в зависимости от их целевого
назначения и их перевод из одной категории
в другую;
- Изъятие и предоставление земельных
участков;
- Государственный земельный
контроль.
Функции управления осуществляются
с помощью методов управления и форм управления.
[5]
Методы управления – способы
государственного воздействия на поведение
и деятельность управляемых, для обеспечения
рационального использования и охраны
земель:
- Административные – прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения;
- Экономические – создание условий экономической заинтересованности у участников земельных отношений и моральное поощрение (награды, грамоты, звания и т. д.).
Форма управления – конкретные
действия, производимые в процессе осуществления
государственного управления:
- Правовые – действия направленные на создание юридически важных документов (издание актов правового, заключение договоров и др.);
- Неправовые – действия направленные на осуществление организационных и материально-технических действий (финансовое обеспечение, техническое обеспечение и др.).
3 Система органов осуществляющих
управление земельным фондом
РФ
Система государственного земельного
управления – система высших органов
исполнительной власти в РФ, министерств
и ведомств, в компетенцию которых входит
обеспечение исполнения земельного законодательства.
В систему государственного земельного
управления могут входить также местные
органы самоуправления, в той степени,
в какой им переданы (делегированы) полномочия
государственного земельного управления.
Государственное земельное
управление имеет свою внутреннюю структуру.
Структура – построение системы органов,
их взаимное расположение. Структура государственного
управления определяется различными факторами,
среди которых – политика и задачи государства
в области упорядочения земельных отношений,
особенности правового регулирования,
государственного устройства, установленные
механизмы реализации. Структура может
также зависеть и от сложившихся традиций,
стереотипов государственных решений,
финансовых, материальных и технических
возможностей государства.
Государственное земельное
управление входит в совместное ведение
РФ и субъектов РФ. Соответственно органы
государственного земельного управления
расположены на двух уровнях исполнительной
власти – федеральном и субъектном, образуя
единую систему исполнительной власти
в РФ. Государственное земельное управление
может осуществляться также на третьем,
местном уровне, если местным органам
самоуправления передана часть государственных
управленческих полномочий в области
регулирования земельных отношений.
Органы управления земельным
фондом РФ составляют единую целостную
систему.
В зависимости от того, какой
компетенцией по управлению земельным
фондом наделены органы государственного
управления, они подразделяются на две
группы:
- органы общей компетенции —
это такие органы государственного (муниципального)
управления земельным фондом, которые
осуществляют общее руководство и регулирование
всех земельно-правовых отношений (Правительство
РФ; государственные органы исполнительной
власти субъектов РФ; органы местного
самоуправления, в пределах полномочий,
переданных им государством.);
- органы специальной компетенции
— это органы государственного (муниципального)
управления земельным фондом, наделенные
узким кругом полномочий в области управления
земельным фондом и выполняющие задачи,
ограниченные конкретной сферой управления
(министерство экономического развития
и торговли, министерство природных ресурсов,
федеральное агентство по управлению
государственным имуществом, федеральная
служба по надзору в сфере экологии и природопользования,
федеральное агентство водных ресурсов,
федеральное агентство лесного хозяйства). На министерства возложены полномочия по нормативному правовому регулированию земельных отношений в рамках компетенции федеральных органов исполнительной власти. [5]
Органы общей компетенции:
- Правительство РФ обеспечивает
проведение единой государственной политики
в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности; принимает меры по реализации
прав граждан на благоприятную окружающую
среду, по обеспечению экологического
благополучия организует деятельность
по охране и рациональному использованию
природных ресурсов, регулированию природопользования;
[6]
- Субъекты РФ осуществляют общее
управление путем изъятия земель для
нужд субъекта РФ; разработки и реализации
региональных программ использования
и охраны земель, находящихся в границах
субъектов РФ, управления и распоряжения
земельными участками, находящимися в
их собственности. Полномочия высшего
органа исполнительной власти субъекта
РФ конкретизируются в региональном законодательстве.
