Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:14, реферат
Земельное право, занимая определенное место в национальной системе права взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими отраслями права, само также представляет собой определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы - нормативные положения, группы норм институты.
Вместе с тем оправданно по ряду оснований установление преимуществ и льгот в отношении отдельных категорий граждан на этапе определения условий предоставления и использования земельного участка: в зависимости от места их проживания; прошлого вклада в сельскохозяйственное производство; степени участия в приватизации объектов агросектора; реализации ими в прошлом определенных земельных прав и т. д.
Судя по содержанию предложенных поправок, существенные изменения ожидают статью 8 Указа "О земле", регламентирующую параметры действия принципа платности за землю.
В действующей редакции указа предусмотрено бесплатное предоставление права постоянного землепользования крестьянским (фермерским) хозяйствам и негосударственным юридическим лицам, получающим земельный участок для целей ведения сельскохозяйственного производства в пределах установленных норм. Поправки проекта направлены на отмену безвозмездности предоставления указанного права в части, касающейся крестьянских (фермерских) хозяйств, при этом не предусматривается бесплатная передача земель в собственность крестьянам.
Предложенные новеллы приведут к тому, что с позиции принципа платности возможности и условия обладания земельными правами окажутся не одинаковыми для крестьянских (фермерских) хозяйств по сравнению с сельхозкооперативами и предприятиями. По существу в более выгодном положении окажутся негосударственные юридические лица, так как за ними сохраняется возможность бесплатного получения права землепользования для сельскохозяйственного производства. Но, с другой стороны, они не субъект права частной собственности. Такого рода различия - ненужное препятствие свободному обороту земельных прав между гражданами и юридическими лицами, ставят в неравноправное положение различные организационно-правовые формы сельскохозяйственного производства. Изложенное вряд ли является правильным.
Для того чтобы избежать этого, следует признать и граждан, и негосударственных национальных юридических лиц субъектами как права частной собственности, так и права землепользования, предусмотрев при этом исключительные случаи безвозмездного предоставления права собственности или же права землепользования.
Необходимость такой меры объясняется тем, что усиление социальной направленности земельных преобразований, реализация принципа социальной справедливости неизбежно потребуют отдельных исключений из принципа платности. К этому следует добавить, что случаи безвозмездного предоставления земель в агросфере являются выражением и осуществлением принципа приоритета использования земель в сельскохозяйственных целях. Необходимость признания юридических лиц субъектами вводимого права частной собственности диктуется следующими моментами.
Во-первых, ближайшая практика земельных отношений неизбежно столкнется с ситуациями, когда крестьяне-собственники изъявят желание объединить свои усилия и средства, в том числе земельные участки, в различных организационно-правовых формах хозяйствования.
Статья 226 Гражданского кодекса
РК прямо предусматривает возможно
Во-вторых, рынок земель и земельных прав предполагает неизбежность случаев перехода юридическим лицам земельных участков граждан в результате различных гражданско-правовых сделок.
Во всех этих и других
предусмотренных
Земельное право, представляя собой юридическое выражение социально-экономических условий развития земельных отношений, призвано сохранять объективно обусловленные функциональные и качественные характеристики земли как объекта общественного интереса. Сообразно этому метод земельно-правового регулирования в значительной степени определяется особенностями объекта и характером регулируемых земельных отношений.
Метод земельно-правового регулирования является одним из основных системообразующих факторов отрасли земельного права. Как весьма точно заметил С.С. Алексеев, метод служит "именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения".
Отношения по поводу земли, особенно в части регулируемой земельным правом, отличаются разнонаправленным, многовекторным, сложным и насыщенным содержанием. Это объясняется, как было сказано ранее, качественными и функциональными характеристиками земли, являющейся объектом материального мира и правового регулирования Соответственно этому метод земельного права тоже представляет собой сложный правовой феномен и выражается в специфическом, присущим только для этой отрасли, сочетании и взаимодействии приемов, средств и способов упорядочения земельных отношений.