Разрешение земельных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение спорных отношений связано с нарушением законных прав
субъекта со стороны других лиц. Спор о праве возникает тогда, когда
сторона, считающая свое право нарушенным, заявляет об этом, требуя его
восстановления. Отличительным признаком земельного спора (как и всех споров
о праве вообще) является наличие объективно выраженных противоречивых
позиций сторон по предмету спора.

Файлы: 1 файл

Разрешение земельных споров2.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

соответствующих органов от возмещения ущерба.

      К гражданско-правовым спорам, связанным  с неправомерными  нарушениями

права землепользования,  относятся  споры  о  праве  на  урожай  от  посева,

произведенного  одним  землепользователем  на  участке  другого,   споры   о

возмещении  ущерба,  причиненного   незаконным   использованием   земельного

участка, закрепленного  за другим  землепользователем.  Все  они  разрешаются

судами в порядке  гражданского судопроизводства.

      От споров о праве на урожай  на самовольно захваченных   землях  следует

четко отграничивать  споры о самовольном захвате земли. Если первые  являются

спорами о праве  гражданском,  то  спор  о  захвате  земли  является  спором

земельным, ибо  объект последнего -  определенный  земельный  участок.  Такие

споры подлежат рассмотрению соответствующими  государственными  органами,  а

не в судебном порядке.

      На  практике  нередко  суды  принимают  к  своему  производству  дела,

связанные с самовольным  захватом земли.

       К  спорам  о  самовольных   захватах  земли  тесно  примыкают   споры,

связанные со сносом назаконно возведенных   строений,  изгородей.  С  другой

стороны, споры  о сносе изгородей и строений связаны с гражданскими  спорами.

Сам спор о сносе  назаконно возведенных строений является  спором  земельным,

ибо лицо, требующее  сноса,  считает,  что  строение  находящееся  на  земле,

предоставленной ему  в  пользование,  и  что  собственник  данного  строения

неправомерно завладел этим участком. Таким образом, здесь  по существу  имеет

место спор о  границах  землепользования  или  спор  о  праве  на  земельный

участок. Суды должны решать эти споры (их гражданскую  часть)   на  основании

земельных  документов  и  соответствующих  заключений  земельных  органов  о

принадлежности  земельных участков тому  или  иному  лицу.  Спорами  о  праве

гражданском являются также споры о гражданских последствиях   производимого

сноса возведенных  строений.

      Говоря об отграничении  земельных   споров  от  гражданских  ,  следует

также иметь в  виду, что охрана законных прав и  интересов  землепользователей

может осуществляться в различных процессуальных формах. Под  формами  охраны

здесь имеются  в виду установленные  законом  процессуально-правовые  порядки

осуществления тех  или  иных  методов  охраны  права  на  землю.  В  правовой

литературе  обычно  указывают   на    уголовно-процессуальные,   гражданско-

процессуальные  и административные формы охраны  права  на  землю.  При  этом

забывают, что  существуют  и  земельно-процессуальная  форма  охраны  права.

Разрешение земельных  споров происходит в земельно-процессуальных  и  отчасти

в  гражданско-процессуальных   формах.  Нельзя  считать   спор   гражданско-

правовым на том  основании, что он разрешается  в  судебном  порядке.  Нельзя

смешивать процессуальную форму разрешения спора с  его  материально-правовым

содержанием.

      Одним из распространенных видов  нарушения  права  землепользования  на

сельскохозяйственных  землях является приведение последних  в  состояние,  не

пригодное для  ведения  сельскохозяйственного  производства  с  уничтожением

посеянных  на  них  культур.  Здесь нарушитель  с одной   стороны   своими

действиями препятствует осуществлению права землепользования в  указанных  в

законе целях, а  с другой - наносит материальный ущерб  землепользователю.  В

этих случаях  первое требование стороны сводится  к  восстановлению  прежнего

состояния земли (то есть имеет место земельный спор), а затем  к  возмещению

убытков, которые  в связи с этим понес землепользователь (гражданский спор).

       При  исследовании  вопроса   об  отграничении  земельных   споров   от

административных  прежде всего  необходимо определить, какой  признак  должен

быть положен  в основу разграничения данных категорий  правовых споров.

      Как уже  отмечалось,  в   основе  отграничения  гражданских   споров  от

земельных споров  лежит  объект  спора,  ибо методы  защиты  гражданских и

земельных прав в  некоторых случаях могут  совпадать.  Это  положение  в  еще

большей  мере  применимо  при  разграничении  административных  и  земельных

споров.  Одной  из отличительных  черт  административных  отношений  является

то,  что  споры,  которые  возникают  между   их  сторонами,  как   правило,

разрешаются в  административном порядке, то есть в  порядке  непосредственного

распоряжения полномочного на  то  государственного  органа.  Основная  масса

земельных  споров  также  подлежит  разрешению  государственными   органами.

