Правовой режим земель водного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Водный фонд – это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.
К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, или занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Водный объект природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......... 3
1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА………………………………………………...
5
2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА……………………
9
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ……………………………………………………………………..
11
4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОДНЫЙ КАДАСТР……………………………...
12
5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ…………………………………………..
13
6 ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЯМИ ВОДНОГО ФОНДА……………... 14
7 ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ…………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………

Файлы: 1 файл

ВОСТ КОНТ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

       Государственный водный кадастр представляет собой  свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в РФ по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. 
 

2 ОСОБЕННОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО  ФОНДА 

       Государственное управление в области использования  и охраны водных объектов является частью государственного регулирования водными ресурсами.

       Согласно  Водному кодексу, государственное  управление в области использования  и охраны водных объектов осуществляют на федеральном уровне – Правительство  РФ и специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, а на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Органы местного самоуправления, не являющиеся органами государства, государственное управление не осуществляют. Однако законодатель предусмотрел, что им могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства.

       Ведомственные управления землями водного фонда  осуществляет Министерство природных ресурсов РФ, которое через свои подразделения на местах осуществляет бассейновое регулирование использования водных ресурсов в РФ. Одновременно узкоспециализированное управление осуществляют такие органы, как санитарно-эпидемиологическая служба РФ, Ветеринарный надзор, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России), другие органы власти.

       Государственное управление в области использования  и охраны водных объектов основывается на следующих принципах:

       - устойчивое развитие, т.е. сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды;

       - сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

       - разфаничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

       Бассейновые подразделения осуществляют государственное  управление использованием и охраной  водного фонда в пределах водосборного бассейна водного объекта, планируя использование водных ресурсов, установление лимитов водопотребления и водоотведения, выдачу лицензий на пользование водными объектами, государственный учет вод, ведение государственного мониторинга водных объектов и государственного водного кадастра, осуществляя контроль за пользованием и охраной водных объектов.

       Министерство  природных ресурсов РФ, куда вошел  бывший Государственный комитет  водного хозяйства и его бассейновые  подразделения, обеспечивает рациональное использование водных объектов и  их охрану, действуя на основе следующих функций:

       - планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования;

       - ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

       - осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

       - осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

       - подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, и иных функций. 
 

3 ПЛАНИРОВАНИЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ  ОБЪЕКТОВ 

       Для планирования и принятия решений  по вопросам использования и охраны водных объектов составляются водохозяйственные балансы, представляющие собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами (ст. 75 ВК РФ).

       На  основе водохозяйственных балансов составляются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, содержащие систематизированные материалы исследований и проектных разработок в состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов (ст. 76 ВК РФ).

       Порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов был установлен Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. В соответствии с ним разрабатываются общие федеральные схемы, федеральные бассейновые схемы с выделением показателей по соответствующим территориям субъектов РФ и схемы для трансграничных водных объектов. Федеральные, в том числе бассейновые, схемы разрабатываются Министерством природных ресурсов с участием министерств, комитетов и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Данные схемы составляются на долгосрочный период и утверждаются Министерством экономики РФ.

       На  основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы. Они призваны обеспечить осуществление рационального использования восстановления и охраны водных объектов (ст. 77 Водного кодекса РФ). 

4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ВОДНЫЙ КАДАСТР 

       Государственный мониторинг водных объектов представляет собой регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработку данных; оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов.

       Государственный мониторинг водных объектов ведется Министерством природных ресурсов РФ совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими государственными органами.

       Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном (конкретные водопользователи), территориальном (территориальные органы Министерства природных ресурсов), региональном (региональные геологические центры Министерства природных ресурсов), федеральном (Министерство природных ресурсов) уровнях.

       Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

       Данные  государственного водного кадастра РФ являются официальными и служат для оценки и прогнозирования изменений гидрологических и гидрогеологических условий, ресурсов водных объектов и качества вод; разработки федеральных и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; подготовки и выдаче лицензий на пользование водными объектами; обеспечения водопользователей необходимой информацией о водных объектах; разрешения споров, возникающих по поводу пользования водными объектами. 

5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И  ОХРАНОЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 

       Государственный контроль за использованием и охраной  водных объектов в соответствии с  Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной  водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ призван обеспечить соблюдение юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства РФ.

       Государственный контроль за использованием и охраной  водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, Министерство природных ресурсов РФ непосредственно либо через свои структурные подразделения, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции. Органы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов Министерства природных ресурсов РФ совместно с органами государственного геологического контроля этого Министерства и органами государственного санэпиднадзора Минздрава РФ осуществляют государственный контроль за изучением, использованием и охраной подземных водных объектов, а совместно с органами федерального горного и промышленного надзора России – водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.

       Наряду  с общим управлением использования  и охраны водных объектов, осуществляется дифференцированное выделение правового  статуса некоторых водоемов. 
 

6 ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЯМИ ВОДНОГО ФОНДА 

       Право пользования землями водного  фонда тесно примыкает к праву  пользования водным объектом, так  как земли являются частью водного объекта. Под пользованием водными объектами понимается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. Очевидно, что субъектами права пользования водными объектами могут быть как граждане, так и юридические лица. Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Причем для собственных нужд данный субъект может использовать водные объекты свободно, а для предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование. Водопользователь – юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование. Водопользователи-граждане, в т. ч. несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты. Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. ст. 27, 28, 30 ВК РФ).

       Согласно  ст. 22 ВК РФ оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего кодекса.

       Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь  отчуждение водных объектов, не допускаются.

       Обособленные  водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и  земельным законодательством РФ.

       Права пользования водными объектами  могут переходить от одного лица к  другому лицу только на основании  распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда.

       Использование водных объектов подразделяется на общее  и специальное. Общим называется пользование без применения сооружений, технических средств и устройств. Данное водопользование может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии как на объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Водным кодексом.

       Использование водных объектов с применением сооружений технических средств и устройств  называется специальным, оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Основанием приобретения права пользования водными объектами является лицензия на водопользование и заключенный в соответствии с ней договор пользования водными объектами.

       В целях обеспечения государственных  и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства  РФ. Права пользования водными  объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

       Правовой  режим использования водных объектов можно подразделить и в зависимости  от основного целевого назначения на следующие разновидности; питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного и охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля и для иных целей:

       - использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, которое является приоритетным и поэтому для данного водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение может быть централизованным и не централизованным (ст. 133, 135 ВК).

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда