Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа
Возникновение спорных отношений связано с нарушением законных прав
субъекта со стороны других лиц. Спор о праве возникает тогда, когда
сторона, считающая свое право нарушенным, заявляет об этом, требуя его
восстановления. Отличительным признаком земельного спора (как и всех споров
о праве вообще) является наличие объективно выраженных противоречивых
позиций сторон по предмету спора.
соответствующих органов от возмещения ущерба.
К гражданско-правовым спорам, связанным с неправомерными нарушениями
права землепользования, относятся споры о праве на урожай от посева,
произведенного одним землепользователем на участке другого, споры о
возмещении ущерба, причиненного незаконным использованием земельного
участка, закрепленного за другим землепользователем. Все они разрешаются
судами в порядке гражданского судопроизводства.
От споров о праве на урожай на самовольно захваченных землях следует
четко отграничивать споры о самовольном захвате земли. Если первые являются
спорами о праве гражданском, то спор о захвате земли является спором
земельным, ибо объект последнего - определенный земельный участок. Такие
споры подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, а
не в судебном порядке.
На практике нередко суды принимают к своему производству дела,
связанные с самовольным захватом земли.
К спорам о самовольных захватах земли тесно примыкают споры,
связанные со сносом назаконно возведенных строений, изгородей. С другой
стороны, споры о сносе изгородей и строений связаны с гражданскими спорами.
Сам спор о сносе назаконно возведенных строений является спором земельным,
ибо лицо, требующее сноса, считает, что строение находящееся на земле,
предоставленной ему в пользование, и что собственник данного строения
неправомерно завладел этим участком. Таким образом, здесь по существу имеет
место спор о границах землепользования или спор о праве на земельный
участок. Суды должны решать эти споры (их гражданскую часть) на основании
земельных документов и соответствующих заключений земельных органов о
принадлежности земельных участков тому или иному лицу. Спорами о праве
гражданском являются также споры о гражданских последствиях производимого
сноса возведенных строений.
Говоря об отграничении земельных споров от гражданских , следует
также иметь в виду, что охрана законных прав и интересов землепользователей
может осуществляться в различных процессуальных формах. Под формами охраны
здесь имеются в виду установленные законом процессуально-правовые порядки
осуществления тех или иных методов охраны права на землю. В правовой
литературе обычно указывают на уголовно-процессуальные, гражданско-
процессуальные и административные формы охраны права на землю. При этом
забывают, что существуют и земельно-процессуальная форма охраны права.
Разрешение земельных споров происходит в земельно-процессуальных и отчасти
в гражданско-процессуальных формах. Нельзя считать спор гражданско-
правовым на том основании, что он разрешается в судебном порядке. Нельзя
смешивать процессуальную форму разрешения спора с его материально-правовым
содержанием.
Одним из распространенных
сельскохозяйственных землях является приведение последних в состояние, не
пригодное для ведения сельскохозяйственного производства с уничтожением
посеянных на них культур. Здесь нарушитель с одной стороны своими
действиями препятствует
осуществлению права
законе целях, а с другой - наносит материальный ущерб землепользователю. В
этих случаях первое требование стороны сводится к восстановлению прежнего
состояния земли (то есть имеет место земельный спор), а затем к возмещению
убытков, которые в связи с этим понес землепользователь (гражданский спор).
При исследовании вопроса об отграничении земельных споров от
административных прежде всего необходимо определить, какой признак должен
быть положен в основу разграничения данных категорий правовых споров.
Как уже отмечалось, в основе отграничения гражданских споров от
земельных споров лежит объект спора, ибо методы защиты гражданских и
земельных прав в некоторых случаях могут совпадать. Это положение в еще
большей мере применимо при разграничении административных и земельных
споров. Одной из отличительных черт административных отношений является
то, что споры, которые возникают между их сторонами, как правило,
разрешаются в административном порядке, то есть в порядке непосредственного
распоряжения полномочного на то государственного органа. Основная масса
земельных споров также подлежит разрешению государственными органами.
