Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 05:27, курсовая работа
Цель исследования - раскрыть особенности применения правового института купли-продажи в отношении земельных участков, охарактеризовать его специфику на базе современного законодательства с учетом не только гражданского, но и земельного законодательства, внести предложения по совершенствованию правового регулирования и толкованию соответствующих норм.
Введение 3
Глава 1. Земельный участок как объект договора купли-продажи 6
1.1. Понятие земельного участка 6
1.2. Законы и иные нормативно-правовые акты о купле - продажи земли 11
1.3. Земельно-правовые особенности купли-продажи 15
Глава 2. Специфики заключения договоров купли-продажи различных видов земельных участков 19
2.1. Порядок договора купли-продажи земельного участка под приватизированными предприятиями 19
2.2. Специфика купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения 29
Глава 3. Концепция законодательства купли-продажи земельных участков 34
3.1. Исполнение договора купли-продажи земельного участка 34
3.2. Ответственность за ненадлежащее исполнение по договору купли - продажи земельного участка 41
З.3. Судебная практика в сфере купли-продажи земельного участка 47
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Обязательство, которое связывает стороны, заключается в необходимости совершения действий, направленных на государственную регистрацию перехода права собственности, которая проводится на основании заявления обеих сторон, участвующих в договоре купли-продажи недвижимости. В случае уклонения одной из сторон от совершения указанных действий, другая сторона вправе обратиться в суд с исковым требованием произвести регистрацию в соответствии с судебным решением (п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса РФ). Более того, сторона, уклоняющаяся от регистрации, обязана возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки (п. 4 ст. 165 Гражданского кодекса РФ).
Итак, как уже отмечалось, государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимость, отчуждаемую по договору купли-продажи. Это правило ст. 551 Гражданского кодекса РФ является императивным. Стороны не вправе ни изменить его своим усмотрением, ни оспорить в судебном порядке.
Федеральным
законом о государственной
права на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним; права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах;
аренды недвижимого имущества; сервитутов; ипотеки;
права
собственности на земельный участок
при разграничении
предусмотрены
особенности государственной
Не менее значимым является вопрос государственной регистрации перехода прав при приватизации земельных участков под приватизированными предприятиями.
В
целях установления ясности в
вопросе регистрации права
Специфика купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»28.
Так, в ст. 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения реализован принцип преимущественного права субъекта РФ или, в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Механизм реализации преимущественного права покупки схож с установленным в ст. 250 ГК РФ для случаев продажи доли в праве общей собственности, однако имеет свои особенности.
Преимущественным правом покупки обладает субъект РФ. Некоторые субъекты РФ оперативно урегулировали порядок реализации этого права. Например, в соответствии со ст. 26 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Извещение продавца земельного участка в трехдневный срок после получения высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края направляется на рассмотрение уполномоченному органу. Решение уполномоченного органа о реализации преимущественного права покупки должно быть принято в трехнедельный срок и незамедлительно направлено продавцу. Порядок рассмотрения извещений и принятия решений уполномоченным органом утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Субъект
РФ в своем законе вправе уполномочить
на реализацию преимущественного права
покупки муниципальные
Для продажи земельного участка продавец обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора.
Согласно ст. 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Учитывая, что вопрос о цене продажи земельного участка специально оговорен в Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения, что в соответствии с п. 1 ст. 454 и п. 1 ст. 549 ГК РФ к существенным условиям договора продажи недвижимости относятся условия о предмете договора и о цене продаваемого объекта, цена продажи и предмет договора должны быть указаны в извещении30.
Описание и индивидуализация земельного участка осуществляется в результате проведения его государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Кроме этого, стороны договора могут факультативно отнести к существенным условиям договора и иные условия, по которым должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, наиболее надежным способом выполнить требование закона об указании в извещении «цены и других существенных условий договора»31 является направление субъекту РФ проекта договора купли-продажи. В противном случае может быть поставлено под сомнение надлежащее выполнение данного требования с вытекающими возможными неблагоприятными последствиями, предусмотренными в п. 4 ст. 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Для извещения субъекта РФ законом предусмотрены два возможных варианта: извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Любой из этих вариантов будет являться надлежащим извещением. На осуществление преимущественного права покупки законом отведен 1 месяц со дня поступления извещения.
По смыслу закона, договор купли-продажи может быть заключен в течение 1 года со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или, в случаях, установленных законом субъекта РФ, в муниципальное образование, в том числе, до истечения месячного срока, в пределах которого может быть заявлено намерение об осуществлении преимущественного права покупки. В последнем случае договор купли-продажи земельного участка можно заключить под условием (ст. 157 ГК РФ).
Если в течение года со дня извещения договор купли-продажи не будет заключен или заключен на условиях по цене ниже ранее заявленной или с изменением других существенных условий договора, отличающихся от заявленных в извещении, у уполномоченных субъектов возникает вновь преимущественное право покупки, нарушение которого может повлечь неблагоприятные последствия, предусмотренные в п. 4 ст. 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения32.
Предусмотренное в ст. 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки не распространяется на случаи отчуждения земельного участка при совершении иных сделок, в том числе, по договору мены, дарения, под выплату ренты33.
В
заключении данного параграфа нужно
отметить, что для организации
более рационального использования земельных
участков сельскохозяйственного назначения
в Федеральном законе «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения», по
мнению многих юристов, следовало бы закрепить
требования к квалификации лиц, которые
приобретают земельные участки в собственность
или аренду. В этих целях необходимо, по
нашему мнению, в ст. 2 ФЗ «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» внести
дополнение (п.З), закрепляющее следующее
положение: «Земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения может
быть приобретен в собственность или в
аренду дееспособным физическим лицом,
имеющим специальное сельскохозяйственное
(агрономическое) образование или опыт
работы в сельском хозяйстве, либо юридическим
лицом, в Уставе которого закреплено, что
производство, переработка и хранение
сельскохозяйственной продукции является
одним из основных видов его деятельности;
имеющим квалифицированных работников
со специальным сельскохозяйственным
образованием или опытом работы в сельском
хозяйстве».
Глава 3. Концепция законодательства купли-продажи земельных участков
Исполнение договора купли-продажи земельного участка - это совершение продавцом и покупателем (либо воздержание от совершения) действий, связанных с передачей, принятием и оплатой земельного участка. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Права и обязанности сторон договора купли-продажи земельного участка определяются в договоре в соответствии с требованиями законодательства. Поэтому юридическое содержание действий сторон, направленных на исполнение договора, составляет надлежащая реализация сторонами договора своих прав и обязанностей, предусмотренных законом и договором.
Продавец вправе:
требовать от покупателя оплаты земельного участка в порядке и сроки, установленные договором;
в случае уклонения покупателя от государственной регистрации перехода права собственности на участок обратиться в суд с требованием о проведении государственной регистрации перехода права собственности и возмещении убытков, вызванных задержкой регистрации.
Продавец обязан:
при
заключении договора предоставить покупателю
достоверную и максимально
передать
земельный участок в
подписать документ о передаче в срок, установленный договором (не уклоняться от подписания документа о передаче земельного участка);
обратиться в орган юстиции с заявлением, о проведении государственной регистрации перехода права собственности на участок к покупателю (не уклоняться от государственной регистрации).
Информация о работе Концепция законодательства купли-продажи земельных участков