Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 07:18, контрольная работа

Краткое описание

Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право, во все времена государство регулировало поземельные отношения. Во второй половине ХIХ в. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции 1917 г. возникло советское земельное право.

Файлы: 1 файл

контр.раб..docx

— 51.41 Кб (Скачать)

Статья 284 Изъятие земельного участка, который не используется в  соответствии с его назначением:

Земельный участок может  быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для  сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства  и не используется для соответствующей  цели в течение трех лет, если более  длительный срок не установлен законом. В период не включается время, необходимое  для освоения участка, а также  время, в течение которого участок  не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или в  виду иных обстоятельств, исключающих  такое использование.

Статья 285 Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства:

Земельный участок может  быть изъят у собственника, если использование земельного участка  осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования  земли, установленных земельным  законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением  или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.8

Статья 286 устанавливает  порядок изъятия участка ввиду  его ненадлежащего использования:

1. Орган государственной  власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения  об изъятии земельных участков  по основаниям, предусмотренным  статьями 284 и 285 настоящего кодекса,  а также порядок обязательного  заблаговременного предупреждения  собственников участков о допущенных  нарушениях определяются земельным законодательством;

2. Если собственник земельного  участка письменно уведомит орган,  принявший решение об изъятии  земельного участка, о своем  согласии исполнить это решение,  участок подлежит продаже с публичных торгов;

3.если собственник земельного  участка не согласен с решением  об изъятии у него участка,  орган, принявший решение об  изъятии участка, может предъявить  требование о продаже участка в суд.

Статья 287 Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих  лицам, не являющимся его собственником:

Прекращение прав на земельный  участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственником, ввиду ненадлежащего  использования участка этими  лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены  земельным законодательством.9

А Земельный кодекс, в  свою очередь, раскрывает это положение  широко и полно в статье 54 Земельного кодекса РФ. Она гласит, что:

1.Принудительное прекращение  права пожизненного владения  земельным участком, права постоянного  (бессрочного) пользования земельным  участком, права безвозмездного  срочного пользования земельным  участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям, предусмотренным п. 2 статьи 45 настоящего Кодекса:

- Использование земельного  участка не в соответствии  с его целевым назначением  и принадлежностью к той или  иной категории земель;

- Использование земельного  участка способами, которые приводят  к существенному снижению плодородия  сельскохозяйственных земель или  значительному ухудшению экологической  обстановки;

- Неустранение совершенных  умышленно следующих земельных  правонарушений: отравление, загрязнение,  порча или уничтожение плодородного  слоя почвы вследствие нарушения  правил обращения с удобрениями,  стимуляторами роста растений, ядохимикатами  и иными опасными химическими  или биологическими веществами  при их хранении, использовании  и транспортировке, повлекшие  за собой причинение вреда  здоровью человека или окружающей  среде;

- Неиспользование в случаях,  предусмотренных гражданским законодательством  земельного участка, предназначенного  для сельскохозяйственного производства  либо жилищного или иного строительства,  в указанных целях в течение  3 лет;

- Изъятие земельного участка  для государственных или муниципальных  нужд;

- Реквизиция земельного  участка.10

Статья 46, 47 содержит основания  прекращения аренды, права безвозмездного срочного пользования земельным  участком.

П. 2 ст. 54 Принудительное прекращение  прав на земельный участок у лиц  не являющихся его собственником  осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования  земельного участка после наложения  административного взыскания в  виде штрафа.

1. Одновременно с наложением  административного взыскания уполномоченным  исполнительным органом государственной  власти по осуществлению государственного  земельного контроля лицу, виновному  в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных  земельных правонарушениях с  последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

Указанное предупреждение должно содержать:

1. Указание на допущенное  земельное правонарушение;

2. Срок, в течении которого  земельное правонарушение должно быть устранено;

3. Указание на возможное  принудительное прекращение права  на земельный участок в случае  неустранения земельного правонарушения;

4. Разъяснения прав лица, виновного в нарушении земельного  законодательства, в случае возбуждения  процедуры принудительного прекращения  прав на земельный участок.