Следовательно, метод правового регулирования не является в данном случае
отличительным признаком. Это положение может быть также подтверждено и
следующим обстоятельством. Как указывалось в юридической литературе,
административными спорами являются споры, вытекающие из административных
правоотношений, которые существенным образом отличаются от земельных
правоотношений.
Предметом земельный
земельные отношения, как связанные с распоряжением и управлением земельным
фондом, так и входящие в область землепользования. Не метод, а предмет
регулирования определяет специфику этой области отношений. Поэтому и при
отграничении земельных споров от административных, в качестве
отличительного признака берут объект спора и относят к земельным спорам все
без исключения споры, объектом которых является земля.
В этом отношении
земли. К какой категории их отнести?
Как известно, возникновение права землепользования у одного субъекта,
то есть предоставление ему земли, в ряде случаев связано с изъятием земли у
определенного землепользователя. Обязательным условием, предшествующим
вынесению решения об отводе земли на землях сельскохозяйственного
назначения, должно быть согласование до начала проектных работ с
землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль
за использованием земли, места расположения объекта и примерных размеров,
намечаемой к изъятию площади. Возникновение разногласий у
землепользователей с другими заинтересованными учреждениями и ведомствами,
то есть с будущими землепользователями, по поводу размеров, местоположения
земельного участка приобретают характер земельных споров, поскольку их
объектом является земельный участок. На практике обычно все разногласия и
споры, связанные с отводом и изъятием земель, как правило, бывают
урегулированы до издания соответствующего административного акта. Однако у
землепользователя могут возникнуть разногласие с административным органом
и после издания акта об отводе. И в этом случае мы будем иметь земельный
спор, а не административный спор, поскольку его объектом по существу
является земельный участок, и разрешение этого спора будет происходить в
вышестоящем государственном органе.
Сказанное в полной мере относится и к тем случаям, когда подобные
споры возникают между самими государственным органами - в случае несогласия
нижестоящего органа с вышестоящим. Здесь имеет место не административный, а
земельный спор, поскольку в конечном счете его объектом является земля. И
отношения, возникающие при этом между государственным органами, будут
носить не административно-правовой характер, а земельно-правовой характер.
Учитывая специфику объектов земельных споров, следует также
подчеркнуть, что они также отличаются от споров о праве лесопользования,
водопользования и недропользования. В настоящее время это различие
проявляется наиболее ярко, ввиду дифференциации земельного, водного,
лесного и горного законодательства.
Таким образом, земельные
категорию правовых споров, отличную от гражданско-правовых и
административно-правовых споров, а также от споров о праве лесопользования,
водопользования и недропользования.
Наличие специальной категории земельный споров предполагает
специальный порядок из разрешения, отличный от порядка разрешения споров в
области гражданского и административного права. Так как же разрешаются
земельные споры?
Как же разрешается земельный
спор?
Земельный кодекс регулирует порядок разрешения земельных споров.
Термин “порядок” в этом случае означает организацию деятельности
соответствующих органов при разрешении земельных споров, то есть
определенную процедуру,
определенный процесс рассмотрения
земельных споров.
Законодательное
разрешением земельных споров, имеет большое практическое значение как для
органов разрешающих спор, так и для спорящих сторон. Четкое определение в
законе процессуальных прав и обязанностей сторон обеспечивает с одной
стороны, действенную гарантию защиты субъективных прав землепользователя,
с другой - выполнение всех требований установленной законом процедуры
способствует обеспечению законности в деле разрешения земельных споров.
В соответствии со ст. 133 Земельного кодекса[17] земельные споры
рассматриваются по заявлению одной из сторон специальными комиссиями,
организуемыми при органах местных администраций из должностных лиц
соответствующего комитета по земле и землеустройству, органов архитектуры,
органов санэпидемнадзора, органов противопожарной инспекции, иных лиц.
Заявление должно быть достаточно мотивировано, а выраженные в нем