Экономическое стимулирование охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование мер экономического стимулирования охраны земель.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
рассмотреть правовые основы охраны земель
исследовать меры экономического стимулирования охраны земель
проанализировать методы позитивной и негативной мотивации экономического стимулирования охраны земель

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Правовые основы охраны земель……………………………………………..4
2. Экономическое стимулирование охраны земель……………………...........11
3. Методы позитивной и негативной мотивации экономического стимулирования охраны земель………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список……

Файлы: 1 файл

МОЯ контрольная.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
gn="justify">б) возмещение за счет госбюджета части или полной стоимости капитальных работ, выполненных пользователем угодий;

в) принятие на счет госбюджета всех или части  расходов пользователя земли, необходимых  для поддержания результатов  проделанных работ.

     В финансовом отношении наиболее приемлема для госбюджета первая форма. Она должна заключаться в том, что, несмотря на повысившийся чистый доход, получаемый пользователем угодий, ставка земельной платы не должна повышаться по крайней мере в течение того срока, за который окупятся сделанные вложения. После истечения этого срока повышение ставки платежей должно быть умеренным с тем, чтобы пользователь земли смог регулярно получать прибыль на ту сумму средств, которую он затратил.

     Вторая  и третья формы желательны в тех  случаях, когда сравнительно небольшая поддержка со стороны госбюджета будет стимулировать пользователей земли вкладывать собственные средства в мероприятия по капитальному улучшению и защите своих угодий. Эти формы могут служить альтернативой односторонним мелиоративным и защитным работам, целиком выполняемым за счет государства. В этих случаях государство может претендовать на часть тех земельных доходов, которые возросли в результате проведения мелиоративных работ.

     Во  всех случаях проведение в жизнь  рассматриваемой нормы требует резкого повышения авторитета государственной землеустроительной службы. Эта служба должна не только удостоверять сам факт и полезность результатов проводимых пользователями земли работ, их стоимость, влияние на окружающие земли и тому подобные обстоятельства. Землеустроительная служба должна заранее знакомиться с проектами мелиорации и защиты земель, согласовывать места, сроки и порядок выполнения работ, контролировать их проведение, брать на себя ответственность за их результаты;

5) установление повышенных цен на экологически чистую продукцию.

Эта норма  направлена на поощрение пользователей сельскохозяйственных угодий, которые воздерживаются от чрезмерного применения химикатов, сохраняют природные качества почвы и высокие экологические стандарты выращиваемой продукции.

     Юридическая и экономическая слабость этой нормы  состоит в том, что закон дает обязательства пользователям земли, но от имени самостоятельных хозрасчетных организаций – закупщиков сельскохозяйственной продукции, а не государства. Будут ли такие организации закупать экологически чистую продукцию, по более высоким ценам, а если будут, то насколько дороже, чем загрязненную, – такую гарантию закон дать не может. В противном случае это означало бы прямое вмешательство в хозрасчетную деятельность закупочных организаций.

     Государство могло бы гарантировать пользователям  земли более высокие цены за экологически чистую продукцию, закупаемую только бюджетными организациями (больницами, школами, детскими домами и т п.), чью деятельность государство вправе и обязано контролировать. Но в отношении основной массы потребителей такая гарантия весьма проблематична.

     Более реальное воздействие на пользователей  земли государство могло бы осуществить  иным путем, а именно выдавая (от имени  землеустроительной службы) сертификаты, удостоверяющие экологически выдержанную технологию производства на землях определенных хозяйств. На основе таких сертификатов хозяйства могли бы искать покупателей на свою продукцию, ценящих ее качество, и требовать за эту продукцию более высокую цену. Внедрение такого порядка требует возложения на землеустроительную службу дополнительной обязанности – обеспечения контроля за химизацией земледелия. По-видимому, такой контроль был бы уместен, так как позволил бы сосредоточить все земельно-контрольные функции в руках одной государственной организации. 
 

3. МЕТОДЫ ПОЗИТИВНОЙ  И НЕГАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ  ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ 

     Экономическое стимулирование достигается методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Поскольку санкции за административные правонарушения чаще всего имеют форму штрафа, можно сказать, что административная ответственность за земельные правонарушения является основным методом негативной мотивации [5, с.32].

     Следует отметить, что существующая система  административных штрафов далека от совершенства:

- недостаточно  четко определен перечень нарушений  для привлечения к административной  ответственности;

- различные  виды нарушений и ответственности  за них описываются в многочисленных  нормативных актах;

- размер  штрафов не способствует выполнению  ими стимулирующей функции (не  зависит от вины нарушителя  и не связан с размерами  его дохода);

- штрафы применяются в основном по отношению к руководящим работникам, а не к непосредственным виновникам нарушений.

