Концепция законодательства купли-продажи земельных участков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 05:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - раскрыть особенности применения правового института купли-продажи в отношении земельных участков, охарактеризовать его специфику на базе современного законодательства с учетом не только гражданского, но и земельного законодательства, внести предложения по совершенствованию правового регулирования и толкованию соответствующих норм.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Земельный участок как объект договора купли-продажи 6
1.1. Понятие земельного участка 6
1.2. Законы и иные нормативно-правовые акты о купле - продажи земли 11
1.3. Земельно-правовые особенности купли-продажи 15
Глава 2. Специфики заключения договоров купли-продажи различных видов земельных участков 19
2.1. Порядок договора купли-продажи земельного участка под приватизированными предприятиями 19
2.2. Специфика купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения 29
Глава 3. Концепция законодательства купли-продажи земельных участков 34
3.1. Исполнение договора купли-продажи земельного участка 34
3.2. Ответственность за ненадлежащее исполнение по договору купли - продажи земельного участка 41
З.3. Судебная практика в сфере купли-продажи земельного участка 47
Заключение 52
Список использованной литературы 55

Файлы: 1 файл

черновик диплома.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

     Обязательство, которое связывает стороны, заключается в необходимости совершения действий, направленных на государственную регистрацию перехода права собственности, которая проводится на основании заявления обеих сторон, участвующих в договоре купли-продажи недвижимости. В случае уклонения одной из сторон от совершения указанных действий, другая сторона вправе обратиться в суд с исковым требованием произвести регистрацию в соответствии с судебным решением (п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса РФ). Более того, сторона, уклоняющаяся от регистрации, обязана возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки (п. 4 ст. 165 Гражданского кодекса РФ).

     Итак, как уже отмечалось, государственной  регистрации подлежит только переход  права собственности на недвижимость, отчуждаемую по договору купли-продажи. Это правило ст. 551 Гражданского кодекса РФ является императивным. Стороны не вправе ни изменить его своим усмотрением, ни оспорить в судебном порядке.

     Федеральным законом о государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрена государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним таких, как, например:

     права на предприятие как имущественный  комплекс и сделок с ним; права  на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах;

     аренды  недвижимого имущества; сервитутов; ипотеки;

     права собственности на земельный участок  при разграничении государственной  собственности на землю;

     предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

     Не  менее значимым является вопрос государственной регистрации перехода прав при приватизации земельных участков под приватизированными предприятиями.

     В целях установления ясности в  вопросе регистрации права собственности  на земельный участок под приватизированными предприятиями предлагается внести в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнительно статью, учитывающую особенности государственной регистрации перехода прав при приватизации земельных участков под приватизированными предприятиями. Данная статья должна регулировать вопросы, связанные с указанной государственной регистрацией, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, вынесшего решение о предоставлении земельного участка либо действующего по их поручению лица от имени продавца участка. Не должно являться препятствием для государственной регистрации условие о рассрочке платежа за земельный участок, передаваемый в собственность юридического лица, собственника приватизированного предприятия. Необходимо учесть, что право собственности на земельный участок, в том числе на тот, который был приобретен в рассрочку, переходит к покупателю с момента государственной регистрации перехода права27.

     В заключение вышеизложенного, нужно отметить, что одной из ключевых целей государственной политики в сфере земли и иной недвижимости является передача земельных участков приватизированным предприятиям. Для ее достижения и логического завершения процесса приватизации предприятий предлагается признать выкуп земельных участков приватизированными предприятиями дооформлением прав на весь земельно-имущественный комплекс в целом. В связи с этим предлагается, максимально упростить порядок выкупа земельных участков предприятиями, приватизированными до вступления в силу Земельного кодекса РФ и оформления прав на эти земельные участки.

     Завершение приватизации имущественного комплекса путем  до оформления прав на земельный участок будет соответствовать нормам действующего земельного законодательства, согласно которым не допускается приватизация объектов недвижимости без земельных участков (п.7 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ).

2.2. Специфика купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения

 

     Специфика купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»28.

     Так, в ст. 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного  назначения реализован принцип преимущественного права субъекта РФ или, в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

     Механизм  реализации преимущественного права  покупки схож с установленным  в ст. 250 ГК РФ для случаев продажи  доли в праве общей собственности, однако имеет свои особенности.

     Преимущественным  правом покупки обладает субъект РФ. Некоторые субъекты РФ оперативно урегулировали порядок реализации этого права. Например, в соответствии со ст. 26 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

     Извещение продавца земельного участка в трехдневный  срок после получения высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края направляется на рассмотрение уполномоченному органу. Решение уполномоченного органа о реализации преимущественного права покупки должно быть принято в трехнедельный срок и незамедлительно направлено продавцу. Порядок рассмотрения извещений и принятия решений уполномоченным органом утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

     Субъект РФ в своем законе вправе уполномочить на реализацию преимущественного права  покупки муниципальные образования. Однако при этом должна быть соблюдена ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, предусматривающая, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству29.

