Понятие права собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Право частной собственности граждан на земельные участки – право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением обременении и иных условий, установленных законом.
Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях; 1) при приватизации государственных муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле – продаже; 5) обмена или сделках с землей; 6) в результате внесения в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Оглавление

ВОПРОС 1. Понятие права собственности на землю...................... 3
ВОПРОС 2. Формы собственности на землю.................................. 23
ВОПРОС 3. ЗАДАЧА......................................................................... 24
Список используемых источников................................................... 25

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

     4) Правомочия собственности на  землю совпадают у государства  с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением контрольных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права других собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

     Обобщая характеристику государственной собственности  на землю, можно сделать следующие  выводы:

     а) чем выше уровень государственной  собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению. Так, использование  земель для военных нужд присуще  только федеральной собственности; использование земель для предприятий  энергетического машиностроения возможно как для федеральной, так и  для собственности субъектов  РФ. И наоборот, чем ниже уровень  собственности, тем уже диапазон целевого использования земель, находящихся в собственности;

     б) на одной и той же административно-территориальной  единице (например, район, город) находятся  земельные участки, состоящие в  различных формах собственности  и имеющие различный правовой режим. Это усложняет роль административных образований страны и увеличивает  возможность правовых ошибок при  принятии управленческих решений. Наиболее типичной из них является превышение компетенции должностными лицами и органами местного самоуправления. 

 

     Право муниципальной  собственности на землю.

     Муниципальная собственность на землю – это  собственность городских, сельских и иных населенных пунктов, других муниципальных  образований.

     Объектами права муниципальной собственности  являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную  собственность, либо на основании законов  РФ и субъектов РФ, при разграничении  государственной собственности  на землю. Кроме этого, муниципальная  собственность возникает в порядке  изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия  в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной [3, ст. 53; 2, ст. 225]

     В муниципальной собственности могут  находиться земельные участки, расположенные  как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так  и за их пределами.

     Территорию  муниципального образования составляют:

     – земли городских;

     – сельских поселений;

     – прилегающие к ним земли общего пользования;

     – рекреационные зоны;

     – земли, необходимые для развития поселений;

     – и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

     Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов  РФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.

     Основное  назначение муниципальных земель –  обеспечение проживания, работы и  отдыха населения.

     Указанные земли проходят государственную  регистрацию в Государственном  реестре в соответствии с постановлением Правительства от 18 февраля 1998 г. № 219.[7]

     В соответствии со ст. 130 Конституции  РФ [1] местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к  которой относится все то, что  не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственности.

     Распоряжениями  Правительства РФ из федеральной  собственности в муниципальную  собственность ряда субъектов РФ передаются объекты социально-культурного  и коммунально-бытового назначения.

     В муниципальной собственности находятся  земли в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а  также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов  местного самоуправления. В муниципальную  собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их развития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

     Основное  целевое назначение земель, находящихся  в муниципальной собственности, – служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального  хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государственной собственностью.

     Управление  и распоряжение муниципальными землями  осуществляется органами местного самоуправления на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством  РФ и субъектов РФ.

     Земли, находящиеся в муниципальной  собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам  на основании решений органов  местного самоуправления в соответствии с их уставами.

     До  принятия специального федерального закона оборот земельных участков в крупных городах организуется на основе аренды, продажи права аренды. В.малых городах земельные участки могут передаваться в собственность для индивидуального жилого и гаражного строительства, коллективного садоводства. Передача застроенных земельных участков в собственность осуществляется с учетом планируемого целевого назначения участков согласно градостроительной документации. 

 

2. Формы собственности  на землю 

     Общая собственность  супругов на земельный участок.

     В соответствии с ЗК РФ земельный участок, безвозмездно предоставленный одному из супругов в собственность при  приватизации приусадебных, садовых, личных подсобных хозяйств, гаражных участков, или приобретенный им в результате сделок с землей, либо по иным основаниям, предусмотренным законом, во время  брака, является совместной собственностью супругов, если договором между ними не установлено иное.

     Общая собственность  крестьянского (фермерского) хозяйства  на земельный участок.

     Крестьянскому (фермерскому) хозяйству, созданному на базе одной семьи (семейное) и осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, земельные участки предоставляются на праве общей совместной собственности.

     Общие предельные размеры сельскохозяйственных земель крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ.

     Собственность жилищного  товарищества (кондоминиума).

     Земельные участки, на которых расположены  многоквартирные жилые дома, а  также придомовые участки, обслуживающие  эти строения, могут находиться в  собственности или на правах аренды жилищного товарищества (кондоминиума), передаваемых домовладельцам или товариществам собственников жилья.

     Постановлением  Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. было утверждено Положение "Об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах".[8]

     ЗАДАЧА.

     Астахов обратился в Ивановскую поселковую администрацию с письменным заявлением о предоставлении ему бесплатно  на праве собственности земельного участка размером 2 га для ведения личного подсобного хозяйства. В просьбе Астахову было отказано по мотивам, что он не проживает постоянно на территории поссовета, а выделение земельного участка бесплатно и в таком размере может производиться на основании решения администрации района. Астахов обратился за разъяснением в юридическую консультацию.

     Решите  спор. 
 

     Отказ поселковой администрации в предоставлении земельного участка на праве собственности для ведения подсобного хозяйства (ст. 81, 15 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве") гр. Астахову был мотивирован ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Кроме того, согласно ст. 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Однако максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Т.е. заявленные 2 Га могут быть предоставлены, в случае, если существует соответствующий нормативный акт увеличивающий размер предоставляемой земли (ч.4 ст. 4 ФЗ, ч.1 ст. 33 Земельного кодекса РФ). Что касается бесплатного предоставления, то согласно ч.2 ст. 28 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан и осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

      
 
 
 
 

     Список  используемых источников 

    1. "Конституция  Российской Федерации" (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с  учетом поправок, внесенных Законами  РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС "Консультант плюс"
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010), (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 08.05.2010), (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008), (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 24.02.2010) // СПС "Консультант плюс"
    3. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 22.07.2010) // СПС "Консультант плюс"
    4. Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – М.: ООО "Профобразование", 2001. – 656 с.
    5. Земельное право. Конспект лекций / Сост. Павловский И.А..М.: МИЭМП, 2004. 70 с.
    6. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 22.07.2010) // СПС "Консультант плюс"
    7. Постановление Правительства от 18 февраля 1998 г. № 219 "Об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2006 N 710) // СПС "Консультант плюс"
    8. ЗК РФ, ст.ст. 15-19.
    9. ФЗ РФ от 7 июля 2003г. «О личном подсобном хозяйстве». – СЗ РФ, 2003, № 28, ст. 2881.
    10. ФЗ РФ от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // СЗ РФ, 2006, № 27, ст. 2881.
    11. ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» // СЗ РФ, 2007, № 31, ст. 4009.
    12. ФЗ РФ от 23 ноября 2007 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» // СЗ РФ, 2007, № 48, ст. 5812

Информация о работе Понятие права собственности на землю