Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:25, контрольная работа
Экономические отношения собственности – это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства.
Отношения собственности на землю представляют собой неотъемлемую составную часть экономических отношений собственности в целом.
Право собственности на землю в объективном смысле представляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли.
1. Основные понятия, связанные с правом на землю
2. Возникновение права на землю
2.1 Основания для приобретения права на землю
2.2 Регистрация права на землю
3. Ограничение прав на землю
4. Прекращение прав на землю
4.1 Добровольное прекращение прав на землю
4.2 Принудительное прекращение прав на землю
4.2.1 Отчуждение земельного участка
4.2.2 Реквизиция земельного участка
4.2.3 Конфискация земельного участка
4.3 Основания для принудительного прекращения права
Однако следует учитывать,
что не любой документ может являться
основанием для возникновения права
на земельный участок, а, следовательно,
и для государственной
При проведении правовой экспертизы,
документов, поступивших на государственную
регистрацию необходимо установить,
что документ-основание
Так, например, не является основанием
для государственной
С 01.03.2010 в связи с изменением действующего законодательства кадастровый паспорт не является обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Однако землевладельцы должны
знать, что площадь земельного участка,
указанная в
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Право считается установленным и утверждённым только после его государственной регистрации.
3. Ограничение прав на землю
В некоторых случаях права на землю могут носить неполный характер, то есть на земельные участки могут быть наложены ограничения (обременения) по основаниям, установленным федеральными законами. Под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков, причем перечень их не является исчерпывающим.
Законодательно могут
• особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
• особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
• условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
• в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд;
• иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Указанные ограничения прав могут быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Интересы общества в обеспечении охраны земель определяют необходимость установления различного рода ограничений хозяйственной деятельности и использования земель. Права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах других природопользователей4, а также в случаях, предусмотренных земельным законодательством.
Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на выполнение отдельных видов хозяйственной деятельности и использования земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий. Виды и характер ограничений основаны на предписаниях, содержащихся в соответствующих правовых актах.
Ограничениями следует считать
запреты на осуществление определенных
видов деятельности и требования
о воздержании от совершения определенных
действий, связанных с использованием
земли, которые предусмотрены
Например, часть участка земель крестьянского хозяйства включена в состав охранной зоны государственного заповедника, а другая часть не вошла в состав такой зоны. В этом случае в отношении использования части участка, включенной в состав охранной зоны, устанавливаются определенные ограничения. Факт нахождения части земельного участка в составе охранной зоны является условием обязательного установления в отношении этой части участка ограничений по его использованию. Что касается иной части земель крестьянского хозяйства, то в отношении ее законодательство таких ограничений не предусматривает.
Установление ограничений
прав лиц на земельные участки
представляет собой форму закрепления
в законодательстве пределов осуществления
субъективных прав лиц на земельные
участки. Цели ограничения прав лиц
на землю заключаются в
Необходимо различать также такие понятия, как «сервитут» и «ограничение прав». Содержание этих понятий различно. Сервитут – право ограниченного пользования чужим участком земли, основанное на соглашении сторон или решении суда5. Ограничение прав имеет административный характер, оно прямо предусмотрено в законодательных или иных правовых нормативных актах. Ограничение прав по использованию земельного участка – неотъемлемый элемент правового режима того или иного земельного участка.
В отличие от ограничения
сервитут является вещным правом. За использование
участка, обремененного сервитутом,
может взиматься плата. При установлении
ограничений законодательство не предусматривает
взимания платы в пользу лица, в
интересах которого установлено
такое ограничение. В отдельных
случаях допускается возмещение
лицу, использующему земельный
ЗК выделяет земли, основное целевое назначение которых связано с охраной окружающей среды6: земли природоохранного, природно-заповедного и земли оздоровительного назначения. Вокруг этих земель могут устанавливаться охранные зоны, округа санитарной охраны и др. Режим хозяйственной деятельности в этих зонах ограничивает права по использованию участков земель, прилегающих к таким землям, в интересах обеспечения сохранности земель, которые объявлены особо охраняемыми природными территориями, их природных комплексов. Права лиц, использующих земельные участки, ограничиваются также и в тех случаях, когда участки находятся непосредственно в составе особо охраняемой природной территории.
К землям природоохранного назначения относятся земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нерестоохранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, другие земли в системе охраняемых природных территорий, земли памятников природы.
Например, объявление территории
государственным природным
4. Прекращение прав на землю
При необходимости и только при строгом соблюдении действующего законодательства права на земельные участки могут быть прекращены. При этом возможны два варианта: право на земельный участок прекращается либо добровольно, либо принудительно.
4.1 Добровольное прекращение прав на землю
Добровольное прекращение
В отдельных случаях добровольный
отказ собственника от прав на принадлежащий
ему земельный участок
Отказ от права собственности на
земельный участок
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагаются кадастровый паспорт земельного участка, подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия – копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям юридических лиц, имеющих вышестоящий орган, должен быть приложен документ, подтверждающий согласие этого органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в недельный срок со дня принятия решения об отказе обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
4.2 Принудительное прекращение прав на землю
Принудительное изъятие у
4.2.1 Отчуждение земельного участка
Обращение взыскания на имущество по обязательствам. В случае неисполнения должником своих обязательств на земельный участок, находящийся в его собственности, может быть наложено взыскание, которое производится по решению суда.
Земельный участок может быть отчужден,
если это необходимо для государственных
или муниципальных нужд либо ввиду
его ненадлежащего
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
• выполнением международных обязательств Российской Федерации;
Информация о работе Возникновение, ограничение и прекращение прав на землю