Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:40, контрольная работа

Краткое описание

Право собственности на земельный участок может возникать по следующим основаниям:
– на основании договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. При этом следует помнить, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования;

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 142.50 Кб (Скачать)


1 Основания возникновения прав на землю

Право собственности  на земельный участок может возникать  по следующим основаниям:

– на основании договоров  и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных  законом, но не противоречащих ему. При этом следует помнить, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования;

– на основании актов  государственных органов, органов  местного самоуправления, которые предусмотрены  законом в качестве оснований  возникновения гражданских прав и обязанностей. Таким актом является акт о предоставлении земельного участка в собственность. По указанному основанию право собственности на земельные участки возникает в случаях предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

– на основании судебного  решения, установившего гражданские  права и обязанности. Например, судебное решение о разделе земельного участка, находящегося в общей собственности;

– вследствие причинения вреда одним лицом другому. Статья 1082 ГК РФ предусматривает возможность возмещения вреда в натуре, путем предоставления лицом, обязанным возместить вред, вещи того же рода и качества;

– вследствие неосновательного обогащения. В соответствии с п.1 ст. 1104 ГК РФ «имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре»;

– в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым  законом (статья 234 ГК РФ – приобретательная давность).

Право постоянного (бессрочного) пользования возникает на основании административного акта (акта о предоставлении), кроме того, основанием возникновения этого права, согласно ГК РФ, могут быть сделки.

Право пожизненного наследуемого владения возникало на основании  административного акта (акта о предоставлении). В настоящее время ЗК РФ не предусматривает возможности возникновения этого права на землю.

Право аренды земельного участка возникает на основании договора аренды.

Основания возникновения  права ограниченного пользования  чужим земельным участком (сервитута):

– соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка;

– судебное решение об установлении и условиях сервитута – в случае недостижения указанными лицами соглашения.

Основаниями возникновения  права безвозмездного срочного пользования  могут быть как сделки, так и  акт о предоставлении права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Права на земельные участки  подлежат государственной регистрации  в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация  возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной  регистрации прав. Государственная  регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Форма свидетельств и  специальной надписи устанавливается  Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 

 

2 Оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Принятый в конце 2001 года Земельный кодекс Российской Федерации  по вопросам предоставления, использования  и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения делает отсылку к федеральному закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения (пункт 6 статьи 27, пункт 5 статьи 79, статьи 81 и 82).

Президент Российской Федерации, Государственная Дума и Совет  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации пошли на такой компромисс, чтобы выйти из тупиковой ситуации, сложившейся с принятием Земельного кодекса Российской Федерации из-за восьмилетних дебатов и разногласий по вопросу купли-продажи сельскохозяйственных угодий.

Землями сельскохозяйственного  назначения являются земли за чертой сельских и городских поселений, предоставленные для нужд сельского  хозяйства, а также предназначенные  для этих целей (статья 56 Земельного кодекса РСФСР и статья 77 Земельного кодекса РФ).

Земли сельскохозяйственного  назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и др. многолетние плодовые насаждения) и на несельскохозяйственные угодья (внутрихозяйственные дороги, полезащитные лесополосы, не входящие в земли лесного фонда сельские леса и древесно-кустарниковая растительность, не входящие в земли водного фонда замкнутые водоемы, земли под зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также неудобья в виде оврагов, песков, солончаков, болот и т.п.).

До земельной реформы  и реорганизации бывших колхозов и совхозов деление земель сельскохозяйственного  назначения на сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья не имело правовых последствий, так как все эти земли закреплялись за сельскохозяйственными организациями на одном праве - праве постоянного (бессрочного) пользования и находились в государственной собственности.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий и несельскохозяйственных угодий резко поменялся в ходе осуществления  земельной реформы.

В соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной  реформы в РСФСР", постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 04.09.1992 № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса" (в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона признаны утратившими силу, соответственно, указом Президента РФ от 25.02.2003 № 250 и постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 912) колхозам и совхозам было вменено в обязанность провести в 1992 году реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Реорганизация колхозов и совхозов осуществлялась одновременно с реализацией постановления  Президиума Верховного Совета РСФСР  и Совета Министров РСФСР от 15.03.1991 "О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР". В соответствии с этим постановлением разрешалось изымать у колхозов и совхозов без их согласия все неиспользуемые ими земли, а также до 10% площади используемых сельскохозяйственных угодий. Изъятые земли зачислялись в фонд перераспределения земель, из которого органы местного самоуправления затем предоставляли земельные участки гражданам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства.

Таким образом, колхозы  и совхозы "потеряли" по 10% сельскохозяйственных угодий.

Оставшиеся у них 90% сельскохозяйственных угодий были поделены на условные земельные доли без определения  их границ на местности с передачей  земли в собственность граждан. Право на получение земельной доли в собственность получили работники сельскохозяйственной организации, пенсионеры этой организации, а также работники предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на территории этой сельскохозяйственной организации. Пенсионеры объектов социальной сферы на селе прав на земельную долю не получили.