Компетенция этих органов определяется
как федеральным законодательством, так
и законодательством соответствующих
субъектов РФ, в частности их конституциями
и уставами; [4]
- Органы местного самоуправления
осуществляют общее управление путем осуществления предоставленных им государством полномочий по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель, изъятию земельных участков для муниципальных нужд, управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а так же в неразграниченной государственной собственности, если законодательством не предусмотрено иное.[5] Компетенция этих органов определена в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [7]
Органы специальной компетенции:
- Министерство экономического
развития РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования, в том числе имущественных отношений, земельных отношений, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ и т.д.; [8]
- Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом (Росимущество) является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Этому агентству переданы все функции упраздненных Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии;
- Министерство природных ресурсов
и экологии РФ (МПР России) является федеральным
органом исполнительной власти, реализующим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере изучения, использования, воспроизводства,
охраны природных ресурсов, включая управление
государственным фондом недр, использование
объектов животного мира и среды их обитания,
особо охраняемые природные территории,
а так же в сфере охраны окружающей среды. МПР осуществляет координацию и контроль находящихся в его ведении:
- Федеральное агентство водных
ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а так же правоприменительные функции в сфере водных ресурсов;
- Федеральная служба по надзору
в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;
- Федеральное агентство по недропользованию. [9]
- Министерство сельского хозяйства
РФ (Минсельхоз России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию,
оказанию государственных услуг в сфере
агропромышленного комплекса, включая
животноводство, ветеринарию, растениеводство,
карантин растений, плодородие почв и
др. Осуществляет координацию и контроль
деятельности находящейся в его ведении
Федеральной службы по ветеринарному
и фитосанитарному надзору;
- Федеральное агентство лесного
хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по оказанию государственных
услуг, управлению государственным имуществом
и по реализации государственной политики
в области лесных отношений. [4]
Федеральные органы исполнительной
власти осуществляют свои полномочия
на территории субъекта РФ непосредственно
или через создаваемые ими территориальные
органы.
В соответствии со ст. 77 Конституции
РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают
систему органов государственной власти.
[10]
4 Функции государственного
управления земельным фондом
Деятельность
по управлению землями раскрывается через
функции, каждая из которых представляет
собой обособленный вид деятельности,
имеющий свою непосредственную цель, порядок
осуществления.
Функция государственного управления
земельным фондом – это постоянное направление
деятельности в области обеспечения рационального
использования и охраны земель.
Виды
и содержание функций управления землями
определяются законодательством в соответствии
с социальными, экономическими, научно-техническими
требованиями, предъявляемыми к организации
рационального использования и охраны
земель.
Функции
управления землями различаются между
собой системой органов, их осуществляющих,
местом и значением в управлении, юридическими
последствиями.
Основными функциями государственного
управления земельным фондом являются:
- Мониторинг земель;
- Землеустройство;
- Планирование использования
и охраны земель;
- Отнесение земель к категориям
в зависимости от их целевого
назначения и перевод из одной
категории в другую;
- Изъятие и предоставление земельных
участков;
- Государственный земельный
контроль.
Рассмотрим каждую из функций
более детально.
- Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земельного фонда.
Мониторинг
земель, является составной частью экологического
мониторинга, представляющего собой комплексную
систему наблюдений за состоянием окружающей
среды, оценки и прогноза изменений состояния
окружающей среды под воздействием природных
и антропогенных факторов.
В соответствии
с постановлением Правительства РФ «О
государственном экологическом мониторинге
(государственном мониторинге окружающей
среды) и государственном фонде данных
государственного экологического мониторинга
(государственного мониторинга окружающей
среды)» - [11] он включает в себя мониторинг
атмосферного воздуха, земель, лесов, водных
объектов, объектов животного мира, уникальной
экологической системы озера Байкал, континентального
шельфа Российской Федерации, состояния
недр, исключительной экологической зоны
Российской Федерации, внутренних морских
вод и территориального моря Российской
Федерации.
Собственно
мониторинг земель регламентируется ст.
67 ЗК РФ, постановлением Правительства
РФ «Об утверждении Положения об осуществлении
государственного мониторинга земель»,
нормативными правовыми и иными правовыми
актами субъектов РФ, органов местного
самоуправления (например, целевыми программами).
[12]
Задачи мониторинга:
- Своевременное выявление изменений
состояния земель, оценка этих изменений,
прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению
и устранению последствий негативных
процессов;
- Информационное обеспечение
деятельности по ведению государственного
земельного кадастра и иных функций государственного
и муниципального управления земельными
ресурсами, а так же землеустройства;
- Обеспечение граждан информацией
о состоянии земель. [5]
Источник - Положением об осуществлении
мониторинга земель, утвержденный постановлением
Правительства РФ. [12]
Виды мониторинга земель:
- Федеральный, осуществляется на всей территории РФ;
- Региональный осуществляется на территории одного субъекта