Право постоянного (бессрочного) пользования землей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос ограничения вещных прав является отражением цивилизованности правовой системы общества. Например, после октябрьской революции в 1917 г. правовой институт сервитуты исчез из правовой реальности Советского общества, в силу объективных причин, однако это создавало почву для возникновения нешуточных конфликтов, которые далеко не всегда заканчивались миром.

Оглавление

Введение с.2

1. Общие положения с. 2

2. Сервитуты с. 4

3. Право постоянного (бессрочного) пользования землей с. 6

4. Право пожизненного наследуемого владения землей с. 6

5. Право хозяйственного ведения и оперативного
управления с. 7

6. Заключение с.14

7. Список используемых нормативно – правовых актов
и литературы с. 15

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по граждан праву Право собственности и др. вещные права.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 

 

 

5. Право  хозяйственного  ведения и оперативного  управления 

 

По российскому гражданскому законодательству право хозяйственного ведения  -   это  ограниченное  вещное право,   которым  наделяются государственные  или  муниципальные  унитарные  предприятия  с  целью осуществления  собственной  предпринимательской  деятельности,  но  с использованием имущества собственника (ст.ст. 114 и 294 ГК РФ). Право оперативного управления  также является  разновидностью ограниченного вещного права. Его субъектами могут быть государственное  федеральное унитарное предприятие (федеральное казенное предприятие) (ст.  ст.115 и 296 ГК РФ)  и учреждение, собственниками которого  вправе выступать как государственные, так и  частные организации и даже  граждане (ст. 120 и 296 ГК РФ).        

 

В соответствии со ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его  реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

 

Собственник имеет право  на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее  ему на праве хозяйственного ведения  недвижимое имущество, сдавать его  в аренду, отдавать в залог, вносить  в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ  и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

 

Остальным имуществом, принадлежащим  предприятию, оно распоряжается  самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными  правовыми актами.

Все перечисленные в статье 295 ГК РФ  права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда УП не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.

Однако за пределами названных  прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его  имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за УП на праве хозяйственного ведения, без его согласия.

В частности, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо распоряжаться иным образом имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными.2

Перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном  ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в п. 1 статьи 295 ГК РФ и в иных законах.

 

Итак, собственник вправе:

а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности.

Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных  УП принимают органы, предусмотренные  в ст. 125 ГК РФ.

 

б) реорганизовать предприятие. Решения  о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменения формы собственности, принимаются ГКИ РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ. Правомочия федеральных органов по преобразованию предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимаются в соответствующем порядке;

 

в) назначать или освобождать  от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении  руководителей федеральных УП предоставлено Правительству РФ и уполномоченным им федеральным министерствам и ведомствам.

 

г) контролировать использование  по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. В отношении федеральных предприятий функцию такого контроля вправе осуществлять ГКИ РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ГКИ РФ федеральные министерства и ведомства. При выявлении фактов неэффективного использования переданного УП имущества ГКИ РФ, а также соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе предъявлять иски о признании сделок, нарушающих права собственника, недействительными;

 

д) получать часть прибыли  от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

 

В п. 2. статьи  295 ГК РФ содержится перечень действий, которые УП, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества. В отношении федеральных предприятий правом давать такое согласие наделены ГКИ РФ и его территориальные агентства. Они же дают его в случае создания федеральным предприятием своего дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК РФ).

 

От лица субъекта РФ или  муниципального образования подобное согласие вправе дать комитет по управлению имуществом субъекта РФ или комитет  по управлению имуществом муниципального образования.

 

Государственное или  муниципальное УП, получив в соответствии со ст. 295 ГК РФ согласие на это от комитета по управлению имуществом, вправе выступить арендодателем закрепленного за ним недвижимого имущества.

По общему правилу  собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения, по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п. 3 ст. 56). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП. Аналогичным образом отвечает само УП по долгам созданного им дочернего предприятия.

 

В соответствии  со ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

 

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Субъектами данного  права являются УП, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое лицо) выступает их собственником. Объект права - имущество казенного предприятия и имущество учреждения.

 

Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее государственным или  муниципальным имуществом на праве  оперативного управления, владеет, распоряжается  и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Значительно шире права  по распоряжению переданным имуществом у собственника этого имущества. Собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.

Однако в том случае, если учреждение или казенное предприятие  обратится в арбитражный суд  с иском о признании недействительными актов управомоченных собственников органов об изъятии их имущества, бремя доказывания обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК РФ, возлагается на этот орган.

Дополнительную особенность  права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст. 115 ГК РФ), так и учреждения (ст. 120 ГК РФ). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие - всем своим имуществом.

 

Казенное предприятие  вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие  самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

 

Гражданский  кодекс РФ в  статье 297 конкретизирует содержание права оперативного управления федерального казенного предприятия на закрепленное за ним имущество.

Казенное предприятие  не вправе сдавать в аренду, использовать в качестве залога, передавать во временное  пользование закрепленное за ним  в оперативное управление недвижимое и другое имущество без согласия Правительства РФ или ГКИ РФ.

Деятельность казенного  предприятия подразделяется на основную, предмет которой установлен при  его создании, и дополнительную, разрешение на которую дает соответствующее  министерство или ведомство РФ. Они же либо Правительство РФ утверждают устав казенного завода (фабрики, хозяйства).

 

Вне зависимости от вида деятельности казенное предприятие  самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок распределения прибыли закреплен в уставе каждого конкретного предприятия.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться  закрепленным за ним имуществом и  имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов  имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.    

Статья  298  ГК РФ конкретизирует права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, в чьей бы собственности это учреждение ни находилось.

По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Из общего правила  существует ряд исключений. В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"1 высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.

 

Согласно Постановлению  Правительства РФ от 27 марта 1997 г. N 342 "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду" научные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года) аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое.

И хотя законность предоставления отдельным видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.

 

Иной характер носит  право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с  учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

ГК РФ исключает возможность  заключения каких-либо договоров между  собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными (см., например, Договор о порядке использования закрепленных за государственным образовательным учреждением федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от 26 марта 1996 г. N ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908).

 

Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заключен - обратиться в суд с иском о признании  условий договора, ограничивающих его  правоспособность, ничтожными.

Право хозяйственного ведения  или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение  о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у  этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Информация о работе Право постоянного (бессрочного) пользования землей