Следовательно, метод  правового регулирования не  является  в  данном  случае

отличительным признаком. Это  положение  может  быть  также  подтверждено  и

следующим  обстоятельством.  Как  указывалось  в   юридической   литературе,

административными спорами являются  споры,  вытекающие  из  административных

правоотношений,  которые   существенным  образом  отличаются  от   земельных

правоотношений.

       Предметом  земельный  правоотношений  является  все  без   исключения

земельные отношения, как связанные с распоряжением  и  управлением  земельным

фондом, так и  входящие в  область  землепользования.  Не  метод,  а  предмет

регулирования определяет специфику этой области  отношений.  Поэтому  и  при

отграничении   земельных   споров   от    административных,    в    качестве

отличительного  признака берут объект спора и  относят к земельным спорам  все

без исключения споры, объектом которых является земля.

      В этом отношении  представляют  интерес  споры  об  отводе  и  изъятии

земли. К какой  категории их отнести?

      Как известно, возникновение права  землепользования у одного  субъекта,

то есть предоставление ему земли, в ряде случаев связано  с изъятием земли  у

определенного   землепользователя.   Обязательным  условием,  предшествующим

вынесению  решения  об  отводе   земли   на   землях   сельскохозяйственного

назначения,  должно  быть  согласование  до   начала   проектных   работ   с

землепользователями и  органами,  осуществляющими  государственный  контроль

за использованием земли, места расположения объекта  и  примерных  размеров,

намечаемой    к    изъятию    площади.    Возникновение    разногласий     у

землепользователей  с другими заинтересованными  учреждениями  и  ведомствами,

то есть с будущими землепользователями, по поводу  размеров,  местоположения

земельного участка  приобретают  характер  земельных  споров,  поскольку  их

объектом является земельный участок.  На практике обычно все  разногласия  и

споры,  связанные   с  отводом  и  изъятием  земель,  как  правило,   бывают

урегулированы до издания соответствующего административного  акта.  Однако  у

землепользователя могут возникнуть разногласие с  административным   органом

и после издания  акта об отводе. И в этом случае  мы  будем  иметь  земельный

спор, а  не  административный  спор,  поскольку  его  объектом  по  существу

является земельный  участок,  и разрешение этого спора  будет  происходить  в

вышестоящем государственном  органе.

      Сказанное в полной мере относится и  к  тем  случаям,  когда  подобные

споры возникают  между самими государственным органами - в случае  несогласия

нижестоящего органа с вышестоящим. Здесь имеет место  не административный,  а

земельный спор, поскольку  в конечном счете его объектом  является  земля.  И

отношения,  возникающие  при  этом  между  государственным  органами,  будут

носить не административно-правовой характер, а земельно-правовой характер.

       Учитывая  специфику  объектов   земельных   споров,   следует   также

подчеркнуть, что они также отличаются от  споров  о  праве  лесопользования,

водопользования  и  недропользования.  В  настоящее   время   это   различие

проявляется  наиболее  ярко,   ввиду  дифференциации  земельного,   водного,

лесного и горного  законодательства.

      Таким образом, земельные споры  составляют  совершенно  самостоятельную

категорию   правовых   споров,    отличную    от    гражданско-правовых    и

административно-правовых споров, а также от споров о праве  лесопользования,

водопользования и недропользования.

       Наличие   специальной   категории   земельный   споров   предполагает

специальный порядок  из разрешения, отличный от порядка  разрешения  споров  в

области гражданского и  административного  права.  Так  как  же  разрешаются

земельные споры? 

                     Как же разрешается земельный  спор? 

      Земельный  кодекс  регулирует  порядок  разрешения  земельных   споров.

Термин  “порядок”  в   этом   случае   означает   организацию   деятельности

соответствующих  органов  при  разрешении   земельных   споров,   то   есть

определенную процедуру, определенный процесс рассмотрения земельных  споров. 

      Законодательное урегулирования  процессуальных  вопросов,  связанных   с

разрешением земельных  споров, имеет большое практическое  значение  как  для

органов разрешающих  спор, так и для спорящих сторон.  Четкое  определение  в

законе процессуальных  прав  и  обязанностей  сторон  обеспечивает  с  одной

стороны, действенную  гарантию защиты  субъективных  прав  землепользователя,

с другой  -  выполнение  всех  требований  установленной  законом  процедуры

способствует обеспечению  законности в деле разрешения земельных  споров.

      В соответствии со  ст.  133  Земельного  кодекса[17]  земельные   споры

рассматриваются  по  заявлению  одной  из  сторон  специальными  комиссиями,

организуемыми  при  органах   местных  администраций  из   должностных   лиц

соответствующего  комитета по земле и землеустройству,  органов  архитектуры,

органов  санэпидемнадзора,  органов  противопожарной  инспекции,  иных  лиц.

Заявление  должно  быть  достаточно  мотивировано,  а   выраженные   в   нем

Информация о работе Разрешение земельных споров