информирование руководства ОВД о его состоянии, выработка предложений руководителям по его нормализации;

- выявление проблемных сотрудников, организация совместной предупредительной работы с ними руководителей ОВД, психологов, воспитателей, инспекции по личному составу, подразделений собственной безопасности;

- организация профилактических встреч руководства МВД, ГУВД, УВД с сотрудниками, совершившими должностные проступки и нарушения служебной дисциплины;

- подготовка и доведение до личного состава приговоров судов и других материалов по привлечению сотрудников ОВД дел к уголовной ответственности;

- организация контроля за рассмотрением жалоб и обращений граждан на действия сотрудников органа (подразделения) внутренних дел, подготовка соответствующих информационных материалов для руководства.

В систему воспитательной работы по укреплению служебной дисциплины и законности входит также проведение следующих мероприятий:

- пересмотр должностных инструкций руководителей и внесение в них дополнений по организации работы с личным составом;

- периодическое заслушивание отчетов руководителей служб и подразделений, где допущены чрезвычайные происшествия;

- оперативный еженедельный учет состояния дисциплины личного состава, анализ ее состояния;

- снижение должностных окладов и снятие надбавок за сложность и специальный режим работы;

- активизация дисциплинарной практики в подразделении в сторону увеличения поощрений.

При этом важно правильно  определить лиц, нуждающихся в усиленном индивидуальном воздействии, сотрудников склонных к нарушению дисциплины. 

Особое значение для обеспечения служебной дисциплины и законности занимает дополнительное профессиональное образование сотрудников ОВД.

На Всероссийском совещании  руководителей подразделений по работе с личным составом в октябре 2007 г. было отмечено, что одна из проблем профессиональной подготовки - текучесть кадров. В течение 8 последних лет количество выпускников высших учебных заведений МВД России сократилось в 2 раза, из них в течении первых 3 лет службы увольняется из ОВД 14 %. Кадровое ядро размыто. За 2-3 года руководящий состав ГОРОВД обновляется полностью. 35% руководителей не имеют высшего образования. За 9 мес. 2007 к дисциплинарной ответственности привлечено 2555 руководителей, в т.ч. к уголовной ответственности за должностные преступления 205. За 6 месяцев 2007 г. осуждено 153 сотрудника, в том числе 11 руководителей. Возросло количество ДТП с участием сотрудников ОВД. За 9 месяцев 2007 года 226 аварий совершено в состоянии алкогольного опьянения.

В современных условиях функционирования ОВД на первый план выходит - нравственное воспитание личного состава в процессе профессиональной подготовки, заключающееся не только в получении сотрудниками знаний о морали, но и приобретение ими соответствующих ценностных представлений и, в первую очередь, овладение навыками морального поведения, что оказывает влияние на повышение уровня профессионализма, способствуя более эффективной борьбе с преступностью.

Информация о работе Дисциплинарная ответственность сотрудников ОВД