В случаях неустранения указанных  в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы  о прекращении права на земельный  участок ввиду его ненадлежащего  использования в исполнительный орган государственной власти или  орган местного самоуправления.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, направляет в суд заявление о  прекращении права на земельный  участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения  суда о прекращении права на земельный  участок исполнительный орган государственной  власти или орган местного самоуправления, направляет заявление о государственной  регистрации прекращения права  на земельный участок с приложением  акта в орган государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним.11

Все рассмотренные выше виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства имеют важное значение, каждое из них  применяется в каждом конкретном случае в зависимости от субъекта, обстоятельств и тяжести совершенного правонарушения.

2.3.Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Уголовная ответственность  за земельное правонарушение в том  случае, когда это нарушение имеет  признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением.

В Уголовный Кодекс РФ введены  совершенно новые составы преступлений:

Статья 170 УК РФ Регистрация  незаконных сделок с землей: Регистрация  заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной  или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.12

Целью статьи является обеспечение  законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли  как объекта собственности и  одновременно ценнейшего национального  достояния. Общественная опасность  преступления состоит в нарушении  экономических интересов государства, а также равенства граждан  как участников оборота земельных  участков.

Все преступления по данной статье совершаются должностными лицами с использованием служебного положения. Использование служебного положения  заключается, в частности, в том, что должностное лицо совершает  неправомерные действия, относящиеся  к его компетенции, обосновывает их интересами службы либо авторитетом  государственного органа, либо с помощью  государственного принуждения, либо на основе, имеющейся в государственном  органе информации.

Статья 254 УК РФ Порча земли: Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения  с удобрениями, стимуляторами роста  растений, ядохимикатами и иными  опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании  и транспортировке, повлекшее причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные  в зоне экологического бедствия или  в зоне чрезвычайной экологической  ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или  лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные  частью первой или второй настоящей  статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.13

Цель данной статьи –  охрана земли путем предотвращения ее порчи, т. е. ухудшения качественного  состояния земель вследствие нарушения  правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которого является земля. Применяется  эта статья в сфере деятельности землепользователей, а также субъектов  хозяйственной и иной деятельности по обращению с опасными химическими  и биологическими веществами либо деятельности, в результате которой производятся вредные для состояния земли  продукты (отходы).

Предметом данного преступления является земля как любые виды земельных участков (угодий), освоенные, осваиваемые, не осваиваемые человеком, независимо от форм собственности или  характера владения ею, в том числе  земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов, занятые под  нужды промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного  назначения; природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного  назначения; лесного и водного  фонда, а также земли запаса.

К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся  те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства  РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ».

Законодатель не допускает  расширительного толкования, поэтому  порча земли, какая бы она не была по масштабу и наступившим последствиям , если только причинена веществами, не названными в статье, исключает  ее применение. Удобрения и химикаты действительно часто использовались в прошлом, но в связи с упадком  экономики немного хозяйств применяют  их в настоящее время. Источники  порчи земли сейчас иные. В основной массе это нефтепродукты, мазут.

 

Заключение

В силу нового КоАП РФ многие проблемы административной ответственности за земельные правонарушения были решены. Предусматривается также ряд новых составов административных правонарушений в этой области, существенно увеличены размеры штрафных санкций, в число субъектов административной ответственности за земельные правонарушения, наряду с гражданами и должностными лицами, включены также и юридические лица. Но в, то, же время не обошлось и без потерь, которые не были вызваны объективными причинами. Примерами могут служить: неполное регулирование ответственности должностных лиц, нарушающих земельное законодательство; невключение специальных норм об ответственности за захламление земель, нерациональное использование земель и др. Существенным недостатком законодателя также является разбросанность статей о земельных правонарушениях и расположение их вперемежку со статьями, относящимися к нарушениям в сфере других отраслей законодательства, что значительно усложняет их применение на практике. Низкий уровень эффективности уголовной ответственности за земельные преступления в настоящее время также обусловливается несовершенством уголовного законодательства. Несмотря на то, что законодатель признал общественную опасность порчи земли (ст. 254 УК РФ), назначив за ее совершение значительные санкции, на практике количество возбужденных уголовных дел измеряется десятками, а количество привлеченных к ответственности  по     ней    единицами. Существующие штрафные санкции (размер их ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, не способствуют восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса. Штрафы, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера, по мнению специалистов, были бы способны выполнять восстановительную функцию.

Информация о работе Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства