Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:14, реферат
Земельное право, занимая определенное место в национальной системе права взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими отраслями права, само также представляет собой определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы - нормативные положения, группы норм институты.
Земельное право,
занимая определенное место в
национальной системе права
Эти элементы располагаются в строгой иерархической, субординационной и функциональной последовательности Система отрасли земельного права отражает последовательность расположения, принципы, правила упорядочения образующих ее элементов, в зависимости от их значимости, содержания, характера и особенностей регулируемых земельных отношений.
Для уяснения сущности и выявления особенностей отрасли земельного права немаловажное значение имеет вопрос о методе земельно-правового регулирования. Это объясняется тем, что между (предметом и методом земельно-правового регулирования существует весьма тесная связь, как явления правового порядка они неотделимы и взаимозависимы друг от друга.
Если понятие предмета
земельного права характеризует
общественные отношения, образующие сферу,
срез земельно-правового
Цель данной работы является рассмотреть систему земельного права.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
Система земельного права в конечном
итоге обуславливается
Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция
Земельно-правовая норма закрепляется в тексте закона или же, вытекает из смысла действующего законодательства. Содержит правило поведения установленное для субъектов земельных отношений, и направленное на многократное применение к повторяющимся ситуациям земельной сферы. Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, позволяющие ее применение или реализацию. Такими условиями чаще всего выступают факты и события, имеющие юридическое значение. Диспозиция земельно-правовой нормы устанавливает характер, содержание и параметры поведения субъектов, Санкция земельно-правовой нормы выражает меру ответственности, наказание за нарушение требований земельного законодательства, неблагоприятные последствия неправомерного поведения? субъектов земельных отношений именно санкция обеспечивает регулятивный эффект правовой нормы, отражает ее специфику, отличительную особенность от иных норм социального регулирования (нормы морали в сфере землепользования, традиции и обычаи земледельческих народов, групп и общин).
Элементы земельно-правовой нормы могут оказаться водном нормативно-правовом акте или его структурах: разделе, главе, статье, пункте. Однако, чаще всего они бывают разбросанными по нескольким нормативным актам, относящимся, иногда, к различным отраслям законодательства. Земельно-правовые нормы, регулирующие однородные виды или цельную общность земельных отношений объединяются в отдельный правовой институт. Так, например, нормы, призванные регулировать отношения, связанные с изъятием земель для государственных нужд, составляют правовой институт изъятия земель для государственных нужд. Нормы, определяющие гарантии, основания, условия и порядок возмещения, причиненного ущерба земле, образуют правовой институт возмещения ущерба земле.
Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов — общей и особенной частей.
Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельно-правового регулирования.
Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса.
Институты общей части отличаются емким, сложным содержанием. Они, как правило, состоят из нескольких субинститутов (пединститутов), каждый из которых представляет собой относительно самостоятельный и достаточно целостный блок нормативных образований.
Например, институт права собственности на землю состоит из таких блоков, как право государственной собственности на землю и право частной собственности на землю; институт государственного управления земельным фондом включает субинституты: контроля за использованием и охраной земель; государственного земельного кадастра и землеустройства; государственной поддержки землеохранных мероприятий; разрешения земельных споров. Институт права землепользования проявляется через такие взаимосвязанные и в то же время существенно различающиеся нормативные блоки, как право государственного землепользования; право негосударственного землепользования; право постоянного или временного землепользования; право землепользования граждан или юридических лиц, и т.д.
Одни и те же нормы или нормативные массивы общей части могут входить одновременно в состав двух и более правовых институтов, Например, нормы о возмещении ущерба земле могут рассматриваться как элемент института государственного управления земельным фондом. если исходить из аспекта охраны земель, вместе с тем без них сложно представить институт защиты права собственности и иных вещных прав на землю. Таким образом, земельно-правовые нормы, их блоки в рамках двух и более правовых институтов могут взаимопроникать, дополнять друг друга, создавая тем самым нормативные предпосылки эффективного правового регулирования.
Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую, либо опосредованно - через нормы институтов особенной части.
Последними они
Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель.
В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса. Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования, и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.
Наличие собственного метода земельного права не свидетельствует о существовании и применении в рассматриваемой отрасли права каких-то особых приемов и способов юридического воздействия, свойственных исключительно сфере земельных отношений Существование собственного метода земельного права является лишь отражением необходимости применения известных правовой системе приемов, средств и способов регулирования - в формах и сочетаниях, адекватных содержанию земельных отношений.
Любая отрасль права состоит из регулятивных норм, подразделяющихся натри вида: обязывающие нормы, устанавливающие обязательность совершения определенных действий; нормы, предусматривающие запреты на определенные действия; нормы дозволения, управомачивающие совершение определенных действий. Все эти способы регулятивного воздействия в процессе своего проявления взаимопроникают и дополняют друг друга. Любое регулятивное воздействие всегда означает функциональное взаимодействие перечисленных элементов и проявление любого из них немыслимо без других. Их совместное присутствие свойственно для любой отрасли права, различия обнаруживаются только в степени присутствия каждого способа юридического воздействия, сочетании этих способов в той или иной отрасли. Объективным фактором, определяющим сочетание способов юридического воздействия, доминирующее положение того или иного из них, выступает предмет правового регулирования - сфера общественных отношений, ее особенности и тенденции развития.
Поэтому, говоря
о методе земельного права,
нельзя подразумевать
Речь можно вести о
Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху - от государственных органов, положение субъектов определяются отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.
В пределах действия императивного метода обязательной стороной земельных правоотношений, как правило, выступает само государство в лице специально уполномоченного органа. Другая сторона способна проявить себя в качестве субъекта земельного правоотношения лишь постольку, поскольку ею безоговорочно принимаются правила поведения, установленные властной стороной. Поэтому здесь между сторонами исключается всякая возможность взаимного, равноправного наделения соответствующими правами и обязанностями.
Императивный метод, имея достаточно широкий спектр действия, применяется, прежде всего, к отношениям государственного управления земельным фондом.
В частности, установление
круга субъектов земельных
Например, согласно статье 107 Указа "О земле" не могут находиться в хозяйственном обороте или передаваться в собственность, земельные участки, подвергшиеся сверхнормативному радиационному загрязнению или иным образом представляющие угрозу жизни или здоровью населения. Изъятие такого рода земель осуществляется без какого-либо согласия их владельцев, обеспечивается силой государственного принуждения. Нарушение установленного запрета на вовлечение их в хозяйственный оборот должно повлечь применение юридических санкций в отношении виновных граждан, юридических и должностных лиц. Кроме того, если радиоактивное загрязнение явилось результатом антропогенной деятельности, возникают отношения, а по возмещению ущерба и юридической ответственности виновных, также обеспечиваемые государственным принуждением.
Диапозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов. Рассматриваемый метод свойственен земельным отношениям, основанным на частных началах, где напрямую не затрагиваются публичные, государственные земельные интересы. Здесь содержание и динамика земельных правоотношений определяются исключительно по усмотрению юридически равноправных сторон, инициатива совершения действий, а зачастую и выбор способов поведения принадлежит самим субъектам земельно-правового регулирования, равноправные субъекты сами в установленных законом рамках формируют определенный автономный механизм саморегуляции конкретных сфер или вопросов земельных отношений.
Так, исходя из смысла статьи 34 Указа "О земле", все существенные условия сделки в отношении земельного участка, равно как и сама возможность совершения сделки, определяются собственником земельного участка и подлежат согласованию с лицом, являющимся стороной в намечаемой сделке. Вмешательство третьих лиц не допускается.
Основным инструментом реализации диспозитивного метода упорядочения земельных отношений выступает договор, при условии, что его положения не противоречат установленным законодательством общим требованиям.
Рассматриваемые методы земельно-правового регулирования проявляют себя и обеспечивают свое воздействие посредством определенных юридических способов, форм и средств реализации.
Диспозитивный метод проникает в ткань правового регулирования посредством юридических дозволений, императивный метод - через обязывания и запреты.
Дозволения, запреты и обязывания, являясь нормативными выражениями императивного и диспозитивного методов, так или иначе, связаны с субъективными правами субъектов земельных правоотношений.
Дозволение означает наделение
субъектов земельных
Установление границ возможного поведения преследует цель предупредить вероятность осуществления субъектами принадлежащих им земельных прав в ущерб интересам государства и общества. Так, современное земельное законодательство в числе важнейших предусматривает и обеспечивает защиту прав соответствующих субъектов на распоряжение земельным участком или иными вещными правами на землю Одновременно закон четко определяет, что осуществление субъектами земельных отношений принадлежащих им прав не должно наносить вреда земле как природному объекту, окружающей природной среде, а также правам и правомерным интересам других лиц (статья 9 Указа "О земле"). Необходимо подчеркнуть, нормативные конструкции изложенного порядка сформулированы и действуют на всех уровнях и сферах земельно-правового регулирования Нет дозволения без предварительного определения границ его проявления и действия. Например, согласно закону в некоторых случаях дозволяется загрязнение почвы отходами, выбросами производства, поскольку уровень технологии не позволяет полностью избежать негативного воздействия. Однако уровень загрязнения строго регламентируется нормами ПДК и ПДВ вредных веществ, превышение которого означает нарушение границ дозволенного поведения. Или другой пример. Собственник вправе свободно, по своему усмотрению хозяйствовать на своем земельном участке. Достаточно известное дозволение. Оно тоже имеет четкие пределы и условия своей реализации: недопустимость в процессе хозяйствования изменения целевого назначения земельного участка, ухудшения почвы, использования сверх нужд своего хозяйства имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых и т.д.