Правовой режим земель водного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Водный фонд – это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.
К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, или занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Водный объект природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......... 3
1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА………………………………………………...
5
2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА……………………
9
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ……………………………………………………………………..
11
4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ КАДАСТР……………………………...
12
5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ…………………………………………..
13
6 ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЯМИ ВОДНОГО ФОНДА……………... 14
7 ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ…………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………

Файлы: 1 файл

ВОСТ КОНТ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

       - использование водных объектов для промышленности и энергетики, при котором водопользователи обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также обеспечивать сохранение температурного режима водных объектов (ст. 137 ВК РФ).

       - использование водных объектов для сельского и лесного хозяйства, в ходе которого водопользователи обязаны принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (ст. 138 ВК РФ).

       - использование водных объектов для гидроэнергетики осуществляется с учетом интересов других водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

       - использование водных объектов для рыбного хозяйства основывается на приоритете водных объектов или их участков, имеющих важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов. В этом случае использование водных объектов или их участков для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, может быть ограничено (ст. 140 ВК РФ).

       - использование водных объектов для транспорта и лесосплава. Поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования. Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается.

       - использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод может осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

       - использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа, сапропеля, проведения буровых работ, строительства подземных сооружений осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах.

       - использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности. Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности. Перечисленные разновидности правового режима использования водных объектов водопользователи реализуют в соответствии с законом.

       Водопользователи  осуществляют принадлежащее им право  пользования водным объектом по своему усмотрению. Не допускаются лишь такие  действия водопользователей, которые  осуществляются с нарушением прав и  законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов. Права пользования водными объектами могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц. Эти ограничения могут последовать лишь в случаях, предусмотренных Водным кодексом и иными федеральными законами.

       Титул субъекта права пользования землями  водного фонда выражается в двух формах:

       - в виде установленной законом формы (лицензии либо договора на выполнение определенных функций по содержанию водоема и прибрежного земельного участка);

       - в бездокументной форме. Такое положение допустимо в отношении общего водопользования, если законом не установлено каких-либо запретов относительно применения его на данном конкретном водоеме. Так, гражданин вправе осуществлять любительский лов рыбы на водоеме, а значит, и пользоваться определенной частью земельного участка в этот период. Однако если он будет использовать водный объект для добычи сапропеля, то это уже явится случаем специального природопользования, для которого необходимо получение лицензии.

       Субъектами  права пользования землями водного  фонда являются преимущественно  юридические лица, обладающие уставной правоспособностью, для реализации которой необходимо природопользование, например, рыбохозяйственные организации; сельскохозяйственные формирования; мелиоративные предприятия и т. п.

       Объектом  права пользования в рассматриваемом  правоотношении выступают «фундаментальные»  элементы – земельный участок  с расположенным на нем водоемом, поскольку без земельного участка  не могло быть в природе и самого водоема, и водоем, правовой режим  которого и обусловливает правовой статус земельного участка, содержание права водопользования обусловливает содержание права землепользования.

       При специальном природопользовании объект правоотношений бывает многообразен. Например, если водопользователь приобретает  право пользования водоемом для  мелиоративного орошения полей, то в  составе объекта оказываются  и природные компоненты.

       Вместе  с тем, как и в правовом режиме землепользования, так и в правовом режиме водопользования законом  не предусмотрены сроки давности по искам, и на природные объекты (кроме земли) не в полной мере распространяется гражданское законодательство, регулирующее имущественные отношения. 
 

7 ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 

       Охрана  водных объектов является последним  элементом правового режима земель водного фонда. Она выражается несколькими  элементами.

       Существует  правовой механизм, обеспечивающий предотвращение нарушений земельного режима. Он выражается в требованиях законодательства к охране водных объектов. Так, при использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные, и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

       Правовая  охрана водных объектов может выступать  в двух формах: запрещение совершения определенных действий и ограничение  таковых.

