Экономическое стимулирование охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование мер экономического стимулирования охраны земель.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
рассмотреть правовые основы охраны земель
исследовать меры экономического стимулирования охраны земель
проанализировать методы позитивной и негативной мотивации экономического стимулирования охраны земель

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Правовые основы охраны земель……………………………………………..4
2. Экономическое стимулирование охраны земель……………………...........11
3. Методы позитивной и негативной мотивации экономического стимулирования охраны земель………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………21
Библиографический список……

Файлы: 1 файл

МОЯ контрольная.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     Для предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном постановлением Правительства РФ (п. 6 ст. 13 ЗК РФ). Так, Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами» утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555.

     Охрана  земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов. Федерации. При этом следует учитывать предписания ФЗ от 19 июня 1996 г. «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», ФЗ от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ФЗ от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

     Предписания нормативных правовых актов о  рациональном использовании земель реализуются правообладателями  земельных участков. Закон [1, ст. 13] обязывает их проводить мероприятия по:

- сохранению почв и их плодородия;

- защите земель от воздушной и ветровой эрозии, селей, подтопления, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

- защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

- сохранению достигнутого уровня мелиорации;

- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

- сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

     При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ  и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

     В целях повышения заинтересованности правообладателей земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах [1, ст. 13].

     Использование земель оказывает в ряде случаев  неблагоприятное воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на другие объекты природы: воды, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух.

     Земля и почвы, согласно ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отнесены к числу объектов охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности [3, ст.13].

     Таким образом, целями правовой охраны земель являются поэтому не только обеспечение сохранения благоприятного состояния земель, но и сопредельных с ними природных объектов, всей окружающей среды в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ  ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ 

     Согласно  ст. 105 ЗК РФ экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности [1, ст.105].

     Экономическое стимулирование охраны земель включает:

  • выделение и использование средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также средств, поступающих в порядке штрафов и из иных источников, на восстановление плодородия почв, проведение агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий благоустройство территорий поселений, развитие федеральной и межпоселковой инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с федеральными, региональными и местными программами;
  • освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, на период, предусмотренный проектом производства работ, а также занятые противоэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными лесонасаждениями;
  • компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты.

     Допускается полная или частичная компенсация собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков произведенных ими затрат на использование и охрану земель, повышение плодородия почв. Она производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

     Экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование  и охрану земель следует понимать как побуждение к активным действиям и как поощрение за уже достигнутые результаты.

     При небрежном использовании сельскохозяйственные земли страдают сильнее, чем другие категории земель. Например, химическое загрязнение земель промышленности во многих случаях не препятствует сложившемуся способу их использования. Химическое же загрязнение сельскохозяйственных или лесных земель способно надолго вывести их из строя. Тем не менее правовые требования охраны и рационального использования касаются не только сельскохозяйственных и лесных, но также иных земель [8, с.234].

     Необходимость экономического стимулирования предусматривается  не для всяких хозяйственных мер  землепользователя, направленных на охрану, защиту и воспроизводство плодородия почв, а только таких, которые имеют непреходящее значение. Например, нет необходимости специально поощрять меры пользователя земли по удобрению почв, которые являются обычными и повседневными стандартными приемами агротехники в данной местности. Точно так же нельзя ставить ему в заслугу меры по борьбе с сорняками. Появление определенных видов сорняков на полях – это, безусловно, одно из «негативных последствий» плохой обработки почвы, о котором говорится в ст. 105, но на эти случаи ст. 105 не распространяется, так как нельзя смешивать текущие и капитальные работы по охране и улучшению земель. За непринятие мер по устранению сорняков предусматривается, как известно, административная ответственность, но это уже не экономическое, а принудительное стимулирование.

     Земельный Кодекс содержит ряд независимых друг от друга групп условий, наличие которых дает право пользователям земли на получение финансовой поддержки за счет госбюджета. Эти условия следующие:

1) необходимость  восстановления земель, нарушенных  не по вине пользователей земли,  за счет госбюджета. Здесь подразумевается  прежде всего рекультивация земель, ранее временно предоставленных горным предприятиям, изыскательским партиям и другим пользователям. Но средства для рекультивации выделяются (в том числе из госбюджета) не пользователям земли, а организациям, повредившим эти земли, на которые возлагается обязанность провести рекультивацию земель и передать их пользователю. Главным здесь надо считать обязательство государства предоставить (вернуть) рекультивированную землю прежнему пользователю земли, который будет иметь экономический стимул для ее дальнейшего использования.

     Этим  обеспечивается стабильность использования  земли. Более того, если пользователь земли знает, что земля будет  ему возвращена, он будет уделять  внимание проекту рекультивации  и качеству работ; можно ждать, что он проявит необходимый интерес к своему будущему землепользованию, начиная со стадии отвода части его земли во временное пользование.

     Однако  не во всех случаях площади горных выработок на сельскохозяйственных площадях удается вернуть в сельскохозяйственное или лесохозяйственное производство. Если они достаточно обширны, их заравнивание и окультуривание может обойтись слишком дорого. В этих случаях, возможно, на образовавшемся карьере целесообразнее устроить водоем или отвести его для других нужд (например, садоводства, облесения и т.п.). При этом не обязательно новое угодье будет возвращено прежнему пользователю (он сам не всегда будет требовать такого возвращения). Поэтому обязательство государства возвращать рекультивированные земли прежнему пользователю следовало бы ограничить теми условиями, которые будут заложены в проектах рекультивации;

2) освобождение  от платы за земельные участки,  находящиеся в стадии сельскохозяйственного  освоения, на период, предусмотренный  проектом производства работ.  Это правило исходит из того, что в период освоения новых или мелиорирования уже используемых земель эти угодья являются бесхозными. Освобождение от платы за такие участки представляется даже не льготой, а финансово-правовым выражением известного экономического факта. В настоящее время многие мелиорированные проекты не содержат полного "расписания" намечаемых работ, т.е. не предусматривают точных сроков их начала и окончания. Это серьезный пробел. Вместе с тем закон не предусматривает альтернативного варианта регулирования, а именно отсрочки (переноса) платежа за осваиваемый участок на более поздний срок Этот вариант и более справедлив, и более выгоден для «казны», так как невыплаченные пользователем суммы не пропадают для нее вовсе, а только востребуются позднее. Для этого есть и экономическое основание, после проведения мелиорации участок должен давать больше дохода, чем раньше. Указанный вариант регулирования имеет немалое дисциплинирующее значение. Он препятствует проведению недостаточно. Продуманных или недостаточно обеспеченных мелиоративных работ, при которых ни общество, ни пользователь земли пользы не получают;

3) частичная  компенсация пользователя земли  из средств госбюджета за снижение  дохода, которое произошло в результате  временной консервации земель, нарушенных не по вине пользователя угодий.

     Здесь приводится ситуация, сходная с временным  изъятием сельскохозяйственных земель для горнодобывающих предприятии или изыскательских работ. Разница в том, что временное изъятие производится легально, так что последствия оказываются предсказуемыми, тогда как рассматриваемый случай относится к непредсказуемым нарушениям. Например, если поверхность поля проседает под воздействием горных выработок, это поле приходится переводить в разряд временно непригодных площадей. На соответствующее горнодобывающее предприятие возлагается обязанность привести поле в пригодное состояние, хотя площадь этого поля никогда предприятию не отводилась и не должна была отводиться.

     Возможны  и другие случаи консервации земли в случае ее химического отравления соседними промышленными производствами, прекращения ведущихся на ней мелиоративных работ, непредвиденного подтопления или засоления и т.п. Однако в двух последних случаях уместна помощь пострадавшему хозяйству не за счет госбюджета, а за счет госстраха.

     Естественно, что выпадение из производства части  продуктивной площади вызывает у  соответствующего хозяйства либо прямые убытки, требующие дополнительных затрат, либо компенсации упущенной выгоды. Этим можно объяснить, почему закон предусматривает «частичную компенсацию» затронутых хозяйств.

     Возможны  соответствующие выплаты не только за счет бюджета. Если нарушения вызваны  работами конкретного горнодобывающего предприятия, то компенсация должна выплачиваться за счет предприятия, причинившего вред [7, с.211].

     Первоначально компенсация должна выплачиваться  в виде страхового вознаграждения, но свой риск от воздействия на почву  горных выработок должно возместить опять-таки горнодобывающее предприятие  в размере неполученного хозяйством дохода;

4) материальное поощрение пользователей земли, выполнивших работы по улучшению качества земель, повышению плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда.

     Эта норма – центральная для земельно-мелиоративного законодательства в целом Законодатель не уточняет форм возможного поощрения, оставляя их на усмотрение государственных органов – исполнителей закона. Но если попытаться проанализировать действия государственных органов, то можно увидеть три основные формы поощрения.

а) льгота при плате за землю;

Информация о работе Экономическое стимулирование охраны земель