Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Понятие государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Под гос-венным регулированием в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что, несмотря на усиление в современный период экономических методов управления, роль административно-правового механизма в охране природной среды остается значительной и во многом определяющей. Необходимо также иметь в виду особую специфику организации управления в сфере использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражающуюся в комплексном подходе к их использованию и охране, в разделении хозяйственно- организаторских и контрольно-надзорных полномочий.

Файлы: 1 файл

ЗП т5.docx

— 43.39 Кб (Скачать)

в) требования о признании неправомерными прекращения местной администрацией права собственности на землю  и пользования  земельными участками и их аренды;

г) жалобы собственников земельных  участков и землепользователей на решение  местной администрации о предварительном  согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для  государственных и общественных нужд;

д) жалобы собственников земли, арендаторов  о признании недействительными  актов, изданных государственными или  иными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требований законодательства;       

е) требования о признании преимущественного  права наследования земельнбго участка  после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также  о преимущественном праве наследования земельного участка для ведения  личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства, а также о наследование права  аренды;

ж) требования о признании неправомерным  отказа администрации в предоставлении служебного надела, а также отказа в сохранении права пользования  служебным наделом за лицами, перечисленными в ЗК РФ;

з) требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или  временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников  земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в  результате влияния, вызванного деятельностью  предприятий, учреждений, организаций  и граждан;

и) требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его  загрязнения, порчи и других нарушений  прав собственников земельных участков и землепользователей;

к) требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

л) требования о возмещении местной  администрацией стоимости произведенных  затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права  пожизненного наследуемого владения и  пользования земельными участками  и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцу или землепользователю о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного  состояния и порчей земель;

м) жалобы на решение местной администрации  о предоставлении земельного участка  другим лицам, которым ущемлены права  и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя (например, собственники в результате решения местной  администрации лишены подъезда к  своим земельным участкам);

н) споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании  земельным участком, в том числе  и в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

о) споры между садоводческим  товариществом и его членами, споры членов товарищества между  собой, а также споры между  супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка  или определения порядка пользования  этим участком;

п) споры между членами дачно-строительного  кооператива и кооперативом, а  также споры членов дачно-строительного  кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела.

Кроме того, в указанном выше постановлении  Пленума Верховного Суда РФ сказано, что судам неподведомственны  споры и жалобы, связанные с  предоставлением земель, их изъятием для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также иные земельные и имущественные споры, связанные с земельными отношениями, когда его участниками являются предприятия, их объединения, организации  любых организационно-правовых форм, включая колхозы, а также граждане и их объединения, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, поскольку по Арбитражному процессуальному кодексу  РФ указанные дела относятся к  юрисдикции арбитражного суда.

По предмету земельные споры  можно подразделить на споры, возникающие  по поводу:

1) определенных земельных прав. Например, права собственности на земельный участок, права преимущественного перед другими лицами возобновления арендных отношений, права на наследование земельного участка и т. п.;

2) признания поземельных прав, т.е. прав на недвижимость, связанных с правом на земельный участок. Например, право собственности на жилой дом и земельный участок, на котором он построен; право на сохранение членства в садоводческом товариществе и на садовый домик с садовым участком; право на гараж и место, на котором он расположен, а также право на пользование землями общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т. п.;

3) признания имущественных прав. Например, права на компенсацию убытков, причиненных правомерными или неправомерными действиями; права на урожай, выращенный до расторжения договора аренды земельного участка и т. п.

Основными причинами возникновения  земельных споров являются:

1) недостатки в действующем законодательстве. Так, недостаточно четко регламентированный порядок предоставления земель, находящихся в собственности или аренде, для проведения изыскательских работ может породить многочисленные споры о порядке возникновения отношений по временному предоставлению таких земель, по порядку компенсации расходов на их восстановление, по порядку исполнения договорных обязательств и соотношению их с производственно-хозяйственной деятельностью лиц, использующих землю на праве собственности или аренды и т. п.;

2) недостатки в доведении содержания вновь принятых нормативно-правовых актов до субъектов земельных отношений. Например, несвоевременное поступление сведений об изменившемся законодательстве неизбежно порождает необоснованные конфликты между теми, кто своевременно узнал об этих изменениях, и теми, кто не заботится о знакомстве со вносимыми в законодательство изменениями;

3) недостатки в работе должностных лиц государственного аппарата: покровительство монополистическим тенденциям, особенно в сфере нарождающегося частного предпринимательства в землепользовании; бюрократизм и волокита; недостаточная квалификация работников государственного аппарата и др.;

4) недобросовестное поведение отдельных субъектов земельных правоотношений, выражающееся в попытке строить свое материальное и финансовое благополучие за счет противоположной стороны по земельному спору.

