Понятие права собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Право частной собственности граждан на земельные участки – право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением обременении и иных условий, установленных законом.
Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях; 1) при приватизации государственных муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле – продаже; 5) обмена или сделках с землей; 6) в результате внесения в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Оглавление

ВОПРОС 1. Понятие права собственности на землю...................... 3
ВОПРОС 2. Формы собственности на землю.................................. 23
ВОПРОС 3. ЗАДАЧА......................................................................... 24
Список используемых источников................................................... 25

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

     В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия, выделяющегося собственника имеет место лишь как исключение, член крестьянского хозяйства может  при выходе из него получить только денежную компенсацию стоимости  части земельного участка и средств производства [2, ст. 258].

     Итак, земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое  владение) или без определения  долей (совместное, владение).

     Если  размер участков долевой собственности  на земельный участок не может  быть определен на основании закона и не установлен соглашением всех ее участников, земельные доли являются равными.

     Соглашением всех участников долевой собственности  может быть установлен порядок определения, и изменения их земельных долей  в зависимости от вклада каждого  из них в приобретение и освоение общего земельного участка.

     Каждый  участник общей долевой собственности  обязан соразмерно со своей долей  участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему земельному участку, а также в издержках  по его содержанию и сохранению.

     При продаже земельной доли в праве  общей собственности на земельный  участок постороннему лицу остальные  участники долевой собственности  имеют преимущественное право продаваемой  земельной доли по цене, за которую  она продается, и на прочих равных условиях, кроме случаев продажи  с аукциона.

     В сельскохозяйственных организациях, которые  являются собственниками земли, происходит своеобразное двойное действие правомочий земельного собственника:

     а) граждане – собственники своей доли, участвуя в хозяйственной деятельности предприятия, осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению своей земельной долей, повышая плодородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота и т.п.;

     б) предприятие осуществляет эксплуатацию земельных массивов, исходя из коллективных, а не индивидуальных интересов. Например, не каждому из работников хотелось бы использовать участок (свою долю) под  пашню как интенсивную форму  хозяйственной эксплуатации земли, но в интересах ведения целостного хозяйства это необходимо.

     В земельные отношения вмешивается  и государство как собственник, поскольку часть земель, не закрепленная в общую собственность, является собственностью государства.

     Основой производственных отношений, как известно, является собственность (производство было бы бессмысленно, если бы не было присвоения его средств и результатов) Поэтому повышение эффективности производства находится в прямой зависимости от включения производителей сельхозпродукции в механизм отношений земельной собственности.

     Устранению  и предотвращению земельных споров у сельскохозяйственных организаций  – собственников земли способствует порядок определения земельных  долей граждан, при общей совместной собственности граждан на землю  доля каждого определяется конкретно, когда она выделяется в натуре при выходе гражданина из сельскохозяйственной организации. Право собственников  на земельную долю при долевой  собственности удостоверяется специальными документами, выдаваемыми органами Комитета по земельным ресурсам и  землеустройству, в которых указывается  размер земельной доли. 

 

     Право государственной  собственности на землю.

     Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности  относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муниципальной собственности [2, ч.2 ст. 214]. Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью [2, ч.2 ст. 214]. От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.

     В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, новый ЗК РФ распредели эту земельную собственность между государственными уровнями.[4, c. 65]

     Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности  Российской Федерации (федеральная  собственность), и земель, находящихся  в собственности субъектов РФ.

     Определены  следующие уровни государственной  собственности на землю:

     а) федеральная собственность (федеральные  земли). К ним относятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными  исключительно к федеральной  собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления  задач федерального значения.

     В состав федеральных земель входят:

     земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;

     земельные участки, занятые федеральными энергетическими  и космическими системами, объектами  ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, водного и лесного фонда, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных образований, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

     земельные участки федеральных государственных  природных заповедников, национальных природных парков, государственных  природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;

     земельные участки Российской Академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских  учреждений, высших учебных заведений  федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;

     иные  земельные участки, предусмотренные  федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принятыми нормами права, международными договорами за РФ признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

     Перечень  земельных участков, отнесенных к  федеральным землям, определяется субъектами Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, принятыми соответствии с Конституцией Российской Федерации.

     Земли, находящиеся в государственной  собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам  для застройки, сельскохозяйственного  производства и иных целей. В государственную  собственность могут приобретаться  земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения  и в результате прекращения права  муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным  земельным кодексом и другими  законами;

     б) собственность субъектов РФ. К  ней относятся земли в пределах их административно-территориальных  границ за исключением федеральных, муниципальных и частных земель.

     Владение, пользование и распоряжение государственными землями находится в совместном ведении органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  РФ в соответствии с ЗК РФ, другими  федеральными законами, законами и  другими нормативными правовыми  актами субъектов РФ, а также в  соответствии с договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

     Исследуя  проблему государственной собственности  на землю и другие природные ресурсы, необходимо отметить, что единого  подхода в ее решении нет.

     Учитывая  федеративное устройство России и существование  двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной  собственности существует в виде:

     – федеральной собственности;

     – собственности субъектов РФ (т.н. субъектной).

     Объектом  права государственной собственности  выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся  в собственности граждан, юридических  лиц и муниципальных образований [2, ст. 214 ГК].

     Статьи 16-18 ЗК РФ [3] указывают на три вида собственности: – государственную, – федеральную собственность  на землю, – также собственность  субъектов РФ.

     На  основании этих статей можно считать, что до тех пор, пока государственная  собственность не разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, на нее распространяется право государственной (т.е. той самой "общей", но не разграниченной) собственности с особым правовым режимом. [5, с. 26]

     Предусмотрено, что управление федеральной и  субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ [1, ст. 71] и субъектов РФ, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.

     В некоторых субъектах Федерации: Бурятии, Башкортостане, Карелии, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия) – Конституции  и другие нормативно-правовые акты относят землю и другие природные  ресурсы к исключительной собственности  этих республик.[4, c. 67]

     Разработчики  Лесного кодекса РФ закрепили  в ЛК, что все вопросы владения, пользования и распоряжения лесами находятся в совместном ведении  РФ и ее субъектов [6, ст. 14].

     Специфика права государственной собственности  на землю заключается в следующем.

     1) Данный вид права собственности  характерен высоким уровнем своих  субъектов. В соответствии со  ст. 1 Конституции РФ [1] Российская  Федерация – Россия – есть  демократическое федеративное правовое  государство с республиканской  формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ [1, ст. 3].

     Таким образом, государство является в  правоотношениях собственности  представителем народа при осуществлении  владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать  свои полномочия собственника не в  интересах одного гражданина и отдельных  групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства  народов с тем, чтобы интересы одних народов не удовлетворялись  в ущерб другим народам.

     2) Государственные земли используются  только в соответствии со своим  целевым назначением. Земли, находящиеся  в собственности государства,  могут использоваться в таких  целях, какие недопустимы для  иных, негосударственных организаций  и граждан. Например, использование  земель под размещение предприятий,  производящих ядерное и иное  боевое вооружение; под военные  полигоны, аэродромы; под выращивание  наркотических и иных, запрещенных  к возделыванию культур и т.  п.

     Таким образом, цели использования земель, находящихся в собственности  государства, являются универсальными, продиктованными интересами функционирования государства.

     3) Основания возникновения права  государственной собственности  на землю имеют свои особенности.  Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство было наделено земельной собственностью по Декрету о земле от 8 ноября (26 октября) 1917 г., и в настоящее время происходит не наделение землей, а разграничение земельной собственности между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.[4, c. 68]

Информация о работе Понятие права собственности на землю