Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Понятие государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Под гос-венным регулированием в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что, несмотря на усиление в современный период экономических методов управления, роль административно-правового механизма в охране природной среды остается значительной и во многом определяющей. Необходимо также иметь в виду особую специфику организации управления в сфере использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражающуюся в комплексном подходе к их использованию и охране, в разделении хозяйственно- организаторских и контрольно-надзорных полномочий.

Файлы: 1 файл

ЗП т5.docx

— 43.39 Кб (Скачать)

Нарушением прав собственников  земельных участков могут быть причиненные  убытки, подлежащие возмещению в полном объеме виновными лицами. Причиненные  убытки подлежат возмещению также землепользователям, землевладельцам и арендаторам  земельных участков. Под убытками понимают расходы, которые лицо, чье  право нарушено, произвело или  должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение  его имущества (реальный ущерб), а  также неполученные доходы, которые  лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право  не было нарушено (упущенная выгода).

Данное правило действует  также в случае, когда убытки причинены:

  • изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 
  • ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; 
  • временным занятием земельных участков; 
  • ограничением прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Но речь идет не о всех категориях земель, а только о тех, которые составляют основу сельскохозяйственного  производства и лесного хозяйства. Правом на возмещение убытков во всех случаях пользуются землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных  участков. Собственникам убытки, причиненные  изъятием земельных участков, не возмещают. В этом случае должны быть применены  нормы об их выкупе.

Размер возмещения убытков  определяют с учетом стоимости имущества  на день, предшествующий принятию решения  об изъятии земельного участка, временном  занятии или ограничении прав на земельный участок.

Ранее земельные споры  рассматривали в административном порядке, и обращение в суд  было возможно только после принятия решения местной администрацией. Но Земельный кодекс РФ в императивном порядке требует рассмотрения земельных  споров только судом. Подведомственность того или иного спора суду общей  юрисдикции или арбитражному суду определяют в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством  РФ, а именно АПК РФ и ГПК РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, связанным  с земельными отношениями, одной  из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской  деятельностью. Арбитражные суды занимаются спорами, возникшими между юридическими лицами, и спорами, одной из сторон в которых выступают индивидуальные предприниматели.

Помимо этого Земельный  кодекс РФ предусматривает, что до принятия дела к производству судом земельный  спор может быть передан сторонами  на разрешение в третейский суд. Это  негосударственный юрисдикционный орган. В России действуют третейские суды двух видов: постоянно действующие  и создаваемые самими спорящими  сторонами для разрешения конкретного  спора.

4)  Понятие и причины возникновения земельных споров

 

 

Спором, в общем понимании этого  слова, является взаимное притязание двух или нескольких лиц (сторон) на один и тот же объект, разрешаемое путем  состязания (словесного доказывания, отстаивания  своей точки зрения) в судебном процессе. Например, гражданин, вынужденный  провести мероприятия по устранению сорной растительности на соседнем участке, поскольку сорняки стали заражать его участок, предъявляет иск  к нарушителю правил борьбы с сорняками  о возмещении понесенных расходов, а нарушитель отказывается возместить, полагая, что не обязан тратиться  на устранение сорняков в той части  участка, которую временно не использовал. В данном случае обе стороны имеют  притязание на стоимость расходов: одна требует оплатить, другая считает, что не должна платить.    

Земельный спор — это  обсуждение и доказывание своих  прав на землю с соблюдением установленной  процессуальной процедуры и равноправия  перед законом всех участников земельных  отношений.

Предметом земельного спора может  являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т. д.

Сторонами в спорах, помимо собственников  земли, других пользователей, могут  быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а  также органы власти и управления, принявшие решение по земельным  вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.

Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения  прав пользователей землей. Споры  могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных  отношений.

Разрешение земельного спора — это правоотношение, урегулированное  нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального  права.

Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно. Это  споры по поводу предоставления, изъятия, порядки пользования землей, а  также возмещения затрат, возникающих  в связи с земельными отношениями.

Земельные споры могут быть классифицированы в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные, а  также по объекту, субъекту спора  и другим основаниям.

Рассмотрим их по отдельности.

1. Споры, возникающие по поводу  предоставления земельных участков. Они бывают следующих разновидностей:

а) по поводу нарушения правил предоставления земельных участков. Так, при предоставлении земель под строительство объектов, затрагивающих экологические интересы населения, в необходимых случаях  решения должны приниматься по результатам  обсуждения или референдума (ч. 2 ст. 41 Закона об охране окружающей природной  среды), и если решение об отводе участка вынесено вопреки волеизъявлению населения, то заинтересованные лица через  своих представителей или непосредственно  вправе оспаривать в суде свои нарушенные права; равным образом вправе оспаривать незаконное предоставление участка  другим лицам победитель в конкурсе на организацию крестьянского (фермерского  хозяйства (п 73 ст. 4 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

б) по поводу нарушения границ землепользовании, происшедшего при отводе земельных  участков. Например, отводя участок  в собственность тех или иных лиц, землеустроительная служба допустила  ошибку в вычислении границ нового землепользования и отвела часть  уже принадлежащей другому собственнику земли новому землепользователю; в  ходе землепользования соседний землепользователь  самоуправно прирезал себе часть  земельной площади соседа; соседний землепользователь незаконно перекрыл земельный переход, являющийся местом общего пользования и т.п. Во всех этих случаях потерпевшее лицо, его  представители и иные заинтересованные лица вправе обращаться с иском в  суд и по суду добиваться восстановления нарушенных прав.