Профилактика земельных споров заключается в устранении вышеперечисленных  причин и условий, порождающих эти  споры. В частности, основными профилактическими  мероприятиями следует признать:

1) совершенствование действующего законодательства, как земельного, так и смежного с ним. При этом совершенствование закона должно идти по трем основным направлениям:

а) совершенствования материальных норм права, в частности, более

четкой регламентации правомочий собственников, арендаторов земельных  участков и других лиц, использующих землю; прав на возмещение причиненных  им убытков; прав на компенсацию расходов, причиненных нарушением состояния  окружающей среды производственной деятельностью государственных  и иных организаций и т. п.;

б) совершенствования процессуальных норм права, от надлежащего действия которых зависит быстрота реализации правомочий субъектов и устранения конфликтных ситуаций. Например, принятое Положение о формировании специального фонда земель для ведения крестьянского  хозяйства, порядок рассмотрения и  решения дел о формировании крестьянских хозяйств и получении земель для  этой цели способствуют более оперативной  реализации прав граждан на ведение  крестьянского хозяйства и устранению возможных конфликтов в данного  вида отношениях;

в) совершенствования нормативных  актов, обеспечивающих применение материальных и процессуальных норм. Так, при возникновении  споров, возникающих из договора мены земельными участками, существенным подспорьем определения законности и справедливости данной сделки служит ГОСТ (обеспечительный  нормативный акт), в котором закреплены основные признаки меняемых участков, квалифицирующих эти участки  в качестве сельскохозяйственных или  несельскохозяйственных, относящих  к тем или иным земельным угодьям;

2) совершенствование практики доведения до всех граждан и юридических лиц, находящихся на территории России, вновь принимаемых нормативно-правовых актов.Согласно ст. 15 Конституции России любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также его обязанности, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не могут применяться в России; подзаконные нормативные актыминистерств и ведомств, не прошедшие государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, также являются недействительными.

Обязательная публикация вновь  принимаемых нормативных актов, а также их изменений в установленных  периодических изданиях, способствуя  совершенствованию правосознания  субъектов земельных правоотношений, устраняет значительное число причин и условий, порождающих земельные  споры;

3) правовое обеспечение деятельности должностных лиц органов государственной власти, от которых зависит решение земельных вопросов и особенно той их части, где могут возникать конфликтные ситуации. Так, неправомерные действия данных лиц, если они причинили существенный вред охраняемым правам граждан и иных лиц, государственным интересам, наказуемы и в уголовном порядке, если эти действия совершены с превышением служебных правомочий либо не совершались (ненадлежаще совершались) те действия, которые должностные лица обязаны были совершить. Законом о конкуренции на товарных рынках и ограничении монополистической деятельности признаются незаконными акты органов управления и должностных лиц, которыми оказывается протекция одним субъектам земельных правоотношений и ущемляются права других. В гражданском и арбитражном процессе предусмотрено ведение специальной категории споров о признании недействительными указанных актов.

Совершенствование законодательства в данной сфере должно быть направлено на расширение круга лиц, могущих  обжаловать незаконные действия указанных  органов и их работников;

4) пресечение недобросовестного  поведения отдельных субъектов  земельных правоотношений, их незаконного  стремления строить свое финансовое  и материальное благополучие  за счет других лиц и порождения  вследствие этого заведомо незаконных  заявлений. Этому служат такие  положения в законодательстве, как  институт взыскания морального  вреда, получивший полноправное  действие; институт гражданской  пошлины, которую заявитель, обращаясь  в суд, обязан предварительно  заплатить (иначе дело не подлежит  рассмотрению) (ст. 82, 130 ГПК); в случае  проигрыша дела данная пошлина  уплачивается им полностью, возложение  ее на другую сторону спора  возможно лишь при проигрыше  дела последней (ст. 90 ГПК);

5) профилактика земельных споров. Ей способствует и правильное разрешение дел в судах, арбитражных и третейских судах, поскольку ошибки в решении споров порождают дополнительные жалобы, кассационные и надзорные производства и т. п.

Правильному же решению земельных  споров способствует эффективная работа надзорных инстанций, обобщающих дела по наиболее сложным вопросам, по которым  имеются значительные пробелы в  действующем законодательстве; вынесение  пленумами судов руководящих  определений и постановлений, публикующихся  в Бюллетене Верховного Суда РФ, в Вестнике Высшего арбитражного суда РФ и в других официальных  периодических изданиях.

Наконец, профилактике земельных споров служит освещение деятельности судов  по рассмотрению данной категории дел  в средствах массовой информации и по телевидению, их надлежащая оценка.


Информация о работе Государственное регулирование