Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 17:09, курсовая работа
Демографический кризис как угроза национальной безопасности России требуется преодолеть, что невозможно без повышения эффективности демографической политики. Поэтому в посланиях Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев называют преодоление демографического кризиса одной из главных задач государства.
Введение
1. Теоретические аспекты оценки угроз в демографической сфере
1.1Систематизация и оценка угроз в социальной сфере
1.2 Характеристика угроз в демографической сфере
1.3 Методы государственного воздействия на преодоление угроз в демографической сфере
1.4 Зарубежный опыт преодоления угроз в демографической сфере
2. Оценка угроз в демографической сфере РФ за 3 года
2.1 Оценка динамики численности населения
3.Заключение
4.Литература
1.5. Зарубежный опыт преодоления угроз в демографической сфере
Сегодня Запад охотно делится своим опытом регулирования демографическими процессами. К сожалению, мы от части его позаимствовали, рассчитывали, например, на иммиграцию. Однако история показывает, что опыт демографического развития западных стран является весьма полезным для России именно в плане того, чего следует избежать в своей семейно-демографической, национальной и культурной политике. Современный опыт государственного воздействия на демографическое развитие в странах Запада содержит комплекс противоречий, которые делают попытки некоторых западных государств, исправить внутреннюю демографическую ситуацию, слабо эффективными. Эти противоречия обнаруживаются как внутри самого общества, так и на уровне государства как политического института, осуществляющего регулирование общественных отношений. Обратимся к некоторым научным фактам и естественным законам демографического развития социума с целью вскрыть основные факторы демографической катастрофы Западных стран. Для самосохранения и будущего развития любому обществу необходимо самовоспроизводиться, обеспечивая тем самым замещение поколений людей. Эта потребность всегда являлась базовым условием физического и духовного выживания любого государственно-организованного социума. На этапе становления постиндустриального общества потребность репродуктивного воспроизводства (деторождения) начинает снижаться до критически низкого уровня, что не позволяет обеспечить самосохранение и будущее развитие общества. Потребность самосохранения вступает, таким образом, в противоречие с преобладающей в современных развитых обществах потребностью репродуктивного (демографического) воспроизводства, определяющей возможности дальнейшего существования нации. Это внутреннее противоречие можно объяснить, во-первых, новым этапом экономического развития постиндустриальной цивилизации закономерно порождающего бурный рост (а следом доминирование) социальных потребностей индивидуального материального воспроизводства, поглощающих собой потребность демографического (репродуктивного) воспроизводства, как одну из видов духовных потребностей, в связи с чем последняя снижается до критически низкого уровня, во-вторых, ослаблением функций регулирования общественных отношений в сфере демографии такими социальными институтами как государство, церковь, СМИ, брак и семья. Осознание обществом потребности в поддержке необходимого для своего существования уровня демографического воспроизводства определяет реакцию государства в форме семейно-демографической политики, направленной на повышение рождаемости. Эта реакция обусловлена также и зависимостью жизнеспособности самого государства как политического института от реализации обществом функции демографического воспроизводства. Однако в условиях сложившихся доминирующих отношений в области гражданских прав и свобод, экономики и потребления, охвативших основные сферы общественной жизни в странах Западной Европы, осуществление государством функции регулирования демографическим развитием в направлении повышения рождаемости наталкивается на ряд определенных препятствий. Так, брачно-семейное, репродуктивное поведение под давлением постмодернистских потребностей свободы и независимости личных отношений все больше теряет свои традиционные институциональные основания и выходит из сферы регулирования государством. В то же время само государство поддерживает и развивает тенденции функционирования рынка, стимулируя области потребления в необходимых для чисто рыночных отношений, но препятствующих демографическому воспроизводству, направлениях (например, в области сексуальной культуры, моральной свободы, всевозможных развлекательных услугах, культивации внешнего материального наслаждения и пр.). Таким образом, пытаясь повлиять на репродуктивное поведение общества в направлении повышения рождаемости, государство продолжает поддерживать те тенденции развития и предложения рынка, которые формируют кризисную модель демографического поведения. Кроме того в современных западных обществах проблема защиты прав человека перешла границы традиционализма в сфере брачно-семейных, сексуальных отношений. В то время как традиционные брачно-семейные отношения для защиты своих прав, свобод и независимости нуждались в невмешательстве государства в личную жизнь семьи, то для институционально-правового закрепления нетрадиционных отношений это вмешательство потребовалось с целью защиты и обеспечения прав нетрадиционных форм сексуального поведения. Таким образом, новое противоречие в странах Запада связанно с выходом некогда деградационных форм сексуального поведения на институционально-правовой уровень в системе общественных отношений. Легализация прав сексуальных меньшинств в современных Европейских странах следствие как глубокой деградации мировоззрения, в результате развития новых ценностей и форм социального поведения, предлагаемых рынком (задающим сегодня трендовые поведения в различных сферах), так и политического поиска демократическим правовым государством новых форм социальных отношений, нуждающихся в защите их прав и свобод. В итоги современные попытки развитых западных государств повлиять на репродуктивное поведение общества в направлении повышения рождаемости с целью внутреннего самосохранения не приводят к существенным результатам. Эти попытки не могут преодолеть противоречия, связанные с поддержкой государством доминирующих тенденций развития глобального рынка, блокирующих реализацию духовных потребностей репродуктивного воспроизводства, а также с правовой и идеологической поддержкой государством нетрадиционных форм сексуального поведения (легализацией прав сексуальных меньшинств), что, по сути, блокирует социальную поддержку традиционных отношений, разрушает институт семьи и закрепляет в обществе сексуальные отношения, неспособные осуществлять функцию воспроизводства поколений. Таким образом, демографическое развитие – это совокупный результат жизнедеятельности всего общества, его экономической, политической, культурной и др. сфер. Вместе с тем роль государства в жизнедеятельности общества является главной направляющей силой. Сегодня в странах Запада государство способствует развитию тех факторов, которые приводят к демографическому кризису. Между тем, для эффективного ответа современным вызовам роль государства в демографическом развитии крайне необходима именно для устранения имеющихся противоречий между экономическим, политико-правовым, культурным и демографическим развитием, без которого все остальное не имеет смысла.
2. Оценка угроз в
2.1 Оценка динамики численности населения
В 2010 году в Российской Федерации родилось 1788948 человек (коэффициент рождаемости — 12,5), умерло 2028516 (коэффициент смертности — 14,2). В 2010 году произошёл небольшой подъём смертности, основной причиной которого была Аномальная жара, обрушившаяся на Россию в июле-августе. Естественная убыль составила 239568 человек (коэффициент естественной убыли — 1,7). Миграционный прирост в 2010 году полностью компенсировал естественную убыль населения.
Росстат на сайте «Перепись 2010» разместил предварительные данные по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года. Согласно этим официальным данным, население России составило 142 905 200 человек
За январь — апрель 2011 г. отмечено снижение рождаемости в России по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 14,1 %). Смертность тоже снизилась на 20,6 %.
За 2012 год:
Естественный прирост в 2012 году отмечен в 40 субъектах федерации (18 — республики) против 28 (16 — республики) в 2011 году..
За 2013 год:
Естественный прирост в 2013 году отмечен в 43 субъектах федерации (18 — республики) против 40 (18 — республики) в 2012 году..
За 2014 года (с учётом Крыма):
Естественный прирост в 2014 году отмечен в 43 субъектах федерации (18 — республики) как и в 2013 году.
Согласно прогнозу специалистов Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М. В. Ломоносова население Российской Федерации к 2025 году сократится до 124,6 млн. человек, а к 2050 году достигнет показателя в 90,6 млн. человек
В 2013 году Всемирная организация здравоохранения сообщила в ежегодном докладе, что продолжительность жизни российских мужчин самая короткая среди населения Европы и Средней Азии: российские мужчины в среднем доживают лишь до 62,8 лет. В то же время занявшие первое место по продолжительности жизни мужчин израильтяне живут в среднем 80,1 года, британцы — 78,4 года, а испанцы — 78,8 года
Согласно некоторым расчётам, начавшийся в конце 2014 года в России экономический кризис может привести к новой волне роста смертности в РФ.
Заключение
Если сейчас не поднимать рождаемость, то в 2015 г. для стабилизации численности населения (при отсутствии миграции) будет необходим суммарный коэффициент рождаемости, равный 2,52, в 2020 г. — 3,03, в 2025 г. — 3,41, в 2030 г. — 3,58, в 2035 г. — 3,77, в 2040 г. — 4,12, в 2045 г. — 4,53 и в 2049 г. — 4,80 ребёнка на одну женщину. Повышение СКР до 2,1 маловероятно
Уровень рождаемости в 1,6 рождений на одну женщину едва ли будет существенно превышен в ближайшей перспективе
В ближайшие 10 лет (начиная с 2013 года) число молодых людей (в возрасте от 15 до 29 лет) в России, по прогнозу, уменьшится до 25 млн. По данным Росстата, в 2009 г. в России насчитывалось 33,7 млн молодых людей, в 2011 г. их число составляло 32,4 млн, а в 2012 г. — 31,6 млн.
Рассматривая перспективу демографического роста в РФ, нужно подчеркнуть, что согласно большинству прогнозов в XXI веке количество людей на территории РФ будет убывать. Так как по прогнозам ООН, в 2010 – 2050 гг. будет происходить ежегодная естественная убыль населения (около 510 тыс. человек в год). По прогнозам Росстата, в 2010 – 2030 гг. ежегодная убыль будет составлять 485 тыс. человек в год. Российская Федерация, как и любая страна в мире, сталкивается со старением населения, что приведёт впоследствии к сокращению населения трудоспособного возраста. Это повлечёт за собой увеличение социальных расходов, что может привести к проблемам с выплатой пенсий и различных социальных пособий.
Литература