       Водный  кодекс запрещает: сброс в водные объекты и захоронения в них производственных, бытовых и других отходов; добычу полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно способами, которые оказали бы вредное воздействие на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы; эксплуатацию судов безустройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах; засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников; захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющих на их состояние и ряд других.

       К ограничениям совершения определенных действий относятся установление специальных зон и полос. В соответствии с данными нормативными актами вод сохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Минимальная ширина водоохранных зон для рек устанавливается в зависимости от длины реки от истока и от среднемноголетнего уреза воды в летний период. Также ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается: для водохранилищ – от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей – от максимального уровня прилива; для болот – от их границы. Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизне склонов прилегающих территорий.

       В пределах водоохранных зон запрещаются: проведение авйационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; складирование навоза и мусора; размещение стоянок транспортных средств; проведение рубок главного пользования и другие, установленные законодательством, действия.

       В пределах прибрежных защитных полос  дополнительно к приведенному выше перечню ограничений запрещается: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота; установка палаточных городков; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

       Прибрежные  защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой  растительностью или залужены.

       Ограничения и запреты могут вводиться  также в специальных округах  и зонах санитарной охраны.

       Существует правовой механизм, обеспечивающий восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки, совершенные с нарушением водного законодательства РФ, являются не действительными с момента их совершения (ст. 132 ВК РФ).

       В целях охраны правового режима существуют меры юридической ответственности за его нарушение. В соответствии со ст. ст. 130, 131 ВК РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную и материальную ответственность. В тех случаях, когда нарушение водного законодательства является одновременно и нарушением должностных обязанностей может применяться и дисциплинарная ответственность.

       Перечень  правонарушений, за совершение которых  предусмотрена административная ответственность, установлен статьями 47, 57–60 КоАП РСФСР. Среди них: самовольный захват водных объектов; самовольное пользование водными объектами; загрязнение и засорение водных объектов и ряд других. Совершение данных правонарушений влечет наложение штрафа.

       Материальная  ответственность граждан и юридических  лиц за причиненный водным объектам ущерб регулируется ст. 111 BK РФ, в соответствии с которой правонарушители возмещают его добровольно либо по решению суда (арбитражного суда) в полном объеме, включая упущенную выгоду.

       К дисциплинарной ответственности должностные  лица привлекаются, когда правонарушения являются следствием неправомерных действий этих лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Отношения по дисциплинарной ответственности – трудовые, поэтому на работников могут быть наложены взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с занимаемой должности.

       Подводя итог, следует сказать, что правовой режим земель водного фонда имеет  особый объект регулирования – водный объект, в состав которого входят земли  водного фонда. Отношения по поводу водных объемов регулируются водным законодательством. В последнее время проведена большая законотворческая работа, в 1995 г. принят Водный кодекс РФ, во исполнение его норм принят массив нормативных актов Правительства РФ. Однако чтобы быть регулятором общественных отношений, данные нормы должны исполняться. Недаром древняя пословица гласит: «Применение – есть жизнь нормы». Но в настоящее время не все положения законодательства четко выполняются. Это проявляется, к примеру, в том, что зачастую не проводится четкий государственный мониторинг водных объектов, не в достаточной мере осуществляется государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, право пользования водным объектом зачастую приводит к злоупотреблению данным правом, а номинальное целевое использование водного объекта оказывается противоположным в реальности.

       Также ограниченно применяются нормы  законодательства об охране водных объектов. Так, нарушители водного законодательства часто отделываются штрафом, который  для них практически ничего не значит, хотя следовало бы применить более серьезные меры уголовно-правового характера.

       Таким образом, хотелось бы отметить, что  необходимо:

       - усилить деятельность по реализации законодательных норм;

       - продолжить разработку новых нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности. В частности, необходимо принять новый Земельный кодекс, являющийся основой отношений, связанных с землей, так как ныне существующий практически не действует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       К землям водного фонда относят  земли, занятые водными объектами, а также земли водоохранных зон, водных объектов, выделяемые под полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов.

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда