Плата за использование земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

это проявляется в нашей стране так как, и уровень технического развития оставляет желать лучшего, и степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью всёвозрастающая активная деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит к необходимости принятия мер по сохранению как самих земель так и их ценных качеств.
Целью написания этой работы является исследование проблемы как плата и оценка земли.
Цель определила следующие задачи:
рассмотреть понятие платы за пользование земельными участками;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава . 1. Понятие платы за пользование земельными участками…………….....5
Глава 2. Земельный налог как форма платы за землю………………………….…7
Глава 3. Арендная плата за пользование земельными участками………….…...18
Глава 4. Способы и порядок оценки земель………………….…………………..20
Заключение………………………………………………………………………….28
Список источников и литературы…………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Плата за землю 2.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

      Земельный налог обязаны уплачивать организации  и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

      Указанные налогоплательщики определяются на основании записей в Едином государственном  реестре прав на недвижимое имущество  и сделок с ним (далее - ЕГРП). В  связи с введением в действие гл. 31 НК органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны были до 1 марта 2005 г. сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на эти земельные участки, по состоянию на 1 января 2005 г.

      Кроме того, действующим законодательством  предусмотрено, что в случае отсутствия в ЕГРП информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП. Налогоплательщики могут также определяться на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

      Министерство  финансов РФ письмом от 29 декабря 2007 г. N 03-05-05-02/82 обратило внимание налоговых органов на эти положения закона. Кроме того, в письме подчеркивается, что если права на земельные участки длительное время не регистрируются, то такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения. В этих случаях при проведении контрольных мероприятий налоговым органам следует привлекать лиц, уклоняющихся от регистрации указанных выше прав на земельные участки, к уплате земельного налога и применять предусмотренные ст. 122 Налогового кодекса меры ответственности при совершении умышленного налогового правонарушения.

      Следует отметить, что аналогичную позицию  налоговые органы занимали и в  период действия Закона РФ "О плате за землю", причем эта позиция находила подтверждение и в арбитражной практике. Однако она была подвергнута серьезной критике в юридической литературе1. При этом А.Б. Кузнецов порадовался принятию гл. 31 Налогового кодекса. По его словам, в данной главе все изложено настолько ясно, что фискальные органы фактически сразу отказались от попытки продолжить прежнюю практику вменять владельцам зданий и отдельных помещений обязанность по уплате земельного налога при отсутствии надлежаще оформленных правоустанавливающих документов на земельные участки2. Однако жизнь показала, что со стороны налоговых органов это было лишь "временное отступление".

      Не  признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении  земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

      В практике встречались ситуации, когда  пользователи земельных участков пытались оправдать неуплату ими земельного налога ссылками на то, что такой  налог должны платить собственники земельного участка. По их мнению, законодательство не предусматривает, что закрепление земельного участка за другим субъектом на праве постоянного (бессрочного) пользования влечет за собой прекращение обязанности собственника по уплате земельного налога. Возможно, такое правило действительно следовало бы предусмотреть в ст. 388 НК, так как сегодня суды вынуждены всерьез давать оценку таким демагогическим заявлениям3.

      Объектом  налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

      Вместе  с тем не признаются объектом налогообложения:

      1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 27 ЗК);

      2) земельные участки из состава  земель лесного фонда;

      3) земельные участки, ограниченные  в обороте в соответствии с  законодательством Российской Федерации:

      - занятые особо ценными объектами  культурного наследия народов  Российской Федерации, объектами,  включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

      - предоставленные для обеспечения  обороны, безопасности и таможенных  нужд;

      - занятые находящимися в государственной  собственности водными объектами  в составе водного фонда (ст. 389 НК).

      Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данной статье Налогового кодекса РФ круг земельных участков, не признаваемых объектами налогообложения по критерию их отнесения к ограниченным в обороте, значительно уже, чем перечень земельных участков, ограниченных в обороте согласно п. 5 ст. 27 ЗК.