     Для продажи земельного участка продавец обязан известить в письменной форме  высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ о намерении продать  земельный участок с указанием  цены и других существенных условий договора.

     Согласно  ст. 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или  иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров  данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

     Учитывая, что вопрос о цене продажи земельного участка специально оговорен в Законе об обороте земель сельскохозяйственного  назначения, что в соответствии с  п. 1 ст. 454 и п. 1 ст. 549 ГК РФ к существенным условиям договора продажи недвижимости относятся условия о предмете договора и о цене продаваемого объекта, цена продажи и предмет договора должны быть указаны в извещении30.

     Описание  и индивидуализация земельного участка  осуществляется в результате проведения его государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

     Кроме этого, стороны договора могут факультативно  отнести к существенным условиям договора и иные условия, по которым должно быть достигнуто соглашение.

     Таким образом, наиболее надежным способом выполнить  требование закона об указании в извещении «цены и других существенных условий договора»31 является направление субъекту РФ проекта договора купли-продажи. В противном случае может быть поставлено под сомнение надлежащее выполнение данного требования с вытекающими возможными неблагоприятными последствиями, предусмотренными в п. 4 ст. 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

     Для извещения субъекта РФ законом предусмотрены два возможных варианта: извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Любой из этих вариантов будет являться надлежащим извещением. На осуществление преимущественного права покупки законом отведен 1 месяц со дня поступления извещения.

     По  смыслу закона, договор купли-продажи  может быть заключен в течение 1 года со дня поступления извещения  в высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ или, в случаях, установленных законом субъекта РФ, в муниципальное образование, в том числе, до истечения месячного срока, в пределах которого может быть заявлено намерение об осуществлении преимущественного права покупки. В последнем случае договор купли-продажи земельного участка можно заключить под условием (ст. 157 ГК РФ).

     Если  в течение года со дня извещения  договор купли-продажи не будет  заключен или заключен на условиях по цене ниже ранее заявленной или  с изменением других существенных условий  договора, отличающихся от заявленных в извещении, у уполномоченных субъектов возникает вновь преимущественное право покупки, нарушение которого может повлечь неблагоприятные последствия, предусмотренные в п. 4 ст. 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения32.

     Предусмотренное в ст. 8 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки не распространяется на случаи отчуждения земельного участка при совершении иных сделок, в том числе, по договору мены, дарения, под выплату ренты33.

     В заключении данного параграфа нужно отметить, что для организации более рационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по мнению многих юристов, следовало бы закрепить требования к квалификации лиц, которые приобретают земельные участки в собственность или аренду. В этих целях необходимо, по нашему мнению, в ст. 2 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» внести дополнение (п.З), закрепляющее следующее положение: «Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен в собственность или в аренду дееспособным физическим лицом, имеющим специальное сельскохозяйственное (агрономическое) образование или опыт работы в сельском хозяйстве, либо юридическим лицом, в Уставе которого закреплено, что производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов его деятельности; имеющим квалифицированных работников со специальным сельскохозяйственным образованием или опытом работы в сельском хозяйстве». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Концепция законодательства купли-продажи земельных  участков

3.1. Исполнение договора купли-продажи земельного участка

 

     Исполнение  договора купли-продажи земельного участка - это совершение продавцом и покупателем (либо воздержание от совершения) действий, связанных с передачей, принятием и оплатой земельного участка. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).

     Права и обязанности сторон договора купли-продажи  земельного участка определяются в  договоре в соответствии с требованиями законодательства. Поэтому юридическое содержание действий сторон, направленных на исполнение договора, составляет надлежащая реализация сторонами договора своих прав и обязанностей, предусмотренных законом и договором.

     Продавец  вправе:

     требовать от покупателя оплаты земельного участка  в порядке и сроки, установленные  договором;

     в случае уклонения покупателя от государственной  регистрации перехода права собственности  на участок обратиться в суд с  требованием о проведении государственной регистрации перехода права собственности и возмещении убытков, вызванных задержкой регистрации.

     Продавец  обязан:

     при заключении договора предоставить покупателю достоверную и максимально полную информацию о продаваемом земельном  участке, которая может существенным образом повлиять на решение покупателя о приобретении данного участка;

     передать  земельный участок в собственность  покупателя в качественном состоянии, не состоящим под арестом (запрещением), свободным от прав третьих лиц (за исключением случая, когда покупатель согласился принять земельный участок, обремененный правами третьих лиц, названными в договоре);

     подписать документ о передаче в срок, установленный  договором (не уклоняться от подписания документа о передаче земельного участка);

     обратиться  в орган юстиции с заявлением, о проведении государственной регистрации перехода права собственности на участок к покупателю (не уклоняться от государственной регистрации).

Информация о работе Концепция законодательства купли-продажи земельных участков