Таким образом, все сельскохозяйственные угодья у колхозов и совхозов были изъяты и они как юридические  лица остались только с несельскохозяйственными угодьями, приватизация которых не проводилась.

За созданными на базе бывших колхозов и совхозов новыми сельскохозяйственными обществами, товариществами и кооперативами  несельскохозяйственные угодья закреплялись на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Сельскохозяйственные  угодья оказались в общей долевой  собственности граждан, каждый из которых  получил Свидетельство о праве  собственности на землю.

Имущество колхозов и  совхозов также было поделено на имущественные паи граждан в зависимости от трудового вклада конкретного гражданина и перестало быть имуществом юридического лица.

Таким образом, создаваемые  новые сельскохозяйственные общества, товарищества и кооперативы получили право на использование только несельскохозяйственных угодий на праве постоянного (бессрочного) пользования. Вопрос об использовании сельскохозяйственных угодий и имущества бывших колхозов и совхозов необходимо был решать на добровольных договорных отношениях с гражданами - собственниками земельных долей и имущественных паев.

Идея принимать земельное  законодательство отдельными федеральными законами по конкретным предметам регулирования  себя оправдала. Уже приняты и  действуют федеральные законы "О  государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 № 28-ФЗ, "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78-ФЗ, "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 № 101-ФЗ, "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 № 101-ФЗ, "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 №74-ФЗ, "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 № 112-ФЗ.

Проблема оборота земель сельскохозяйственного назначения существует не только в России, но и  в зарубежных странах и везде  она решается по-разному.

Статистические данные свидетельствуют о том, что соотношение темпов роста населения и ограниченности земельных ресурсов выводит проблему обеспечения продовольствием из разряда долгосрочных в разряд наиболее срочных задач. Население планеты с 1900 года к 2000 году увеличилось с 1,6 млрд. человек до 6 млрд. человек, т. е. в 3,8 раза. За этот же период площадь сельскохозяйственных угодий удалось увеличить с 4,1 млрд. га до 4,8 млрд. га, т. е. только на 15%.

Напрашивается вывод, что  с каждым годом значимость сельскохозяйственных угодий будет возрастать. Земельные ресурсы России будут востребованы в ближайшие 20 лет и многое будет зависеть от того, в чьих руках они окажутся к этому времени. Ясно, что спрос на пашню будет расти.

Пахотные земли в  России занимают 129 млн. га или 9,5% мировых  запасов при численности населения 146 млн. человек. Для сравнения, в зарубежной Европе (включая Украину и Белоруссию) имеется 170 млн. га пашни при численности населения 580 млн. человек.

Поэтому каждая страна старается  защитить и сохранить свои сельскохозяйственные земли и на их оборот вводит те или иные ограничения.

Человеческая мысль  придумала 14 видов ограничений на оборот сельхозземель, которые применяется  в странах в той или иной комбинации. Законодательно устанавливаются  или не устанавливаются:

перечень земель, запрещенных к приватизации, находящихся в ограниченном обороте или находящихся в свободном обороте;

квалификационные требования (опыт работы или сельскохозяйственное образование), предъявляемые к покупателям  земли;

ограничения или запрет для иностранцев права собственности на землю (только аренда);

запрет на изменение  целевого назначения угодий без согласования с органами власти;

перечень лиц, имеющих  преимущественное право на приобретение земли (арендаторы, соседи, сельские жители, органы власти и т.д.);

минимальная цена продажи;

случаи бесплатной или  льготной приватизации государственных  земель;

предельные размеры  земельных участков, находящихся  в собственности у одного лица;

предельные размеры  арендуемых земель;

минимальные и максимальные сроки аренды;

разрешение или запрет на субаренду земель;

особенности совершения сделок с землей (с разрешения или  без разрешения органов власти);

основания и порядок  изъятия неиспользуемых земель;

сроки моратория на перепродажу  земель.

В принятом Федеральном  законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" использованы ограничения под номерами 1, 3, 4, 5, 8, 10 и 13.

Следует отметить, что  принятию этого Федерального закона предшествовало широкое обсуждение вопроса об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема дважды (в декабре 2001 года и апреле 2002 года) рассматривалась на парламентских слушаниях в Государственной Думе, на заседании Госсовета у Президента Российской Федерации (апрель 2002 года), на конференции Совета Федерации (июнь 2002 года).

Наконец, для подготовки согласованных поправок в принятый в I чтении вариант законопроекта  была создана совместная трехсторонняя  рабочая группа из 42 человек в  составе депутатов Государственной  Думы (пропорционально численности  фракций и депутатских объединений), членов Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации от Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Создание такой рабочей группы было инициировано Государственной Думой, причем впервые в практике ее работы. Данная рабочая группа на девяти своих заседаниях выработала согласованный (компромиссный) текст законопроекта ко II чтению и передала его в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, который являлся ответственным Комитетом за подготовку законопроекта, для обоснования им предлагаемых решений о принятых или отклоненных поправках, поступивших к законопроекту от субъектов права законодательной инициативы.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"