2. Споры, возникающие в ходе  осуществления прав на использование  земли. Как собственник, так  и арендатор, а равно иные  лица, осуществляющие использование  земли, вправе оспаривать по  суду:

а) вмешательство в их хозяйственную  деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется  законом и всякие ограничения  этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных  законом случаях, если этого требуют  интересы национальной безопасности и  охраны окружающей среды. Так, собственник  земельного участка вправе оспаривать незаконные действия соседнего землепользователя, который строительством объекта  на границе участков затеняет выращиваемые сельскохозяйственные культуры, снижая их урожайность;

б) создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению  правомочий по владению, пользованию  и распоряжению земельным участком. Например, если выстроенная по соседству  с садоводческим товариществом  фабрика сбросами вредных веществ  препятствует собственникам выращивать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, то товарищество, как и  каждый отдельный его член, вправе предъявить иск к этой фабрике  об устранении данных препятствий (прекращении  сброса вредных веществ).

3. Споры, возникающие при изъятии  земельных участков, могут быть:

а) по поводу незаконного решения  об изъятии земельного участка. Например, местная администрация принимает  решение об изъятии земельного участка  как используемого нерационально, и арендатор земли вправе доказывать по суду незаконность этих притязаний, поскольку снижения урожайности  земли не произошло, мероприятия  по повышению плодородия проводились  своевременно и правильно;

б) по поводу незаконных требований (или  законных требований) досрочного прекращения  договора аренды земли в связи  с нарушением договорных обязательств арендатором. Так, арендатор вправе доказывать по суду, а арендодатель опровергать в судебном заседании  несоответствие или соответствие хозяйственной  деятельности арендатора положениям договора аренды данной земли.

4. Земельные споры, возникающие  из негаторных (владельческих) исков.  В случае нарушения земельных  прав собственников или других  землепользователей они вправе  обратиться в суд о прекращении  неправомерных действий со стороны  нарушителя и о возмещении  причинённых им убытков.

5. Земельные споры, возникающие  в связи с земельно-планировочными  работами. Такие споры часто встречаются  в жизни. Они, как правило,  имеют сложный юридический состав. Специфика этих споров заключается  в том, что ответчиками или  соответчиками в этих спорах  являются, как правило, органы  государственной власти, которые  осуществляют в отношении этих  земель свои земельные права.  Эти споры возникают, когда  ведут строительство крупных  объектов (водохранилищ, железных и  автомобильных дорог, таких, например, как скоростная дорога Москва—Санкт-Петербург  и др.) и когда затрагиваются  интересы многих пользователей  землей.

6. Споры по поводу возмещения  убытков, причиненных в ходе  осуществления земельных правоотношений. Их можно подразделить:

а) взыскание по суду убытков, причиненных  правомерными действиями, которые, в  свою очередь, подразделяются на:

взыскание убытков, причиненных изъятием земель или временным занятием земельных  участков, ограничением прав лиц, использующих землю, или ухудшением качества земель, которые совершены в соответствии с законом или не в противоречии с ним. В таком случае суды обязаны  решать дело с применением специального Положения, в котором есть определенные ограничения во взыскании убытков;

взыскание убытков, причиненных иными  правомерными действиями. Например, причинение убытков, совершенное в состоянии  крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ). В таком случае суд вправе привлечь к участию третьих лиц, в интересах  которых действовало лицо, причинившее  этот вред, возложить на них обязанность  возмещения этого вреда и т. п.;

б) взыскание убытков, причиненных  неправомерными действиями. При решении  дел данной категории применяются  общегражданские правила возмещения вреда, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ (полное возмещение причиненного вреда  виновными лицами), с учетом особенностей объектов, которыми причинен вред. Например, вред, причиненный источником повышенной опасности, владелец его обязан возместить независимо от своей виновности или  невиновности (ст. 1079 ГК РФ).

В соответствии с постановлением Пленума  Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 в редакции постановления Пленума  от 21 декабря 1993 г. № 11* суды вправе принять  к производству и рассмотреть  по существу дела по спорам, связанным  с земельными отношениями, одной  из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской  деятельностью (в том числе ведущих  крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных  лиц на решения местной администрации  по земельным спорам (ст. 46 Конституции  РФ). 

 

*См. Постановление  Пленума Верховного Суда РФ  «О некоторых вопросах, возникших  у судов при применении законодательства  о земельной реформе» от 22 апреля 1992 г. № 6 в редакции постановления  Пленума от 21 декабря 1993 г. // Сборник  постановлений Пленума Верховного  Суда РФ 1961—1993 гг. С. 120-124 и постановления  Пленума Верховного Суда РФ  от 25 октября 1996 г. № 10. «О некоторых  вопросах, возникающих у судов  при применении законодательства  о земельной реформе» // Бюллетень  Верховного Суда РФ. 1997. № 1. С. 9—1?. При определении подведомственности  земельных споров арбитражному  суду следует руководствоваться  ст. 25 ГПК РФ, ст. 22 АПК РФ 1995 г., постановлением  Пленума Верховного Суда РФ  и Высшего Арбитражного суда  РФ от 18 августа 1992 г. № 12 «О  некоторых вопросах подведомственности  судам и арбитражным судам».( Вестник  ВАС РФ. 1992. №1). 

 

Согласно указанному постановлению  Пленума Верховного Суда РФ, судам, в частности, подведомственны:

а) требования о признании неправомерным  отказа местной администрации в  предоставлении земельного участка, в  том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного  подсобного хозяйства, строительства  индивидуального жилого дома, для  индивидуального садоводства и  огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 8 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»);

б) жалобы на отказ в регистрации  и выдаче соответствующей администрацией государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, а  также на отказ в регистрации  заключенного договора аренды земли;                                               

Информация о работе Государственное регулирование