      На  практике часто возникают вопросы, подлежат ли налогообложению земельные  участки, предоставленные тем или  иным государственным органам. В частности, Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ неоднократно разъясняли, что земельные участки, предоставленные подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ, органам судебной власти и управлениям (отделам) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, арбитражным судам могут рассматриваться как земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, а потому они не подлежат налогообложению4.

      Однако  необходимо сказать, что, по мнению Министерства экономического развития и торговли РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ - это федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов; он не является органом судебной власти и соответственно не относится к органам системы безопасности. На основании изложенного Минэкономразвития России считает, что земельные участки, предоставленные органам судебной власти, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом "О безопасности", признаются ограниченными в обороте и освобожденными от уплаты земельного налога. Земельные участки, предоставленные для размещения управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, не являются ограниченными в обороте и подлежат налогообложению5.

      Следует также отметить, что освобождение от налогообложения земельных участков, предоставленных для обеспечения  обороны, безопасности и таможенных нужд, является одним из самых спорных. Некоторые авторы, комментируя положение Налогового кодекса РФ о том, что соответствующие земельные участки не являются объектами налогообложения, дают в скобках ссылку на ст. 93 гл. XVI ЗК6. По нашему мнению, такая ссылка необоснованно сужает круг субъектов, которые могут воспользоваться данной льготой, поскольку земельные участки для обеспечения обороны могут находиться не только на землях обороны непосредственно, но и на землях населенных пунктов и др.

      Налоговая база определяется в отношении каждого  земельного участка как его кадастровая  стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельных  участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков по их письменному заявлению бесплатно территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости не позднее 1 марта этого года. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются также на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет7.

      Поскольку кадастровая стоимость земельного участка используется не только для  целей налогообложения, а может  применяться и для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в иных случаях, установленных Земельным кодексом и федеральными законами (п. 5 ст. 65 ЗК), вопрос о проведении кадастровой оценки земельных участков будет изложен ниже.

      Налогоплательщики-организации  и физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями, определяют налоговую  базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра (кадастра объектов недвижимости) о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, а индивидуальные предприниматели также в отношении земельного участка, принадлежащего им на праве пожизненного наследуемого владения.

      Налоговая база для других физических лиц - налогоплательщиков определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими  ведение государственного земельного кадастра (кадастра объектов недвижимости), органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

      Статья 391 НК (п. 5) предусматривает для некоторых категорий граждан возможность уменьшения налогооблагаемой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). К ним относятся Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; различные категории инвалидов, ветераны Великой Отечественной войны, а также ветераны боевых действий, "чернобыльцы" и некоторые другие категории граждан.

      Если  размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной п. 5 ст. 391, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

      Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК).

      Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга). Однако ст. 384 НК предусматривает, что эти налоговые ставки не могут превышать:

      1) 0,3 процента в отношении земельных  участков:

      отнесенных  к землям сельскохозяйственного  назначения или к землям в составе  зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

      занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса (за исключением доли в  праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

      приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

      2) 1,5 процента в отношении прочих  земельных участков.

      Важно подчеркнуть, что ставка, не превышающая 0,3 процента, может применяться лишь при одновременном соблюдении условий, названных выше. Если какое-то из этих условий отсутствует, то применяется ставка 1,5 процента. Так, например, судебные органы не нашли оснований для применения льготной ставки 0,004 процента, установленной Законом Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. N 611-86, в отношении земельного участка, предоставленного обществу с ограниченной ответственностью в зоне сельскохозяйственного использования в поселении, поскольку он фактически для сельскохозяйственного производства обществом не использовался. Общество пыталось сослаться на то, что им использовалась не льгота, а пониженная ставка налога, и поэтому оно не обязано документально подтверждать правомерность применения налоговой ставки в размере 0,004 процента. Суд правомерно не принял во внимание этот довод, так как в соответствии с положениями ст. 52 НК налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Таким образом, заявитель обязан иметь документы, обосновывающие правомерность использования примененной им ставки налога8.

Информация о работе Плата за использование земель