     Необходимость применения методов позитивной мотивации  определяется главным образом следующими причинами:

- экономические  санкции могут в лучшем случае обеспечить выполнение нормативов, но не улучшение их и не выявление резервов;

- проведение  многих природоохранных мероприятий  экономически невыгодно для предприятий.

     Существуют  различные классификации методов экономического стимулирования. А.Тарасов разделяет все методы на прямые и косвенные. К прямым он относит:

- выделение  средств из бюджета для восстановления  земель;

- освобождение  от платежей за пользование  землей;

- предоставление  льготных, кредитов;

- компенсацию  за снижение доходов, возникающих 
в результате консервации части земель;

- дотации  за использование земель, не приносящих  нормального дохода;

- группу  санкций за нарушение земельного  законодательства.

     Косвенными  методами являются компенсации потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, текущие платежи за пользование землей и ряд других мер. При этом, как отмечается, влияние косвенных методов может быть существеннее, чем прямых.

     Сегодня величина земельного налога определяется по стабильным ставкам на единицу  площади. Ставка земельного налога зависит от трех основных параметров (характеристик) земельного участка: категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населенных пунктов и т.д.); местоположения земельного участка (транспортная доступность, близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры и т.д.): размера земельного участка (а соотношении с установленной нормой отвода земли). Эти характеристики земельного участка учитываются при исчислении его кадастровой стоимости, определенный процент от которой и представляет собой земельный налог.

     Тем не менее, земельный налог не играет пока регулирующей роли. Он слабо влияет на уровень и характер использования  земли, не побуждает к применению наиболее эффективных методов земледелия. Дифференциация земельного налога не в полной мере отражает различия в местоположении и плодородии земельных участков даже в пределах одного района или области, Существенный эффект приносят лишь такие меры как освобождение от платы за землю или получение льгот по уплате земельного налога.

     В федеральном законе № 101-ФЗ закреплены меры обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначений, основанные на прямом и полном государственном  финансировании: такие как обеспечение  производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, а также предоставление собственникам, владельцам, пользователям, в том числе арендаторам земельных участков, техники для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и протиеоэроэионных мероприятий, Однако данные меры не реализуются на практике. Кроме того, даже в случае реализации данные меры скорее будут не столько побуждать к эффективной деятельности, сколько порождать иждивенческий подход со стороны землепользователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Основу  жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории, составляет земля, использование которой должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства, основой хозяйственной и иных видов деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить необходим мероприятия:  
Содержание охраны земель составляют выполнение специальных программ. С целью охраны земель разрабатываются соответствующие программы, предусматривающие перечень обязательных мероприятий по охране земель. При этом учитываются особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия.

     Оценка  состояния земель и эффективности  предусмотренных мероприятий по охране земель осуществляются на основании экологической экспертизы, установленных санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

     Таким образом, эффективность мероприятий по охране земель зависит от экономических факторов стимулирования рационального использования и бережного отношения к земельным ресурсам. Порядок такого стимулирования устанавливается, в частности, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.  
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативно-правовые акты

1. Земельный  кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 21 июля 2011 г.) // Рос. Газ. 30 октября 2001 г. N 211-212.

2. Федеральный закон  от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ, 2001. № 27

3. Федеральный   закон  от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 2003 № 29 

II. Научная и учебная литература

4. Боголюбов,  С.А. Земельное право: учебник / С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская. – М.: Проспект, 2009. – 400 с.

5. Жариков  Ю. Г. Земельное право России : учебник для вузов / Ю. Г.  Жариков . - 2-е изд., стер . - М. : КноРус , 2008. – 477 с.

6. Земельное  право : учебное пособие / Г.  В. Чубуков, [и др.], ред. Г. В. Чубуков, ред. Н. А. Волкова - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2006. – 303 с.

7. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник.-М.: Юристъ, 2002. – 288 с.

8. Экологическое  право и земельное право России  : методические материалы : учебное пособие / ред. А. К. Голиченков . - М. : Городец-издат , 2006. – 363 с.  

III. Электронные ресурсы

9. http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1202_page_75.html

10. http://pravoved.in.ua/section-kodeks/78-zku/312-glava35.html

11. http://www.mega-e.su/view_post.php?id=2233

12. http://www.leav.ru/sk1/ix.html 

Информация о работе Экономическое стимулирование охраны земель