Система земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:14, реферат

Краткое описание

Земельное право, занимая определенное место в национальной системе права взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими отраслями права, само также представляет собой определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы - нормативные положения, группы норм институты.

Файлы: 1 файл

Система Земельное право.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем оправданно по ряду оснований установление преимуществ  и льгот в отношении отдельных  категорий граждан на этапе определения условий предоставления и использования земельного участка: в зависимости от места их проживания; прошлого вклада в сельскохозяйственное производство; степени участия в приватизации объектов агросектора; реализации ими в прошлом определенных земельных прав и т. д.

Судя по содержанию предложенных поправок, существенные изменения ожидают  статью 8 Указа "О земле", регламентирующую параметры действия принципа платности  за землю.

В действующей редакции указа предусмотрено бесплатное предоставление права постоянного землепользования крестьянским (фермерским) хозяйствам и негосударственным юридическим лицам, получающим земельный участок для целей ведения сельскохозяйственного производства в пределах установленных норм. Поправки проекта направлены на отмену безвозмездности предоставления указанного права в части, касающейся крестьянских (фермерских) хозяйств, при этом не предусматривается бесплатная передача земель в собственность крестьянам.

Предложенные новеллы  приведут к тому, что с позиции  принципа платности возможности и условия обладания земельными правами окажутся не одинаковыми для крестьянских (фермерских) хозяйств по сравнению с сельхозкооперативами и предприятиями. По существу в более выгодном положении окажутся негосударственные юридические лица, так как за ними сохраняется возможность бесплатного получения права землепользования для сельскохозяйственного производства. Но, с другой стороны, они не субъект права частной собственности. Такого рода различия - ненужное препятствие свободному обороту земельных прав между гражданами и юридическими лицами, ставят в неравноправное положение различные организационно-правовые формы сельскохозяйственного производства. Изложенное вряд ли является правильным.

Для того чтобы избежать этого, следует признать и граждан, и негосударственных национальных юридических лиц субъектами как права частной собственности, так и права землепользования, предусмотрев при этом исключительные случаи безвозмездного предоставления права собственности или же права землепользования.

Необходимость такой  меры объясняется тем, что усиление социальной направленности земельных  преобразований, реализация принципа социальной справедливости неизбежно потребуют отдельных исключений из принципа платности. К этому следует добавить, что случаи безвозмездного предоставления земель в агросфере являются выражением и осуществлением принципа приоритета использования земель в сельскохозяйственных целях. Необходимость признания юридических лиц субъектами вводимого права частной собственности диктуется следующими моментами.

Во-первых, ближайшая  практика земельных отношений неизбежно  столкнется с ситуациями, когда крестьяне-собственники изъявят желание объединить свои усилия и средства, в том числе  земельные участки, в различных организационно-правовых формах хозяйствования.

Статья 226 Гражданского кодекса  РК прямо предусматривает возможность создания членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе его имущества хозяйственного товарищества или производственного кооператива. Такое реорганизованное крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства.

Во-вторых, рынок земель и земельных прав предполагает неизбежность случаев перехода юридическим лицам земельных участков граждан в результате различных гражданско-правовых сделок.

Во всех этих и других предусмотренных законодательством  случаях, если не внести коррективы в Указ "О земле", каждый раз будет возникать необходимость трансформации титула права собственности на земельный участок в право землепользования. Или же наоборот. Проще всего признать негосударственные национальные юридические лица, оговорив все необходимые специальные требования, субъектами права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Данное предложение потребует соответствующих дополнений в ст. 33 Указа "О земле".

 

 

 

Заключение

 

Земельное право, представляя  собой юридическое выражение  социально-экономических условий развития земельных отношений, призвано сохранять объективно обусловленные функциональные и качественные характеристики земли как объекта общественного интереса. Сообразно этому метод земельно-правового регулирования в значительной степени определяется особенностями объекта и характером регулируемых земельных отношений.

Метод земельно-правового  регулирования является одним из основных системообразующих факторов отрасли земельного права. Как весьма точно заметил С.С. Алексеев, метод служит "именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения".

Отношения по поводу земли, особенно в части регулируемой земельным правом, отличаются разнонаправленным, многовекторным, сложным и насыщенным содержанием. Это объясняется, как было сказано ранее, качественными и функциональными характеристиками земли, являющейся объектом материального мира и правового регулирования Соответственно этому метод земельного права тоже представляет собой сложный правовой феномен и выражается в специфическом, присущим только для этой отрасли, сочетании и взаимодействии приемов, средств и способов упорядочения земельных отношений.

 

Список использованной литературы

 

    1. Конституция РК;
    2. Закон РК от 31 марта 1998 г. N 214-1 О крестьянском (фермерском) хозяйстве
    3. Постановление Пленума Верховного суда РК от 14 мая 1998 года N 2 О некоторых вопросах практики применения судами земельного законодательства.
    4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 1997 года N 1813 Об утверждении Порядка предоставления земельного участка собственникам помещений (участникам) кондоминиума
    5. Иконницкая И.А., Разрешение земельных споров, - М., 1973;
    6. Жариков Ю.Г., Имущественные споры землепользователей, - М., 1980;
    7. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1998. Гл. 16. С. 260 — 277.

Информация о работе Система земельного права